СПОСОБ УСТАНОВКИ НА МЕСТО ДЕРЕВЯННОГО КАРКАСА ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПЕРЕМЫЧЕК, ПЛОТИН, МОЛОВ И ДАМБ С НАРУЖНЫМИ ОТКОСАМИ Советский патент 1929 года по МПК E20D13/04 

Описание патента на изобретение SU9156A1

При сооружении перемычек, плотин, молов, и дамб с наружными откосами на твердых грунтах, возникают затруднения, но допускающие забивку свай как для вспомогательных при постройке приспособлений, так и для самой перемычки, и вызывающие необходимость или ограждать перемычку двумя линиями ряжей, или устраивать ее ввиде толстой насыпи, с устройством заборов на брусчатых каркасах или щитовых ограждений на козлах. Согласно изобретению, предлагается такой способ постройки перемычек, при котором преодолеваются вышеуказанные затруднения без ряжевых ограждений и без козел, а также без сложных вспомогательных оборудований, как-то: копры, краны и проч.

На чертеже фиг. 1 изображает схематический план перемычки; фиг. 2 - часть плана - фиг. 1; фиг. 3 - разрез по линии А-В фиг. 2; фиг. 4 - разрез по С-D фиг. 2; фиг. 5 - продольный разрез перемычки при установке каркаса по первому способу; фиг. 6 - то же по второму способу; фиг. 7 - вид спереди детали перемычки; фиг. 8 - вид сверху; фиг. 9 - вертикальный разрез по линии E-F фиг. 8; фиг. 10 - разрез по линии G-H фиг. 8.

Сооружаемая перемычка состоит из опорных ряжевых островков б, двух досчатых шпунтовых стенок, параллельно расположенных беспрерывными по всему периметру перемычки линиями на таком расстоянии одна от другой, какое будет соответствовать расчетной толщине перемычки, для создания стенок которой применяется деревянный цепеобразный гибкий каркас, с временными погрузочными металлическими распорками-связями и временными досчатыми раскосами, из песчаного заполнения между стенками и из грунтовых или каменных насыпей с внешних их сторон. По мнению изобретателя, размеры профиля могут быть различны, в зависимости от местных условий, и предельной глубиной во время постройки перемычки следует считать глубину в 6 метров, при этом можно рассчитывать и на более высокий горизонт воды по окончании постройки, для чего нужно соответственно удлинять шпунтовые доски и добавить один ряд парных схваток. При применении этого типа перемычки при твердых грунтах дна, возникают затруднения, состоящие в том, что нужно установить на водной территории в требуемом направлении деревянную конструкцию, для чего необходимо разрешить вопрос, как преодолеть влияние течения реки, ветра и толчков от пароходов, барж и прочих плавучих средств, затем создать от начала перемычки до конца ее беспрерывность линий двух шпунтовых стенок, с сохранением требуемого расстояния между стенками по всей длине перемычки погрузить в воду до дна, при глубине до 6 м., стремящиеся всплыть деревянные части сооружения и избежать употребления постоянных связей или раскосов для жесткости конструкции, которые способствуют образованию прососов в перемычке во время ее эксплоатации. Для решения этих задач применяются, кроме вышеупомянутых частей самой перемычки, некоторые вспомогательные приспособления и особый способ производства работ.

Вдоль строящегося участка перемычки с внешних сторон стенок натягиваются две линии тросов или канатов a (фиг. 2), расположенных на равном расстоянии от оси перемычки и создающих канатный путь для движения плота д в определенном устойчивом направлении. Для укрепления этих тросов на водной территории в требуемыхъ очертанием перемычки направлениях, создаются опорные островки б в углах пересечения этих направлений. На примерном плане перемычки (фиг. 1) изображены три островка, каждый из двух ряжей, установленных так, что их можно использовывать для натягивания и закрепления канатного пути при помощи лебедок в или воротов в1 (фиг. 2), располагаемых на этих островках. Для установки ряжевых опорных пунктов, точно на предназначенных для них по плану местах, устраивается помост на двух линиях бонов г из бревен, связанных для жесткости по длине в шахматном порядке. Для сборки деревянной конструкции каркаса и установки его на место с погрузкой в воду, устраиваются плоты д, е (фиг. 2), понтоны, баржи в количестве, соответственном количеству пунктов одновременного производства работ. При употреблении понтонов, последние, по мере надобности, частью затопляются для уменьшения глубины спуска каркаса. По углам плотов устанавливаются и укрепляются на пятниках четыре ворота ж (фиг. 5 и 6). Для движения плота д в направлении производства работ вдоль канатного пути и, тросы, составляющие путь, до окончательного натягивании их, навертывается одним или двумя оборотами на передние (по движению) вороты плота. Для погрузки конструкции в воду, применяются несколько штук рельсов и с приспособлением их для использования вместо нижних горизонтальных распорок, которые одновременно служат и связями для нижних парных схваток двух противоположных шпунтовых стенок (фиг. 7-10). К подошве рельса, близ концов приклепываются два шипа из полосового железа ввиде буквы Н (фиг. 8); расстояние между шипами делается равным, расстоянию между шпунтовыми стенками, что обеспечивает сохранение постоянного расстояния между последними, а также и за данную толщину песчаного заполнении между ними. Затем устраиваются отдельные плоты из бревен, предназначенные для обслуживания работ при рубке ряжей при их установке, при установке каркаса и проч.

