Употребляемые коробки передач имеют постоянное расстояние между осями сцепляющихся зубчатых колес, вследствие чегО приходится при каждом новом передаточном множителе менять оба зубчатых колеса, входящие в зацепление, что требует значительного количества зубчатых колес для комплекса передаточных множителей скоростной коробки. Принтом каждое изменение передачи в скоростных коробках существующих типов вызывает разборку коробКИ и поверку установки.
Предлагаемая скоростная коробка преследует цель устранения указанных недостатков путем заблаговременной установки; на ведущей и рабочей осях коробки всего комплект ее сменных зубчатых колес и поворачивания крышки скоростной коробки вокруг ее центральной оси, благодаря чему изменяется расстояние между ведущим и рабочим валиками; коробки, что- позволяет производить зацепление зубчатых колес различных диаметров.
На чертеже фиг. 1 представляет продольное сечение скоростной коробки, фиг. 2 - схему установки поворотом крышки различных передаточных чи.. сел, фиг. 3 представляет боковой вид собранной скоростной коробки и фиг. 4 - продоитьное сечение скоростной коробки, в случае заблаговременного закрепления на ее валиках всего КО:Мплекта сменных зубчатых колес.
Через эксцентрично расположенный сквозной цдтуцер 2 донышка цилиндрической скоростной коробки проходит ведущий вал 3, для которого штуцер 2 служит подшипником; внутри коробки вал 3 несет зубчатое колесо 4. Скоростная коробка 7 закрывается крышкой 5, которая может поворачиваться вокруг своей центральной оси АВ на различные углы, определяемые положением индекса 10 в соответственнОМ углублении 7, 12 или 13 среза коробки 1, означенном надлежащей маркой на боковой поверхности коробки (фиг. 3), устанавливающей
Tiiii двигателя и соответстеующее ему передаточное число; установленная в надлежащем положении крышка закрепляется шурупами 9. Эксцентричный сквозной штуцер б крышки 5 служит подшипником для рабочего- вала 7 В случае одной шестерни 8 (фиг. )) и направляющей для подшипника 14 того же вала 7, в случае двух шестереи 8 1л 16 (фиг. 4). При заблаговре.менной сборке на ведущел и рабочем валиках коробки всего комплекта ее сменных зубчатых (фиг. 4) рабочий вал 7 имеет продольное перемещение вместе со своим подшипником 14. ходящим внутри эксцентричного штуцера 6 коробочной крышки и закрепляется в различных положениях зажи.мным болтиком /5 со стопорной при нем гайкой 77.
При наличной одной пары зубчатых колес коробка работает следующим образом:
Закреп1ив на В|али е надлежа1цее зубчатое колесо, устанавливают крышку 5 на коробке 7 в таком положении, чтобы индекс 10 лег в то углубление коробочного среза 11, 12 или 13, которое снабжено на боковой поверхности КОробки (фиг. 3) пометкой, отвечающей как двигателю, так и надлежащему передаточному числу. Затем, вращая один изваликов и наблюдая-вращается ли в этО время другой, и убедившись, что зубчатые колеса действительно сцеплены, закрепляют крышку 5 шурупами 9.
При наличии в коробке всех сменных зубчатых колес, отдают стопорную гайку 17 и, нажимной болтик /5, передвигают в штуцере 6 подшипник 14 вместе с рабочим валом 7 до тех пор, пока не совпадут плоскости симметрии той пары колес 8 vi 4 или 76 и 4 ведущего и рабочего валиков, которые подлежат сцеплению. Такому совпадению плоскостей соответствует положение конического углубления на подшипнике 14 для заостренного конца нажимного болтика 75, который заводится в это углубление, при чем от самопроизвольной отдачи прт сотрясениях коробки предохраняет стопорная гайка 77. Отдав шурупы 9, поворачивают крышку 5 до тех пор. пока не
сцепятся зубчатые колеса; убедившись, затем, в действительном зацеплении колес (поворачиванием одного валика и наблюдением - вращается ли в это время другой), закрепляют крышку шурупами 9.
В обоих случаях, при; поворачивании крышки 5 вокруг ее оси АВ, торец рабочего вала 7 скоростной коробки описывает дугу СД (фиг. 2), все точки которой различно удалены от оси ведущего вала 3. Вследствие этого, осуществить зацепление колесами различного диаметра, располагая по кривой СД центры рабочих колес, что показано схематически на фиг. 2, где изображено сцепление колес с числами зубцов 72 и 27, 72 и 27, 75 и 27. При этом можно менять лишь одно колесо из участвующих в- передаче, а не оба, как В существующих системах скоростных коробок, где расстояние между ведущим и рабочим ва ликами сохраняется всегда неизменныл. Возможность же при коробке предлагаемой системы изменять передачу, меняя лишь одно колесо, позволяет обходиться для данного чжла различных передаточных множителей значительно меньшим числом зубчатых колес. Марки же на боковОй поверхности скоростной коробки (фиг. 3) дают возмОЖность ко всякий момент очень просто определить установку по положению индекса 10.
Наиболее подходящей областью для npHMjHeHHfl скоростных коробок вредлагаемого устройства является авиация, требующая минимального веса и наибольшей простоты обслуживания для всякой детали летательных аппаратов.
ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.
Коробка скоростей для различных постоянных передач с наружным указателем установки на ту или иную скорость, характеризующаяся применением цилиндра 7 (фиг. 1,2 н 3), снабженного эксцентрично расположенным сквозным штуцером 2, служащим подшипником для вала 3, и П01воротной около геометрической оси цилиндра
крышки 5, снабженной так же эксцентрично-расположенным сквозным штуцером 6 с пропущенным в его отверстие,подвижным в осевом направлении, подшипником 14 для вала 7, несущего расположенные по его длине, различного диаметра, шестерни 8, 16, сцепляющиеся, при соответствующем повороте крышки 5 и соответствующей установке подшипника 14,-с той или иной шестерней 4, 4, расположенной на указанном валу 3.
ФигЛ.
Фиг.З. а
в.
Авторы
Даты
1924-09-15—Публикация
1917-08-26—Подача