Изобретение относится к области вентиляторостроения и компрессоростроения.
Известны рабочие колеса лопаточных машин, содержащие ступицу с проушинами, в коTopiiix при помощи болта и металлического вкладыша ;аплевидной формы закреплены лопатки, вlJIИoлнeнныe из стеклопластика.
Описываемое рабочее колесо отличается от известных тем, что лопатки закреплены в проушинах ступицы прнзоннымн болтами с коническими стержнями, оси которых расположены относительно центра тяжести лопатки е эксцентриеитето., равным отношению суммарного аэродинамического .момента к центробежной силе лопатки, а угловая фиксация лопаток относительно болта осуществлена клиновыми штифтами, затягиваемыми гайками. Стеклопластик в комле лопатки уложен е чередованием несущих и несомых слоев. Такое выпоЛНение рабочего колеса позволяет повысить прочность крепления.
На фиг. 1 изображено рабочее колесо лопаточной машины, вид на лопатку сверху; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3- разрез по 5-.6 на фиг. 1; на фиг. 4 - схема укладки слоев стеклоткани в комле лопатки.
Рабочее колесо состоит из стуницы /, в которой но периферии закреплены лонаткй 2, изготовленные, например из стеклопластика. Каждая лопатка закрепляется в ступице с помощью иризонного болта с гайко/ 4. причем стержень болта 3 имеет коническую форму. Крепление лопаток осуществляется с использование.г многосрезных нроушнн 5, выполненных по пе}) ступицы /. В качестве при.мера (см. фиг. 1) показано крепление лопатки 2 с помощью двух проушин 5. Существо изобретения не изменится, если число проущин 5 будет другим. Болт 3 размещается неносредетвепио в стенках ступицы или с использованием гильз 6 и 7. Вращая гайку 4, создают требуемый натяг в узле кон ческого болта 3, поеле чего гайку 4 контрят шайбой S.
В комлевой части лопатки помещается металлический вкладыш 9 кап,1евидной формы, по оси 10 которого )асполагается кониче кий болт ,. Угловая фиксация лопаток от поворота их относительно иризонного конического болта 3 осуществляется с иомощью затягивания гайками // клиновых штифтов J2. Как видно из приведенных чертежей, клиновая или наклонная часть штифта 12 упирается з плоскую поверхность, вынолиенную на каждой из проушин 5.
Укладка слоев етеклоткани в комлевой части проводится с чередованием несущих слоев 13 с несомыми слоя:ми 14.
Для разгрузки узла шарнира, т. е. узла крепления лопатки к ступице, применен вынос оси /5 центра тяжести лопатки 2 относитслыю оси 10 (оси болта 3) на Ешличшну а, определяемую формулой а - --где М „ суммарный аэродинамический момент, действующий на лонатку, и .Y,, -центробежна5 сила, иозн1кающал при нращепии лопатки.
11 ) е д м с т и 3 о б ) е т с н и я
1. Рабочее колесо лоиаточ иой машипы, например, осевого вентилятора, содержащее ступицу с проущинами, в которых нри помощи болта и металлического вкладыша каплевидной формы закреилепы лолатки, выполпенн1 1о
из стеклопластика, отличающееся тем, что, с целью повышения прочности креплепия, лопатки закреплегпл в проушинах ступиць прпзоннь ми болтами с коническими стер/кня ш, оси которых расиоложены относительно центра тяжести лопатки с эксцентриситетом, равным отнощению суммарного аэродинамическо|о момента к центробежной силе лонатки, а угло1зая фиксания лопаток относительно болта осуихествлена клиновыми штифтами, затяги|;аемыми гайками.
2. Рабочее колесо ио и. 1, отличающееся тем, что стеклонластик н комле лопатки уло/кеп с чередованием песущих и несомых слоев.
Фиг /
ff2 J 5 / , Раг J fiiZ.
Даты
1971-01-01—Публикация