Известны газостатические подшипники, содержащие вкладыш, установленный в корпусе с возможностью радиального нереыещення, охватывающий вал и имеющий отверстия для подачи рабочей среды от источника давления в зазор между этим вкладышем и валом, а также содержащие демпфирующее устройство с расположенными последовательно вдоль осп нодщинпика между корпусом и вкладышем упругими в радиальном нанравлении кольцами.
Однако известные нодшипники не обеснечивают достаточно надежной работы при высоки.х темнературах и малых давлениях наддува.
Предлагаемый нодшипник отличается тем, что упругие кольца выполнены металлическими, а между размещен сжатый в осевом направлепии с помощью упругих элементов, например тарельчатых нружин, пакет чередующихся дисков двух различных диаметров, большие из которых установлены в корпусе, а меньшие - на наружной -поверхности вкладыща, причем полости, ограниченные дисками, неносредственно взаимодействующнми с упругими элементами, соединены с упомянутым источником давления рабочей среды.
Па фиг. 1 изображен предлагаем подшип 1ик, продолы ый разрез; фиг. 2 - то же, вид сбоку.
Вал / проходит через расточку вклады 1 а 2, установле 1ного в обойме 3 на Сталлических центрирующ1 Х кольцах 4. Л ежДу ВКЛаДЫШеЛ уСта 10ВЛС11 аК01
дисков, абран11 1Й из дисков 5 диа.метра и дисков 6 л е Цзшего . Диски 5 установлен) в обойме, а 6 - на вкладыше.
Осевое сжатие ,ествляется 7, которая нрижата к накету дисков 8. Диски болы:пого и диаметро 5 установлены понеременно. Один из дпскои большого диаметра выполнен yтoлщeнil l. Этот диск 9 1меет на нарул ной новерх 1ост кольцевую канавку 10 и отверстия 11, через -;оторые в зазор нодшипн 1ка 1остунает па под давлением.
Газ ноступает из корпуса 12 через кольцеву о ка 1авку 13 и отверстия 14 в обойме 3. Крыщка 8 соеднне а болтами 15 с и обой.мой. Между фланцем крышкн i обойл ы расноложе абор 16 регул 1р 1(1щих нрокладок. При 1змене1 1 ia6opa iijx)кладок меняется усилие сжатия д 1сков пружиной 7. В расточке крыщкн 8 также уста новле 10 центрирующее металлическое 4. Оба кольца 4 соеди ены со вклад Н ем 2 и
соответственно с обоймой и крышкой при номощи штифтов 17. Центрирующее кольцо имеет чередуюш,иеся выстуны 18, направленные « центру и от центра кольца. Выступы соединены металлическими перемычками 19, которые деформируются под нагрузкой, допуская возможность перемещений вкладыша 2.
При вращении вала газ под давлением поступает в рабочий зазор подшиппика через отверстия 11 и питатели 20. За счет перепада давлений между внутренней полостью обоймы и окружающей атмосферой силы давления сжатого газа осуществляют осевое сжатие накета дисков. При этом режиме (высокое давлепие за компрессором) сжатые диски жестко фиксируют вкладыш в обойме в положении, заданном центрирующими кольцами 4. Демпфирование при этом осуществляется лишь за счет газового слоя в рабочем зазоре и подшипнике.
При иолете па малой скорости давлепие сжатого газа, поступающего в подшиппики, уменьшается. Сила, сжимаюп1ая пакет дисков 5 и 6: уменьшается. На этом режиме сила трения Между дисками зависит от усилия пружины. 7: Уменьшениесилы трения позволяет дискам 6 перемещаться относительно дисков 5, рассеивая энергию колебания вкладыша. Ротор устойчиво работает на высоких скоростях вращения. Центрирование вкладыща на всех режимах работы подшипника осуИ1ествляется упругими металлическими кольцами 4, зафиксированными от проворота с помощью штифтов 17. Пастройка демпфера осушествляется регулировкой толщины пабора 16 прокладок. При этом меняются усилие сжатня дисков, спла тренпя между дисками и величина энергии, рассеиваемой нри колебаниях.
Малый вес вкладыша и подвижных частей подшипника способствует увеличению эффективности демпфирования. Отсутствие резиновых деталей уменьшает чувствительность
демпфера к изменеиню рабочих те1мперат р. Стабилизация характеристик демпфера достигается нри нокрытии рабочих новерхиостей пакета дисков слоем твердонленочпой смазки.
Предмет изобретения
1. Газостатический подшиппик, содержаишй вкладыш, установле1Н1ый в корпусе с возможностью радиальиото неремещения, охватывающий вал и имеющий отверстия для подачи рабочей среды от источника давления в зазор между этим вкладышем и валом, а
также содержащий демпфирующее устройство с расположенными последовательно вдоль оси подшипника между корпусом и вкладышем упругими в радиальном направлении кольцами, отличающийся тем, что, с целью новышеПИЯ его экснлуатациоБной надежности нри высоких температурах и малых давлениях наддува, упругие кольца выполнены металлическими, а между ними размеще} сжатый в осевом направлении с номошью упругих элемептов, нанример тарельчатых пружин, пакет чередующихся дисков двух различных диаметров, большие из которых установлены в корпусе, а меньшие - на наружной поверхностн вкладыша.
2. Подшипник но п. 1, отличающийся тем. что полости, ограинченные дисками, непосредственно взаимодействующими с унругими элементами, соединены с уиомянутььм источником давления рабочей среды.
/ W fff
Фиг.}
Фиг, 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2013 |
|
RU2529070C1 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ РОТОРА | 2007 |
|
RU2328631C1 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2013 |
|
RU2542806C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1971 |
|
SU312088A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ жидкостного ТРЕНИЯдля | 1966 |
|
SU179724A1 |
Радиально-упорный подшипниковый узел | 2021 |
|
RU2771991C1 |
Радиально-упорный подшипниковый узел | 2021 |
|
RU2771989C1 |
Радиально-упорный подшипниковый узел | 2021 |
|
RU2771999C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2013 |
|
RU2523029C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2011 |
|
RU2489788C2 |
Даты
1971-01-01—Публикация