Устройство деревянной перемычки (фиг. 2-10) состоит из прясел длиною, соответствующей длине употребляемых на парные схватки пластин, соединенных между собою железными шарнирами. Каждое прясло состоит: из шести пар направляющих шпунтовые стенки равных брусьев или схваток из пластин к, из восьми досчатых маячных досок л служащих направляющими при сборке шпунтовых стенок, из четырех временных досчатых раскосов м и двух штук, вышеуказанных, также временных рельсов распорок связей и. Такое прясло является одним звеном общей цепи каркаса всей перемычки, служащего для установки, между направляющими шпунтовых досок (пунктир, фиг. 7), т.-е. для создания двух беспрерывных по всей длине перемычки шпунтовых стенок. Каждая пара рамных брусьев соединяется с соответствующей ей по направлению парой соседнего прясла двумя шарнирами, состоящими каждый, из двух пар полос н, поворотно соединенных заклепками с тонкой круглой прокладкой и шайб для уменьшения трения. В отверстиях концов полос и в соответствующих дырах схваток и в маячной доске расположены болты о, которыми стягиваются парные схватки. и маячная доска в один подвижной узел. Маячные доски в местах соединений с парными схватками (направляющими рамами) имеют вертикальные прорезы, для возможности после опускания осадить прясла до полной глубины при неровной поверхности твердых грунтов дна. Для получения большей плотности шпунтовых стенок, маячные доски изготовляются с некоторым уширением книзу, а последняя, в пролете между ними шпунтовая доска - с таким же уширением кверху. В этом случае доска забивается, как клин, действующий на весь пролет значительной уплотняющей силой. Таким способом, при точной работе по соединению каркаса, достигается полная плотность шпунтовых стенок.

Предлагаемый способ установки на место деревянного каркаса начинается с установки ряжевых опорных островков. Одновременно с началом рубки ряжей б устраняется помост на бонах г (фиг. 1), закрепляемый с берега растяжками. Конец бона устанавливается по двум сторонам, определяющим положение внутреннего ряжа, которое проверяется промером по наведенному мостику от береговой магистрали. По срубке днища ряжа, последний спускается на воду и подводится к месту его установки, где закрепляется к концу плавучего помоста. Затем ряж нарубается до потребной высоты, постепенно загружаемый камнями. По установке внутреннего ряжа с полной его загрузкой камнем, к нему прикрепляется бревенчатый плот е (фиг. 6) шириною, соответствующей расстоянию между ряжами т.-е. толщине песчаного заполнения. Наружный ряж устанавливается к внешнему краю упомянутого плота тем же способом, как и первый ряж. Во время рубки ряжей к внутренним сторонам их прикрепляются болтами, на требуемых уровнях рамные брусья с маячными досками для возможности включения этих ряжей с рамами для шпунта в общую линию шпунтовых стенок перемычки. Для соединения рам ряжа с общею цепью рам перемычки, к концам первых прикрепляются соответствующие концы рам перемычки вышеописанным шарнирным соединением, чтобы, по погрузке ряжа в воду, собственные концы рам остались выше воды, для начала сборки цепи каркаса перемычки с плота д. В зависимости от протяжения перемычки и срока исполнения работ, последние могут начинаться каждого опорного пункта в разное время или одновременно. При одновременном начале работ необходимо иметь соответствующее количество плотов о и тросов а. На фиг. 5 и 6 изображены два способа установки каркаса; первый предназначается для работ при более или менее значительном течении, а второй, - более упрощенный способ (фиг. 6), применяется в тиховодье. При первом и втором способах, первое прясло цепи создается из частей его, заранее закрепленных шарнирами к опорному островку или береговому пряслу, уже частью загруженному. Плот д подводится под находящиеся сверх воды концы рам этого прясла, после чего начинается сборка его, т.-е. сбалчивание маячных досок с направляющими парными схватками и прикрепление к последним шарнирными соединениями направляющих парных схваток следующего прясла, заготовленных, как и все частя деревянной конструкции на берегу. Таким образом на плату д имеется второй конец цепи каркаса, когда первый конец ее, закреплен за опорный пункт. Установка каждого прясла на место производится одновременным вращением двух воротов ж, приводящих в движение плот д в направлении стрелки д; вращение воротов продолжается до того момента, когда находившееся на плоту прясло будет за пределами плота, ушедшего из-под этого прясла, которое, имея вышеперечисленные соединения частей его и погрузочные металлические распорки связи и, поддерживаемое с боков веревками р за канаты а (фиг. 2-4), погружается постепенно одним концом в воду, принимая вид параллелограмма. Предшествовавшие прясло самостоятельно принимает должное положение, если позволяет глубина воды, или дает возможность занять это положение своему соседу-предшественнику, и если глубина воды превышает возможность изгиба цепи каркаса. При движении плота, задние вороты ж служат направляющими, исполняя в данном случае роль обыкновенных тумб, и дают возможность опускаться устройству без уклонов от оси перемычки.

