Многие профессии требуют от своих работников, если и не музыкального слуха, то все же более или менее достаточной степени развития его. Недостатки слуха, напр., в профессии врача-терапевта не могут вполне компенсироваться наличием других медицинских способностей; плохо различающий звуки шофер никогда не будет хорошим водителем. Поэтому необходимость в аппарате, который мог бы строго объективно определить степень развития слуха, не подлежит сомнению. Существующий фортепианный способ, кроме, своей громоздкости/ слишком субъективен, не имеет принудительного темпа и очень часто зависит от настроен я экзаменатора.
Предлагаемый аппарат, исключающий всякого рода субъективизм, состоит из двух барабанов с укрепленными на них на одинаковом расстоянии металлическими пластинками и расположенными посредине молоточками, приводимыми в движение рукояткой.
На чертеже фиг. 1 изображает вид аппарата сбоку; фиг. 2-вид его спереди.
Два одинаковых деревянных круга (фиг. I и 2) соединяются осью Д; круги
80
расположены на оси не параллельно по отношению друг к другу, а под углом в 35 - 40°, так что значительное расстояние между кругами с одной стороны постепенно уменьшается, становясь совсем небольшим с другой, противоположной, стороны. К краям кругов пристраивают на некотором расстоянии друг от друга металлические или деревянные пластинки Ж таким образом, чтобы из кругов получился суживающийся барабан (фиг. 2) со сквозными параллельными щелями на боковой поверхности его. Пластинки Ж пристраиваются к краям кругов на таком расстоянии одна от другой, чтобы можно было, изменяя их длину, получить при ударе молоточком по их средине все звуки различной тональности.
Барабаны л и Я при помощи, стоек S, на которых они могут свободно вращаться, устанавливают на деревянной площадке И. Первый барабан соединяют с часовым граммофонным механизмом, который может вращать его вокруг оси с различней скоростью; второй барабан должен Tyfo повертываться рукой. Под барабанами, на середине, перпендикулярно к их осям приделывают к площадке и неподвижно пластинку /Г (фиг. 2), над
которой располапается параллельно площадке И другая такая же пластинка Л, которая соединяется с первой вилками на концах рукояток двух молоточков В и Г. Вилки молоточков соединяются с каждой пластинкой подвижно при помощи металлических штифтов. /Благодаря такому соединению вторжгпластинка может передвигаться рукояткой Е по отношению к первой вперед и назад, отклоняя этим молоточки в ту или другую сторону. Длина этих пластинок и рукояток молоточков берется такая, что молоточки могут ударять в наружные бока барабанов как раз в их середину.
Исследование слуха при помощи предлагаемого аппарата происходит следующим образом. Задний барабан Б относительно заднего молотка устанавливается рукой на известном звуке, передний же «барабан Л пускается часовым механизJVIOM замедленным ходом. Испытуемый, беря за конец пластинку Л и двигая ее вперед и назад, получает каждый раз определенното тона звук с заднего барабана В тут же, вслед за этим звуком, следуют звуки различной тональности с переднего барабана А, причем каждый звук с переднего барабана А чередуется с одним определенным звуком с заднего. Испытуемый должен уловить тот момент, когда звуки с обоих барабанов будут одинаковой тональности, и тормозным рычагом, который имеется у каждого граммофонного механизма, остановить .движение переднего барабана.
Исследование памяти слуха видоизменяется тем, что, сняв передний молоточек, испытуемый ударяет одинаковое число раз только по одному заднему барабану. Затем, выждав некоторое определенное время, снимают задний молоточек и, поставив на место передний, а также пустив в ход передний барабан, заставляют испытуемого найти звук на переднем барабане, тождественный по тональности звуку с заднего барабана.
Чтобы усилить резонанс и скрыть от испытуемого длину звучащих пластинок, барабаны помещают в ящик iC декой, но только , чтобы испытуемый видел,
хотя бы через стекло каждый раз середину пластинки или струны на переднем барабане, по которой он должен ударить молоточком при его вращении.
Передний барабан каждый раз для Bcej: испытуемых пускается с одного определенного тона, чтобы поставить их всех по трудности испытания в совершенно одинаковые условия.
Смотря по профессии, для которой идет исследование слуха, барабаны в аппарате можно сменять на другие, которые благодаря различию звучащих пластинок и различию расположения их по кругам подходили бы ближе к требованиям будущих профессий кандидатов.
Вместо барабанов устанавливают два двигателя от швейных машин, сцабдив их какими - нибудь вертушками, чтрбы усилить; звук моторов; вместо звучащих пластинок и молоточков присоединяют к двигателям по реостату. На заднем реостате, поставив регулирующий подвижной рычаг - ползунок на определенное деление специально заготовленной шкалы реостата и тем самым дав двигателю определенный звук, заставляют испытуемого поставить регулятор переднего реостата так, чтобы передний двигатель дал тождественный звук с задним двигателем. Исследование слуховой памяти здесь идет по тому же самому принципу, что и с барабанами, только вместо снятия и надевания молоточков включают или выключают из электрической. цепи то тот, то другой двигатель.
Предмет изобретения.
Аппарат для исследования слуха, состоящий из укрепленных на косых плоскостях металлических пластин часового механизма, отличающийся тем, что для исследования сравнения звуков на деревянной площадке установдены параллельно вращающиеся от часового механизма барабан А и от рукоятки барабан Б с укрепленными на одинаковых расстояниях металлическими пластинками и расположенными посредине молоточками В и Г, приводимыми в движение рукояткой Е.
Авторы
Даты
1933-09-30—Публикация
1932-08-19—Подача