Изобретение относится к области машиностроения.
Известны муфты свободного хода, содержащие наружную и внутреннюю обоймы, ролики между ними, помещенные в клиновидных пазах наружной обоймы, пружины для отжатия роликов через сегментные толкатели в сторону узкой части пазов, неподвижную закрепленную на дне рабочей полости обоймы фигурную шайбу с отогнутыми лепестками, которые служат упорами для пружин толкателей, и плоскую замковую шайбу, ограничивающую осевое смещение роликов и внутренней обоймы. Пружины помещены внутри металлических толкателей коробчатого сечения и передними концами упираются в щеки толкателей, которые, непосредственно воздействуя на ролики муфты, отжимают их в сторону узкой части пазов, а задними концами упираются в отогнутые лепестки неподвижной фигурной шайбы.
Однако в такой муфте замковая шайба выполняет только функции ограничителя осевых смещений роликов и внутренней обоймы, что приводит к необходимости введения дополнительной фигурной щайбы для упора толкателей. Кроме того, расположение этой фигурной шайбы в полости наружной обоймы приводит к уменьшению рабочей высоты обоймы на ТОЛЩИНУ этой шайбы и, как следствие, к увеличению контакт)1ых напрял ении в сопряжении ролик-обойма. При необходимости же снижения этих контактных напряжений приходится увеличивать высоту обоймы,
что приводит к увеличению металлоемкости конструкции и снижению стойкости инструмента, применяемого для изготовления рабочих поверхностей обоймы. Подобные муфты свободного хода характеризуются ненадежным заклинивание.м, особенно в стартерах последовательного возбуждения, имеющих высокие скорости холостого хода. При высоких скоростях вращения на металлический толкатель действуют значительные усилия от центробежных сил, прижимающие толкатель к внутренней поверхности наружной обоймы. В связи с этим при вспышках в двигателе внутреннего сгорания, когда стартер разгружается и затем нагружается, пружина не всетда
успевает отжать ролик через толкатель в сторону узкой части паза и связать ведомую н ведущую части муфты, что приводит к так называемой «динамической пробуксовке муфты, вызванной инерционностью металлического толкателя за счет его массы и связанных с этим центробежных усилий, действующих на него.
Это достигается тем, что замковая шайба выполнена с отогнутыми лепестками, а каждый из сегментных, например, неметаллических Г-образных толкателей - с выступами или углублениями для фиксации пружин. При таком выполнении замковая шайба заменяет два отдельных элемента, выполняя одновременно функции упора для пружин толкателей и ограничителя осевых смещений роликов и внутренней обоймы, что упрощает конструкцию. Сегментные толкатели Г-образной формы с выступом или углублением для фиксации пружин обеспечивают более четкую работу прижимных устройств, исключая возможные перекосы и смещения пружин относительно щек толкателей. Кроме того, црименение толкателей из неметаллического материала, обладающих меньщей массой, обеспечивает еще более высокую надежность работы муфты в режиме заклинивания за счет значительно меньшей инерционности толкателей.
На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2- сечение муфты по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение муфты по Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - варианты конструкций толкателей муфты.
Муфта свободного хода состоит из наружной обоймы 1 с клиновидными лазами 2, роликов 3, помещенных в пазы, пружин 4 для отжатия роликов через сегментные толкатели 5 в сторону узкой части пазов, замковой шайбы 6 с отогнутыми лепестками 7, служащими упорами пружин, и усами 8 для фиксации щайбы от проворачивания ее относительно наружной обоймы, внутренней обоймы 9 с щестерней 10 для зацепления с венцом маховика и чашки // для соединения ведущей и ведомой частей муфты.
Описываемая муфта свободного хода работает следующим образом. В неподвижном положении муфты и при равенстве скоростей вращения ее ведущей и ведомой частей расположенные в пазах 2 ролики 3 удерживаются в заклиненном положении между наружной цилиндрической поверхностью внутренней обоймы 9 и поверхностью пазов за счет прижимного усилия пружин 4. В таком положении происходит передача момента от обоймы 1 к обойме 9. В случае, когда внутренняя обойма начинает вращаться быстрее наружной за счет трения обгона и центробежных
сил, действующих на ролики, последние выходят из заклиненного состояния в сторону широкой части паза. Таким образом происходит расцепление ведущей и ведомой частей муфты, и момент не передается в обратном
направлении.
Предмет изобретения
1.Муфта свободного хода преимущественно для стартеров, содержащая наружную и внугреннюю обоймы, ролики между ними, помещенные в клиновидных пазах наружной обоймы, пружины для отжатия роликов через сегментные толкатели и замковую шайбу, ограничивающую осевое смещение роликов и внутренней обоймы, отличающаяся тем, что, с целью повышепия надежности муфты в работе и четкости срабатывания ее при заклинивании роликов, замковая щайба выполнена с
отогнутыми лепестками, служащими упорами пружин толкателей, а каждый из сегментных толкателей выполнен Г-образной формы с элементом для фиксации тружин.
2.Муфта по я. 1, отличающаяся тем, что толкатель выполнен из неметаллического материала, а элемент для фиксации пружин имеет форму выступа, входящего в центральное отверстие пружины.
3.Муфта по н. 1, отличающаяся тем, что элементы для фиксации пружин выполнены
в виде выемки, в которой установлена пружина.
иг 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта свободного хода | 1977 |
|
SU659809A1 |
Муфта свободного хода | 1975 |
|
SU524938A1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА СТАРТЕРА | 1967 |
|
SU204837A1 |
Муфта свободного хода | 1974 |
|
SU478967A1 |
Муфта свободного хода | 1979 |
|
SU861783A1 |
ПРИВОД СТАРТЕРА | 1970 |
|
SU274538A1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1973 |
|
SU407114A1 |
Привод стартера | 1976 |
|
SU848729A1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2008 |
|
RU2381394C9 |
Муфта свободного хода | 2020 |
|
RU2734150C1 |
Даты
1971-01-01—Публикация