Гидрометрические работы, в особенности при паводках и весеннем половодье, всегда имеют дело с водЬй, несущей взвешенные наносы. Для таких работ , обычные гидрометрические вертушки с шариковыми подшипниками не должны быть применяемы, так как установлено, что переносимые водою песчинки засасываются под защитный колпак и попадают в шариковый подшипник, вследствие чего вертушка тормозится и ее показания скорости не соответствуют действительности, и, кроме того, шариковые подшипники изнашиваются и приходя т в негодность.
Масляныё вертушки формы Otta, с шариковыми подшипниками, заполненными маслом, хорошо работают в тех моделях, где масло подается в механизм непрерывно под давлением, что приме кимо только в трубах и постоянных установках, но не в речных услйвиях. Для гидрометрических работ, при наличии наносов, наиболее подходящей является вертушка с вертикальной осью типа Прайса, так как в ней элементарно простым способом, по принципу воздушногоколокола, достигается полная изоляция от воды и наносов как подшипников, так и контактов электрической сигнализации.
Однако, наряду с этим, вертушка с вертикальной осью обладает существён(313)
ними недостатками, изкоторых главк преувеличенные показания всле того, что рабочее чашечное коле « вертушки воспринимает течен.% совершенно одинаково, незавибг-, того, как направлено это течение .,«.ношению к продольной оси верту хй. Поэтому течение, направленное под косым углом к измеряемому поперечному сечению реки, учитывается такой вертушкой полностью, тогда как, для правильного определения количества протекающей воды, необходимо учитывать только составляющую течения, перпендикулярную поперечному створу; Такая преувеличенность показаний этой вертушки установлена испытаниями за границей и у нас при сравнительных наблюдениях различными приборами. В Германии этому недостатку придают такое большое значение, что вертушка с вертикальной осью совершенно не рекомендуется для работы. Другим недостатком вертушки типа Прайса является затрудненный доступ к контактному механизму, что лишает возможности поддерживать эту ответственную часть механизма в необхо, порядке. Наконец вертушка Прайса снабжена неизолированной клеммой, что в известной степени уменьшает преимущества изолированной контактной камеры, так как около такой клеммы образуется гальваническая ванна совсеии
€е вредными последствиями (потеря тока, загрязнение и разъединение частей вертушки).
Предлагаемая гидрометрическая вертушка имеет целью уничтожение всех означенных недостатков,для, чего она снабжена защитным колпаком, ограждающим одну половину рабочего колеса. Для усиления действия струй, направленных под некоторым углом со стороны колпака, в п едней части последнего имеется языкообразный вырез.
На чертеже фиг. 1 изображает вид вертушки сбоку; фиг. 2-вид ее сверху; фиг, 3-контактный м ханизй со съемным колпаком; фиг. 4- график показаний вертушки; фиг. 5-график процентной ошибки при различных углах отклонения.
Предлагаемая вертушка (фиг. 1-3) снабжена защитным колпаком а, в перед°ч части Kotoporo, с целью усиления твия струй, направленных под углом, гея языкообразный вырез г. Колпак ляющийся воздушным колоколом, „.-сДелан в виде отдельной части, свободно «авинчивающейся на трубчатую стойку 5 контактного механизма (фиг. 3). Таким абразом при свинчивании колпака весь контактный ме)4анизм становится совершенно доступным для чистки, смены контактной пружины и т. п. В соответствии с этим контактная клемма в (фиг. 2) вынесена на основную вилку вертушки и сделана из эбонита, чем. достигается полная изоляция одного из проводов электрической сигнализации. Введение перечисленных усовершенствований в общей совокупности дает вертушку, обладающую всеми хорошими качествами вертушки типа Прайса (изолированные от воды и наноса подшипник и контактная камерф, простота конструкции) и в тоже время лишенную основного недостатка Этого jvcnA в ртушек -преувеличенных показаний.
На фиг. 4 изображен сравнительный график, показанный при различных углах отклонения: для идеальной вертушки косинусоида (кривая/), для вертушки Ofta (кривая Я/) и для предлагаемой вертушки (кривая //).
На графике по фиг. 5 показаны процентные ошибки при соответствующих углах для вертушки Otta (пулктир) и для лредпагаемой вертушки (сплошная линия).
Опыты показали, что предлагаемая вертушка имеет целый ряд преимуществ перед вертушкой Прайса. Так, например при испытании в лаборатории и тйрировочном бассейне, выяснилось, что, чувствительность вертушки увеличилась вдвое по сравнению с той уке вертушкой до установки защитного кожуха; возможна замена черпакового колеса простым пластинчать1м, чем упрощается и удешевляется вертушка и улучщается ее работа; зависимость показаний вертушки от угла между направлением течения и продольной ее осью дает процентную ошибку, меньшую, чем в вертушке Otta; контактный механизм доступен осмотру и изолирован от воды и наносов; выходная клемма изолирована.
Предмет изобретения.
Гидрометрическая вертушка, в которой применен защитный колпак, ограждающий одну половину рабочего колеса, отличающаяся тем, что передняя часть колпака а снабжена языкообразным вырезом г.у
фиг.1.
фиг. 5.
фиг.2.
КОго м 0 20, о it 4s и т 1иг.5.
.аУw га 60 40 Z8 о го 40 fB . /да
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидрометрическая вертушка с электрической сигнализацией | 1926 |
|
SU9884A1 |
ГИДРОМЕТРИЧЕСКАЯ ВЕРТУШКА | 1932 |
|
SU38332A1 |
Гидрометрическая вертушка | 1936 |
|
SU51067A1 |
РАСХОДОМЕР ЖИДКИХ СРЕД В ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМАХ И ВОДОТОКАХ | 2008 |
|
RU2380657C1 |
Гидрометрическая вертушка | 1979 |
|
SU808938A1 |
Батометр | 1932 |
|
SU33723A1 |
Прибор для измерения скорости и направления морских течений | 1934 |
|
SU43175A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ВОДЫ ИЛИ ВОЗДУХА | 1921 |
|
SU3233A1 |
Угломерное приспособление к измерителю скорости | 1944 |
|
SU67837A1 |
Прибор для указания скорости течения воды | 1932 |
|
SU31146A1 |
Авторы
Даты
1933-11-30—Публикация
1931-11-12—Подача