По установке каждого прясла каркаса на место (до дна) и осадке ручной бабой направляющих шпунтовых досок, насколько это окажется возможным, производится установка всех остальных шпунтовых досок в этом прясле, с уплотнением их в шпунтах при помощи заготовленной по скобе последней в каждом пролете клинообразной доской, которая, как и все доски, осаживается до дна ручной бабой. Одновременно с сборкой стенки, производится сборка очередного прясла каркаса. После установки в каждом пролете шпунтовых стенок, в верхние парные схватки врубаются верхние постоянные бревенчатые связи п (фиг. 2-4), при укладке, которых обращается особенное внимание на тщательность их врубки, т.к. они должны врубаться как заделываемые концами балки. Кроме того, эти концы прикрепляются к схваткам заершенными гвоздями, по одному в каждую пластину. С целью прочности врубки, последние выбираются для верхних схваток потолще, чем для остальных, что способствует также и увеличению груза для преодоления всплывчатости каркаса до окончательного его закрепления на месте. Концы связей несколько выпускаются за шпунтовую стенку и на них устраиваются мостки с для подвозки на тачках грунта или камня для образования наружных насыпей; мостки устраиваются также и на самих связях для одновременного производства работ по загрузке каждой шпунтовой стенки, с целью равномерного их укрепления. Рабочая сила распределяется так, что ко времени окончания перечисленных работ, собирается. на плоту следующее звено цепи (прясло каркаса), что дает возможность, после вывода плота д из-под собранного прясла, каждой группе рабочих начать свою работу на следующем очередном прясле. После перехода сборщиков на следующее прясло, отдельная группа рабочих начинает укреплять установленные шпунтовые стенки засыпкой между ними песка, а снаружи камня или каменистого грунта (а в тиховодье разного грунта). Загрузка перемычки производится поступательным вперед движением равномерно с каждой стороны стенок (фиг. 3). По доведении загрузки до положения, указанного на фиг. 3, снимаются нижние рельсовые распорки-связи и, при помощи веревок или тонких тросов m, один конец которых заранее закреплен за концы рельсов, а другой во все время работ находится сверх воды, будучи временно закреплен или за верхнюю парную схватку или за распорку. При дальнейшей загрузке тем же порядком, примерно до половины высоты (глубины), необходимо наблюдение за равномерностью загрузки с каждой стороны стенок, чтобы избежать выпучиваний их в ту или другую сторону: при этом для возможно большего равновесия, наружные насыпи лучше держат несколько выше, чем загрузку песком, т.к. естественный откос песка в воде больше, чем откос камня, вследствие чего и давление на стенки тоже больше, чем давление камня. Старший рабочий, снабженный футштоком и умеющий делать промеры, выполняет эту задачу, и записывает отметки внутренней и наружной засыпки на досчатых стенках с соответствующей стороны, с указанием даты и смены рабочих, если, при спешности работ, последние ведутся в несколько смен; такой порядок промеров с записями на месте дает возможность техническому надзору при обходе работ всегда быть в курсе дела в смысле положения засыпки, а вместе с тем и обязывает низший технический персонал вести эти промеры в каждую смену, не доводя работы до нарушения равновесия засыпки. По мере подхода засыпки к нижним концам раскосов, последние выбиваются и всплывают; производится это ударами сверху футштоком или доской, т.к. раскосы прибиваются только гвоздями снизу к парным схваткам, что, облегчая разборку их, вместе с тем дает раскосу прочное положение, принимая во внимание, что силой давления воды, действующей на дерево снизу, раскос прижимается к схватке. Последующая засыпка до полного профиля (фиг. 2) ведется в продольном порядке на участке любой длины, т.к. прочное положение шпунта может считаться обеспеченным, а объем засыпки верхней половины перемычки обязывает расширить фронт работ для большей их успешности. При окончательной отделке перемычки мостики снимаются и образовавшиеся под ними пустоты заполняются с новых, имеющих более постоянный характер, мостков с (фиг. 4), служащих для сообщения вдоль перемычки и перед устройством которых шпунтовый ряд подравнивается спиливанием размочаленных концов под один уровень с верхом связей; выставленные концы связей также опиливается, чтобы не препятствовать созданию однообразной бровки насыпей, а также, чтобы не подвергаться изломам, во время движения льда.

