Применяющийся в огромном боль- инстве случаев брусчатый тип. дербвянных шлюзных . ворот, с одной стороны, не обладает достаточнйй жесткостью, всле/iствие чего в эксплоатйции такие ворота часто расшатываются или довольно быстро приходят даже в негодность, а с другой стороны, не позволяет применить дерево для случаев ворот, .предназначаемых держа.ть большие напоры воды, или б6льши по высоте, В виду этого для высоких ворот применялись уже металлические кон- i
струкции, что связано с расходом боль-, ших количеств ме,талла и более высокой
стоимостью металлических полотен ворот
по сравнению с деревянными.
В целях сокращения потребления металла, снижения стоимости строительства и расширения области применения деревянных ворот, наряду с повышением общеН жесткости их, по сравнению с брусчатым типом, в предлагаемых деревянных шлюзных воротах брусья отдельных горизонтальных элементов (ригелей) составлены в виде ромба с установлеиньши Б них по большой диагонали его брусьями, зажатьши вместе с вертикальными брусьями, идущими по всей высоте ворот, между брусьями ригеля при помощи болтов; концевые части ригеля усилены на92 -, .
кладками с врубленными и зажатыми лгежду ними створными вереяльиым брусьями, с применением косых вкладышей для передачи давления от означенных брусьев преимущественно на брусья ригеля, расположенные с напорной стороны ворот.
На чертеже фиг. 1 изображает вид деревянных шлюзных ворот со стороны нижнего бьефа; фиг. 2 - вертикальный разрез их по средней части ригеля; фиг. 3-горизонтальный разрез их.
Деревянные щлюзнЫе ворота состоят из двух полотен, образующих в створе трехшарнирную арку; опирание -полотен на порог короля исключено. Каждое полотно (фиг. 1) состоит из горизонтаХьных и вертикальных брусьев, связанных; между собою в местах пересечений (на-. пример, горизонтальными болтами). Горизонтальные брусья по высоте полотна расположены. группами; при этом брусья, входящие в каждую группу, расположены, все в одной горизонтальной плоскоети, образуя вместе с прилегающими к частями вертикальных брусьев горизонтальные элементы (ригели). Ригели па высоте полотна располагаются с просветами (фиг. 1), при чем последние уменьшаются сверху вииз соответственно нарастанию дав. воды с глубиной (фиг. 2)
Каждый горизбнтальный элемент (ригель) состоит из средней ромбовидной части и двух «;онцевых частей. Брусья 7, образующие верхние (со стороны верхнего бьефа) стороны ройба, продолжены за его острью углы и доведены до створа 3 и вереи 4. Брусья 2, образующие нижние стороны ромба (фиг. 3), связаны посредством врубки 10 у острых вершин его с брусьями верхней стороны. Концы верхних брусьев 7, образующие концевые части ригеля, усилены короткими брусьями-накладками 5, перекрывающими также врубки нижних брусьев ромба в верхние. ВереяльныЙ и створный концы верхних брусьев 7 и коротких накладок 5 удерживают врубленные между ними вереяльный 8 и створный 7 брусья полотна; противоположные концы накладок 5 связаны врубками 9 в брусья 2 нижних сторон ромба. Образованные таким образом пересечениями наружных кантов накладок и нижних брусьев тупые углы перекрыты железными угловыми полосами - накладками 7/, имеющими ширину, меньшую, чем высота брусьев ригеля по фасаду полотна, и врезанными в брусья накладок 5 и брусьев 2 нижних сторон ромба заподлицо с ними. В тупых вершинах ромба верхние брусья друг с другом, а также нижние брусья, сопрягаются на ус и перекрываются наружньр1ми и внутренними узкими накладками 72, врезанными - в брусья. По большой диагонали ромба расположен средний брус 75, прирубленный в концах 7 к верхним брусьям 7.
Брусья ригелей охватывают в|1утренние вертикальные брусья полотна, собранные в три группы, из которых одна-брусья 75- расположена на малой диагонали ромба, а другая- брусья 76-по бокам от нее.Эти вертикальные брусья попарно связаны между собою шпонками 77 (фиг. 2). С наружной стороны . ригели схвачены двумя железными швеллерами-стойками 7,5, .расположенными в .тупых вершинах рЪмбов ригелей, и двумя парами брусьев J9, /соответственно двум .боковым группам средних брусьев 16. Как средние, так и расположенные против них наружные брусья прирублены к брусьям ригелей и вместе с ними плотно стянуты болтами. Стойки - швеллеры 18 внутренние брусья 75 и брусья ригелей стянуты расположенный по мцлой диагонали ромба
92 ,.. . ,
железным тяжем 20. Б верхней части полотна, там, где просветы между ригелями это позволяют, вертикальные брусья 75 имеют взаимную врубку с ригелями и с помощью железных накладок 72,. врубленных в брусья ригелей, схвачены тяжами 20 вместе со швеллером 78; в нижней части полотна, где взаимных врубок в ригелях и вертикальных брусьях дать нельзя, тяжи и болты стоят чаще и брусья с ригелями плотно стягиваются болтами. Последующее, при службе полотна в воде, разбухание леса и наличие контргаек обусловливают правильное натяжение болтов.
Таким образом, упомянутые внутренние и наружные стойки, швеллеры и риге.и между ними, представляют собою три жестких диафрагмы, имеющих высоту соответственно высоте, полотна, и ширину соответвенно длине тяжа малой диагонали ромба и длине болтов по бокам ее.
В области ромба и концевых частей ригеля расположены по его внешнему периметру стойки-брусья 27 системы вертик ьнь1х элементов полотна, связанные болтами и врубками с ригелями.
