Изобретение относится к области машиностроения « может быть нснользовано в самолетостроении при разработке трансмисслр управления предкрылками, закрылками ti новоротным крылом самолетов с изменяемой геометрией для размыкания трансмисси в случае ее заклинивания. Такая необходимость вызвана тем, что в случае резкого заклинивания одного из агрегатов трансмнссин нз-за скачкообразного увеличения крутящего момента, обусловленного инерцией вращаюндихся частей привода, может нроизойти разрушение трансмиссии. .
Известна нредохранительная муфта, содержаш,ая нодиружиненную ведуп1ую « ведомую полумуфты, вынолненные с кулачками на торцах, а также шарики, удерживающие нолумуфты в расцеиленном состоянии. Однако, такие муфты не надежны в работе.
Предлагаемая муфта снабжена установленным между нолумуфтами промежуточным элементом-крестовиной, в хвостовнках которой вынолнены радиальные пазы для шариков, взаимодействующих с кулачками нолумуфт и перемещающихся нри размыкании носледних к оси вращения муфты под воздействием иредусмотрениых на внутренней новерхностн иолумуфт спиралевидных выступов. Кроме того, радиальные пазы в хвостовиках крестовины вынолнеиы с увеличивающейся к периферии
глубиной. Это повышает надежность работы муфты.
Иа фиг. 1 показана муфта, разрез; на фиг. 2 - то же, в разомкнутом состоянии; на фиг. 3 - то же поперечный разрез.
Муфта содержит ведомую / и ведущую 2 иолумуфты снабженные торцовыми кулачками; нодшинники 3 для установки полумуфты / в корпусе 4: нодщипники 5 для установки полумуфты 2 в плавающей обойме 6; тарированную пружину 7 для обеспечения размыкания муфты нри определенном крутящем моменте; нлавающйй промежуточный элемент- крестовину 8, опирающуюся с помощью плавающих подшипников 9 на нолумуфты / и 2; шарики W, служащие для передачи крутящего момента с ведущей нолумуфты 2 на ведомую полумуфту / и размещенные в радиальных назах // крестовины 8; регулировочные
винты 12 для регулировки затяжки пружины 7. Радиальные пазы )/ выполнены с увеличивающейся к периферии глубиной.
В нроцессе работы муфты в зависимости от наиравлення вращения крутяии1Й момент от ведущей иолумуфты 2 к ведомой полумуфте / передается с иомощью кулачков 13 на ведущей полумуфте 2 (нрн вращении но часовой стрелке), заставляющих вращаться в ту же стороиу крестовину 8, которая с помощью шариков 10, упирающихся в скосы 14 на ведомой полумуфте 1, увлекает ее за собой. После изменения направления вращения крутящий момент от ведущей полумуфты 2, с помощью шариков 10, упирающихся в скосы 14 на ведуп1,ей полумуфте 2, передается на крестовину 8, которая, упираясь в кулачки 13 на ведомой полумуфте, заставляет ее вращаться в ту же сторону. При возрастании передаваемого крутящего момента до величины, превышающей заданную (в случае вращения по часовой стрелке) шарики 10, расположенные с правой стороны плавающей крестовины 8, выходят из зацепления с ведомой полумуфтой 1, отжимая крестовину 8, сжимают пружину 7 и в процессе последующего движения перемещаются вдоль спиральных буртиков 15, имеющихся на ведомой полу муфте 1, к центральной гладкой ее части, что обеспечивает возможность бесщумной и длительной работы муфты в разомкнутом состоянии. Если вращение происходит в противоположную сторону (против часовой стрелки), то размыкание муфты происходит путем отжимания шариками 10, расположенными с левой стороны крестовины 8 ведущей полумуфты 2, подпружиненной той же пружиной 7. В этом случае после размыкания муфты щарики 10 увлекаются вдоль спиральных буртиков 15, расположенных на ведущей полумуфте 2, к центральной гладкой ее части, обеспечивая, как и в первом случае, возможность длительной работы в разомкнутом состоянии. Для взведения разомкнутой муфты в исходное состояние достаточно сделать один-два оборота Б противоположную сторону вращения. При этом, за счет составляющей силы пружины 7, создаваемой наклонным днищем пазов крестовины 8, и за счет центробежной силы, направленной от центра муфты к ее периферии, щарики 10, двигаясь вдоль спиральных буртиков Ii5 в противоположном направлении, вновь западают в пазы 16 между кулачками полумуфт. Предмет изобретения 1. Предохранительная муфта, содержащая подпружиненную ведущую и ведомую полумуфты, выполненные с кулачками на торцах, а также шарики, удерживающие полумуфты в расцепленном состоянии, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения реверса и повыщения надежности работы, она снабжена установленным между полумуфтами плавающим промежуточным элементом-крестовиной, в хвостовиках которой выполнены радиальные пазы для шариков, взаимодействующих с кулачками полумуфт и перемещающихся при размыкании последних к оси вращения муфты под воздействием спиралевидных .выступов, выполненных на внутренней поверхности полумуфт. 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что радиальные пазы в хвостовиках крестовины выполнены с увеличивающейся к периферии глубиной.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ ОТКЛЮЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕГО ОРГАНА СТАНКА ПРИ ЕГО ОСТАНОВЕ НА УПОРЕ | 1971 |
|
SU295613A1 |
МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА | 1972 |
|
SU339698A1 |
БИБЛИО | 1973 |
|
SU373458A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ШАРИКОВАЯ МУФТА | 1968 |
|
SU222071A1 |
Предохранительная компесирующая муфта | 1976 |
|
SU597882A1 |
ШАРИКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU277469A1 |
Предохранительная шариковая муфта | 1983 |
|
SU1146490A1 |
ФРИКЦИОННАЯ Л1УФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1973 |
|
SU395636A1 |
ШАРИКОВАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU397695A1 |
Предохранительная шариковая муфта | 1976 |
|
SU607076A1 |
2 3 5
б 2
Т
Фиг.2
Фиг .3
Даты
1972-01-01—Публикация