Похожие патенты SU9156A1

название год авторы номер документа
ПЕРЕМЫЧКА ДЛЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 1934
  • Пусков О.Р.
SU42868A1
Устройство трубопровода в грунте 1933
  • Агафонов Н.В.
SU36288A1
Земляная плотина 1932
  • Велле М.А.
SU33458A1
Плотина 1947
  • Володенков П.Ф.
SU71582A1
ДЕРЕВЯННАЯ РЯЖЕВАЯ ПЛОТИНА 1932
  • Зубрик К.М.
SU33455A1
Свайное основание для деревянных плотин 1928
  • Лебедев А.И.
SU20555A1
УСТРОЙСТВО ПИРСОВ, МОСТОВ И Т. П. СООРУЖЕНИЙ 1943
SU63482A1
ОСНАСТКА ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ВЫСОКИХ СВАЙНЫХ РОСТВЕРКОВ В ОПОРАХ МОСТОВ 2004
  • Счастьин Валерий Владимирович
  • Карченков Валентин Семенович
  • Харебава Жило Антонович
  • Чепурнов Константин Гаврилович
  • Павлюков Юрий Александрович
  • Величко Владимир Павлович
  • Пассек Вадим Васильевич
RU2275454C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ ЛЕДОРЕЗ 2020
  • Калинин Иван Сергеевич
  • Коршаков Сергей Викторович
  • Осетров Сергей Николаевич
  • Филатов Владислав Николаевич
  • Орехов Михаил Павлович
RU2746339C1
СУДОХОДНЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ШЛЮЗ 1933
  • Зубов И.В.
SU38906A1

Иллюстрации к изобретению SU 9 156 A1

Формула изобретения SU 9 156 A1

1. Способ установки на место деревянного каркаса для устройства перемычек, плотин, молов и дамб с наружными откосами, с применением спускаемых с плота, понтона, баржи и т.п. двух параллельных рядов поворотно сочлененных между собою прясел, состоящих, каждое, из двух верхних и двух нижних рам с маячными досками, характеризующийся тем, что плоты или понтоны, с которых производят опускание вышеозначенных, связанных в непрерывную цепь прясел, перемещаются наподобие паромов посредством парных тросов, натянутых между берегом и заранее устроенным ряжевым островком, или между двумя такими островками.

2. При способе по п. 1, снабжение рельсов, употребляемых для загрузки нижних рам, приклепанными к их подошвам П-образными накладками, вставляемыми в промежуток между обоими брусьями нижних рам с целью удержания последних на постоянном взаимном расстоянии.

3. При способе по п. 1, применение для соединения прясел между собою - шарниров, состоящих из полос н, поворотно соединенных заклепкой на шайбе и болтами связанных с концами рамных брусьев и с маячной доской.

SU 9 156 A1

Авторы

Соколов И.Я.

Даты

1929-05-31Публикация

1925-12-28Подача