При открывании и закрывании ворот тяговое усилие от рейки 22, прикрепляемой в тупой вер даине ромба со стороны верхнего бьефа, принимается на узел верхней или нижней тупой вершины ромба; затем, в виду большей жесткости работающих вдоль волокон сторон ромба, по сравнению с работающими по;перек волокон стойками, зажатыми Между ними, усилие от рейки переносится к острым вер111инам ромба, где принимается средним брусом 75, как затяжкой стро пильной фермы; для передачи ему этого усилия служат клиновидные шпонки 23 в его концах.
В случае удара судна в одно из полотнищ средний брус этого полотна может принять растяжение, а средний брус другого полотна-сжатие. В концевых частях, во избежание передачи усилий от, вереяльного и створного брусьев деревянным накладкам, применены косые вкладыши 24, передающие давление на брусья 7.
Изгиб концевых частей принимается совместно концевыми частями горизонтальных брусьев 7 и накладками 5, соединенными с -брусьями 7 шпонками 25 и
шпонками 26 с врубками 9- с нижними брусьями 2. Все шпонки размещены таким образом, чтобы, удовлетворяя условиям передачи усилий, они вместе с тем при заколачивании их производили нажатие врубок в брусьях ригеля, повышая тем самым качество сборки ригеля при производстве работ. При установлении , геометрической схемы ромбовидных ригелей последние размещаются так, чтобы кривая давления проходила между теоретическим узлом (острая вершина ромба) и врубкой 9 деревянной концевой накладки 5 в нижний брус; вследствие этого упомянутая врубка, даже в невыгодном случае цриложения створного давления, всегда нажата и раскрытие ее исключено. Железные накладки поставлены на случай удара судна.
Со стороны, верхнего бьефа (напорной стороны) полотна обшиты по ригелям толстыми досками 27. В области концевых частей полотна просветы между ригелями заполнены прокладками и поставлены стяжные вертикальные болты, как в обычном брусчатом типе ворот. В пяте полотно имеет эксцентриситет, необходимый по условиям закрывания я открывания ворот. Во избежание повреждения вереяльного торца полотна, при его движении (некоторое -трение в верее и пр.). конец вереяльного хвоста полотна одет тонким железным листом 28. Под обшивкой и стойками расположены с обеих сторон полотна снабженные стяжками железныеполосы тяжей-подве:сок 25. В эту систему тяжей-подвесок, в качестве стоек, входят и швеллеры 18, расположенные в тупых вершинах ромба, и наклонные швеллеры 30 у ,вереи. Полотна снабжены | пятой и гальсбантом обычного трпа.
Полотна находят на король; уплотне- i ние достигается подвеской к полотну, по i периметру верхних брусьев нижнего ригеля, брусьев уплотнения 57. Очертание порога короля следует очертанию верхних брусьев ворот. Шкафная часть отвечает очертаниюворот в плане. Конструкция легко допускает восстановление ее жесткости в случае частичной утраты ее во время эксплоатации, что достигается простым подтягиванием гаек тяжей и болтов. Над полотнами устроен служебный мостик. Сборка полотна производится в вертикальном положении и начинается со сборки на всю высоту средника полотна, состоящего из средних брусьев ригелей, обжатых внутренними стойками. Затем постепенно, начиная снизу, подводятся наружные брусья ригелей, заколачиваются шпонки и т. д.
Предмет изобретения1.Деревянные шлюзные ворота ломаного очертания в плане, отличающиеся тем, что брусья горизонтальных элементов (ригелей) составлен в виде ромба с концевыми частями, представляющими продолжение и створу и вереи брусьев 7, расположенных с напорной стороны, а вертикальные брусья 75, 76, идущие непрерывно по всей высоте ворот, зажаты между брусьями горизонтальных элементов при помощи болтов.
2.Ворота по п. 1, отличающиеся тем, что в горизонтальных ромбовидных элементах установлены брусья 75, направленные по большой диагонали ромба и зажатые между вертикальными брусьями при помощи те5& же болтов.
3.Ворота по п.п. 1 и 2, отличаю / щиеся тем, что к брусу 7 в концевой части присоединены короткие брусья-накладки 5..
4.Ворота по п.п. 1-3, отличающиеся тем, что створный и вереяльный брусья / и 8 врублены в концевых частях между брусьями 7 и 5.
5.Ворота по п. 1, отличающиеся применением косого вкладыша 24 для передачи давления от вереяльного и створного брусьев преимущественно на брусья 76.Ворота по п.п. 1 - 5, отличающиеся тем, что все горизонтальные ромбовидные элементы (ригели) схвачены рядбм парных наружных стоек 19 при помощи болтов.
.
;i-r:i:n:.T::T
. ( Til jvi Ii ч iS
-:Н Ь
Ы
ии
/
;J j ,.: .л Ч : ,..
- -tl, ч;-,il 1РЛ .
: f- II..- ....-V- r--- - i- --f
, I- - J с - --
- -Л tl,-L
:- П- - II- t
:i::Jt LJW;.
j I ti Г Ш :a t/i t:i nt
:|;йШШ| «:|||
--rr,-:rfc---.--t.i
lJ1 j-r Jl.
feSfeiESa
P/a,
,:a-
,
r«c..ir r-P%«:...
- « ,/ 1.,ац ПГ
Э i-S
i i i I . : .йГ, 1 Г
Ы itp. te
piRl
g;S;C
Шл
;A;.iJ:,;xvv
;r|pF
4/ . ®
...
--... ()
Авторы
Даты
1933-05-31—Публикация
1932-06-13—Подача