В высоковольтных электрических машинах на поверхности изоляции статорной обмотки, особенно на лобовой части, часто возникают поверхностные разряды и коронирование, которые вызывают постепенное разрушение изоляции. Разрушение изоляции молсет происходить и вследствие электрических разрядов в зазоре между стенкой паза и поверхностью изоляции обмотки.
Для устранения или ослабления разрушения изоляции поверхностными и коронными разрядами в высоковольтных электрических машинах часто используют нолупроводянще или проводящие покрытия, нанесенные на поверхность изоляции обмотки и соединенные электрически со статорным железом. Однако возникновение в них вихревых токов может привести, особенно в высокочастотных машинах, к нерегреву покрытия.
В предложенной обмотке для уменьшения потерь от вихревых токов в покрытии наружная поверхность изоляции обмотки снабжена нроводяш,им покрытием из изолированных металлических немагнитных проволок.
Проволоки располагают таким образом, чтобы они не образовывали замкнутых электрических контуров, сцепленных с магнитными потоками обмотки. Проводящее покрытие электрически соединено со статорпым железом.
Проводящее покрытие выполнено в виде проволок 1, расположенных вдоль лобовой части катушки 2 и изолированных от них поперечных проволок t:. Проволоки 1 соединены с металлической пластиной 4, а проволоки Л-с пластиной 5. Пластины служат для соединения покрытия со статорным железом.
Проводящее нокрытие может быть выполнено в виде спирали 6 из изолированной проволоки, навитой на лобовую часть 7 катушки. Спираль закреплена посредством металлического пояека 8, который одновременно служит для соединения ее со статорным железом, и посредством пояска 9, который может быть неметаллическим (см. фиг. 2).
В машинах с водяным охлаждением статорной обмотки вода подводится к катушке с помошью штуцера из изоляционного материала.
Для выполнения нроводящего покрытия может быть использована изолированная медная проволока. Например, для обмотки с напряжением 10000 в 1 частотой 20000 гц может быть использована нроволока диаметром 0,3 мм с толщиной изоляции 0,1 мм. Такая же проволока может быть использована для нроводящего покрытия обмотки с напряжением 20000 в и частотой 50 гц.
При изготовлении нредлагаемой конструкции обмотки целесообразно под проводящее покрытие вводить слой подклепвающего состава, а поверх указанного покрытия наносить слой изоляционного материала, как и в известных способах изготовления полупроводя1ЦИХ и нроводящих покрытий изоляции облшток. Предмет и з о б р е т е п и я 1. Обмотка ста гора высоковольтной электрической машины с проводящим покрытием из немагнитного материала, электрически еоединбННым со статорПым железом, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения потерь от вихревых токов в покрытии, оно выполнено из изолированных нроволок, не образующнх замкнутых электрических контуров, ецеплен ых е магнитными потоками обмотки. 2.Обмотка по п. 1, отличающаяся тем, что покрьггие состоит из двух слоев параллельно уложенных проволок с различным направлением укладки. 3.Обмотка по п. 1, отличающаяся тем, что покрытие выполнено в виде спиральной намотки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЛОБОВОЙ ЧАСТИ ОБМОТКИ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ МАШИНЫ | 2019 |
|
RU2772303C1 |
НАРУЖНАЯ ПРОТИВОКОРОННАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2562231C1 |
Высоковольтный трансформатор | 1979 |
|
SU838769A1 |
ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ОСЕВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1997 |
|
RU2193813C2 |
ТРЕХФАЗНЫЙ ГЕНЕРАТОР | 1962 |
|
SU430471A1 |
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU871278A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ДАТЧИК НАПРЯЖЕНИЯ | 1973 |
|
SU393703A1 |
БАНДАЖ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2020 |
|
RU2747567C1 |
СТАТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ МАШИНЫ | 2017 |
|
RU2707883C1 |
СИСТЕМА ЛОБОВОЙ ЧАСТИ ОБМОТКИ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ МАШИНЫ | 2020 |
|
RU2777723C1 |
УУЛ I I
-.
-S etfff 3 Fg|g4-
Даты
1971-01-01—Публикация