Для автоматического нивеллирования известны приборы, в которых профиль пройдениого пути вычерчивается на перематываемой, приводимой в дйижение от ходового колеса бумажной ленте пищущим приспособлением, удерживаемым в определенном положении при помощи маятника.
В предлагаемом автоматическом приборе для записи профиля пройденного пути, относящемся к указанному типу автоматических приборов, пншущее приспособление вычерчивает на ленте линию тангенсов угла уклона пути, для чего карандаш вставлен во втулку, несущую на одном конце ползунок, перемещающийся в вилке маятника, а на другом конце-ползунок, помещенный в горизонтальной направляющей, укрепленный на стенке коробки прибора.
На чертеже фиг. 1 изображает вид прибора сбоку; фиг. 2 - вертикальный поперечный разрез прибора; фиг. 3- разрез по А В на фиг. 2; фиг. 4-диаграмму, записанную прибором, и профиль местности.
Предлагаемый прибор смонтирован на трехколесной повозке, переднее колесо / которой связ;ано при помощи зубчатых перед,ач2-3,4-5,б-, 10-11, 12-13 и сцепной муфты 8 с перематывающими бумажную ленту 21 валиками 20 и №, помещающимися в коробке 24,
(366)
установленной на оси 32 задних колес 37,. На той же оси свободно надет маятник 31, имеющий в верхней част№ вилку 30, в которой помещен ползунок 28, соединенный втулкой 29 с ползуном 26, перемещающимся в горизонтальной направляющей 25; последняя укреплена на стенке коробки 24. Ва втулку 29 вставлен карандаш 27, который вычерчивает профиль пути на бумажной ленте 21, прижимаясь в ва-лику 19. Бумажная лента 21 с валика 20 перематывается на верхний валик 20 двумя зажимными тянущими валиками 14 и 15, проходя между валиками 17 н 18 и скользя по наружной части/валика 19. Валик 14, сидящий на общей оси с щестеренкою 13 и получающий от него вращательное движение, снабжен так же,, как к валики 19 и 17, боковыми щечками, выпрямляющими ленту 21.
Коробка 41 закрывает щель напра вляющей 25, внутренний механизм коробки 24 и вилку 30 с карандащом 27 и, таким образом, защищает их от пыли, грязи и всяких повреждений; ту же роль играет и защитная коробка 42 для маятника 31, предохраняя его от ударов, о камни и пр.
При движении ведущее колесо /, вместе с коробкою 24, в зависимости.-; от профиля пути, то опускается, то поднимается относительно оси. колес 37.
1аятник же 5/ и его вилка 30 под действием груза все время остаются на вертикальной оси, поэтому продольная -ось валика J9 и направляющая-25 в каждый момент движения образуют с верттикалью тот или иной угол.
При этих изменениях углов ползуток 26 с карандашом 27 под действием ползунка 28 и вилки 30 перемещается ло направляющей 25 в ту или иную сторону по длине валика J9 от его пошеречной (средней) оси; вправо - при подъеме и влево - при уклоне мест яости, вследствие чего карандаш 27 чертит на леате 2/ по направлению -продольной оси валика /Р прямую -линию той или иной длины, которая является катетом а прямоугольного треугольника. Другим катетом b является «расстояние между осью колес 37 и точ(кою пересечения продольной и средней поперечной осей валика /Р, принятое vB приборе равным 100 и,, наконец, расстояние по направлению оси вилки 30 :мёжду осью колес 57 и точкою пересечения оси карандаша 27 с продольной ---осью валика /Р представляет гипотеадузу с прямоугольного треугольника. Имея в каждый момент значение а т постоянное значение b определится .легко tg угла подъема или уклона местsHOCTH, а, следовательно, и самый угол профиля.
При движении прибора лента 27 дви;жется с такою скоростью, что при одном -обороте колеса 7, окружность которого .равна 1 м, лента 2/ передвигается .на 0,5 мм, т.-е. масштаб длины, равен 1/2000 нат. вел.
Во время движения ленты 2/, при установившемся угле местности, каран.даш 27 чертит прямую линию, парал-лельную поперечной оси валика /Р или продольной оси ленты 27. Эта линия остается прямою до первого изменения шрофиля пути; затем при новом угле карандаш чертит отрезок а и при установившемся угле, снова линию, парал-лельную продольной оси ленты 27. эта вычерчивается в масштабе /2ооо ей изображает собою действительную длину пройденного пути в данном мас штабе. Если путь горизонтален, то эта -ЛИНИЯ совпадает с продольной осью
ленты 2/, в противном случае она отходит от этой оси на то или иное расстояние а в ту или другую сторону: вверх при подъемах и вниз при уклонах и является гипотенузой с действительного прямоугольного треугольника в натуре. Поэтому вычерчиваемая диаграммапрофиль представляет как бы ряд ступенек то поднимающихся, то опускающихся от средней горизонтальной линии 1-1 (фиг. 4).
На фиг. 4 7, 5, 5, 7, Р и 77 являются отрезками а, 2, 4, 6, 8, 10 и 72 -отрезками с.
Если перо 27 отметило на ленте 27 отрезки а 22,5 мм (по диаграмме) и
мм (что при масштабе- QQQ- соответст вует 20 метрам), то имеем tg «
22,5 0,225 и « 12°41; тогда
100
в натуре подъем равен « с sin 12° 4Г 4,4 .и и горизон1альное расстояние / ccos 12° 41 19,51 м.
Откладывая эти значения п, I или с в желаемом масштабе, получим профиль местности в привычном виде.
Рассматривая диаграмму на фиг. 4 и, зная способ ее построения, т.-е. что х7-обозначает подъем на протяжении 2; 3-уклон на протяжении 4; 5-уклон на протяжении бит. д., нетрудно, даже и без вычерчивания в обычном виде, представить себе характер профиля заснятой местности, который будет изображен в виде, указанном внизу на фиг. 4.
Предмет изобретения.
Автоматический прибор для записи профиля пройденного пути на перематываемой бумажной ленте посредством пишущего приспособления, связанного с маятником, поддерживающим приспособление в соответствующем положении относительно бумажной ленты, отличающийся тем, что, в целях вычерчивания профиля по линии tg углов уклона пути, карандаш 27 вставлен во втулку 2Р, несущую на одном конце ползунок 28, помещенный в направляющей, вилке 30 маятника 57, а на другом конце-ползунок 25, помещенный в направляющей 25, укрепленной на стенке коробки прибора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для автоматического вычерчивания профиля пути | 1935 |
|
SU45423A1 |
Прибор для зачерчивания плана пути, пройденного повозкой или т.п., и его уклонов | 1930 |
|
SU21473A1 |
Автоматический прибор для съемки плана местности | 1930 |
|
SU26448A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ НИВЕЛЛИРОВОЧНЫЙ ПРИБОР | 1923 |
|
SU3962A1 |
Передвижной прибор для съемки плана и профиля пути | 1926 |
|
SU4974A1 |
Приспособление для автоматической записи радиусов кривых и углов поворота в приборах для съемки продольного профиля пути | 1930 |
|
SU31140A1 |
Прибор для вычерчивания профиля пути при движении прибора по нивелируемой линии на местности | 1926 |
|
SU14465A1 |
Автоматический прибор для записи профиля пути | 1929 |
|
SU15208A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ НИВЕЛИР | 1933 |
|
SU38787A1 |
Устройство для записи профиля проходимого повозкой пути | 1934 |
|
SU49284A1 |
Авторы
Даты
1933-10-31—Публикация
1932-06-04—Подача