.1 1
Изобретение относится к нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и может найти применение в машиностроении и автомобильной промышленностИ.
В машиностроении для смазывания деталей между очередными операциями применяются пластичные смазки на основе нефтяного масла, загущенного кальциевым комплексным мылом. Однако нанесение смазок в таком виде неудобно, громоздко и трудоемко.
(Консистентные смазки на мыльных загустителях при нагреве выше температуры плавления необратимо распадаются и поэтому способ нанесения их в расплавленном виде на поверхности для них неприемлем. Для экономии времени и облегчения процесса нанесения мыльных смазок на детали целесообразно применять смазки, разбавленные растворителем. Растворы смазок на детали могут наноситься пульверизатором или способом окунания. Но комплексные смазки в среде органического растворителя образуют недостаточно стойкую эмульсию, которая быстро расслаивается.
Целью изобретения является повышение способности смазки диспергировать в нефтяных растворителях с образованием стойкой эмульсии, а после нанесения ее на деталь - прочной пленки. Это достигается введением в состав кальциевой комплексной смазки в качестве эмульгирующих добавок таких веществ
как спермацет, полиэтиленовый воск или их смесь в любом соотношении. Желательно вводить эмульгатор в количестве 2-15 вес. %. Изготовление смазки проводят по обычной
технологии, применяемой для получения мыльных смазок. Расчетное количество масла, которое должно загущаться мылом, загружают в автоклав для приготовления смазки. В этот же автоклав загружают жирные кислоты и добавляют омыляющую гидроокись кальция. Для образования комплекса вводят низкомолекулярную кислоту.
С целью нормального омыления производят интенсивное перемешивание смазки и постепенный подъем температуры. В конце процесса омыления при 120-160°С и непрерывном перемешивании вводят эмульгирующий компонент- спермацет, полиэтиленовый воск или их смесь. Максимальная температура процесс а 220-230°С.
Масляной средой для изготовления смазки являются индустриальные и авиационные масла. В качестве жировой основы используют смесь 12-оксисгеариновой и стеариновой кислот. Для омыления применяют гидроокись кальция в виде известкового молока, а для образования комплекса - концентрированную уксусную кислоту. В качестве диспергирующих добавок вводят спермацет, полиэтиленоОптимальнаяреце смаз кие показатели Рецептура Нефтяное масло МС-14 12-Оксистеариновая кисл Стеариновая кислота Уксусная кислота Гидроокись кальция Полиэтиленовый воск Физико-хими Неразбавленная смаз Температура каплепадени Пенетрация при 25°С Смазка, разведенная в уайт-спирите Кинематическая вязкость 20°С, ест Температура вспышки,  Испытания на коррозию ных пластипок Стабильность дисперсии Рецептура Масло ИС-45 12-Оксистеариновая кислотаСтеариновая кислота Уксусная кислота Гидроокись кальция Спермацет Физико-хим Неразбавленная консистентная смазка Температура каплепадения, °С Ненетрация при 25°С Смазка, разведенная в уайт-спирите Кинематическая вязкость при 20°С, сетТемпература вспышки, Испытания на коррозию медных пластинок Стабильность сии, % Рецептур Нефтяное масло МС-4 12-Оксистеариновая кис Стеариновая кислота Уксусная кислота Гидроокись кальция Спермацет  Полиэтиленовый воск Физико-химические показатели: Неразбавленная смазка емпература каплепаде1 ия, °С енетрация при 25°С Смазка, разведенная в уайт-спирите инематическая вязкость при 133 20°С, ест емпература вспышки, °С30 спытания на коррозию медг Выдерных пластинокживает Стабильность дисперсии, %1,4 Для сравнения свойств полученных смазок, а также изучения влияния на свойства смазок мульгирующих добавок была изготов-лена смазка без добавки паполнйтеля - эмульгирующего компонента., Из полученных смазок приготавляют 50%ные дисперсные растворы смазок в уайт-спирите. При помощи стандартных методик опрееляют ряд основных физико-химических показателей смазок и их. растворов. Стабильность дисперсии определяется согласно нормали фирмы Фиат, причем для этого 10 мл раствора смазки центрифугируют в течение 5 мин со скоростью 1600 об1.мин в центрифуге ЦУМ-1, Определяют также объем диспергированного вещества, выделившегося на поверхности (в % от начального объема смазки). Согласно данным исследований стабильность смазки без добавки эмульгирующего компонента 10%. Стабильность дисперсии смазок с эмульгирующим компонентом значительно ниже (от 1,4 до 4%). Предмет из о б. р е т е н « я1.Пластичная смазка на основе нефтяного масла, загущенного кальциевым комплексным мылом, отличающаяся тем, что, с целью, повышения способности смазки диспергиров аться: в среде органического растворителя, в ее состав введен спермацет, полиэтиленовый воск или их смесь. 2.Смазка по п. I, отличающаяся, тем, что в ее состав спермацет и (или) полиэтиленовый воск введены в количестве 2-15 вес. %.

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА | 1972 |  | SU336996A1 | 
| ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2019 | 
 | RU2700711C1 | 
| ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1991 | 
 | RU1780318C | 
| ЗАЩИТНЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1996 | 
 | RU2101331C1 | 
| Пластичная смазка на биоразлагаемой основе для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения | 2022 | 
 | RU2787947C1 | 
| Пластичная смазка | 1973 | 
 | SU472149A1 | 
| Антиадгезионная смазка для отделе-Ния издЕлий из пЕНОпОлиуРЕТАНА пРифОРМОВАНии | 1979 | 
 | SU833455A1 | 
| ЗАЩИТНЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1998 | 
 | RU2129144C1 | 
| ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2013 | 
 | RU2555710C1 | 
| ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1970 | 
 | SU274292A1 | 
 
            
               
            
Даты
1972-01-01—Публикация