Известны устройства для противоразгонной защиты гидротурбин, содержащие тахогенератор с подключенной к нему обмоткой основного реле оборотов, включенного своими контактами в цепь электромагнита аварийного золотника.
Надежность таких устройств «едостаточна, особенно для турбин с медленным закрытием направляющего аппарата, установленных на ГЭС с длинными напорными водоводами без уравнительных резервуаров. При каждом сбросе полной нагрузки такие турбины достигают предельно возможной скорости вращения при нормальной работе системы регулирования. Известные устройства подают в этом случае ложный сигнал на срабатывание защиты, что ведет к опорожнению длинных водоводов ГЭС и к затягиванию повторного пуска турбины и недоотпуску энергии.
Цель изобретения - повышение надежности устройства. Для этого к тахогенератору подключена обмотка дополнительного реле оборотов, настроенного на уровень срабатывания выше основного реле оборотов, с контактами в цепи реле времени, контакты которого включены в цепь обмотки дополнительного реле оборотов и в цепь электромагнита аварийного золотника.
ного сброса нагрузки; на фиг. 2 и 3 - электрические схемы устройства.
Изменение скорости вращения во времени
после полного сброса нагрузки в момент времени /1 может характеризоваться кривой I при нормальной работе системы регулирования или кривой II при неподвижном направляющем аппарате и уходе турбины в угонный режим. Моменты времени tz, з и 4 соответствуют моментам достижения турбиной соответствующих скоростей по характеристикам. Вначале скорость вращения увеличивается от исходного значения Л до уровня
срабатывания основного реле, например до 115% III (на фиг. 1 этот уровень не показан), что вызывает подачу сигнала на закрытие направляющего аппарата. Если скорость вращения после этого продолжает повышаться,
то при ее значении /Zj (например, 140% «i) срабатывает дополнительное реле, которое включает реле времени с установкой (). В случае нормальной работы системы регулирования (кривая I) в момент времени ft
сигнал на дополнительном реле снизится до уровня его срабатывания. Аварийное срабатывание в этом случае не нужно, и дополнительное реле, зафиксировав прохождение скорости вращения через максимум, отключает Если же изменение скорости вращения происходит по кривой И,- реле времени в момент 4, определяемый расчетом или экспериментально, подает сигнал на аварийный золотник и на аварийное перекрытие напорного трубо, провода-турбины. К тахогенератору / (см. фиг. 2) после выпрямительно-регулировочного блока 2 подключены через размыкающиеся контакты 5 катаракта :ервомотора и замыкающиеся контакты 4 датчика положения командоаппарата направляющего аппарата обмотка основного реле 5 и обмотка дополнительного реле 6 через контакты 7 а, 7 б реле 7. При срабатывании основного реле 5 его контакты 5 а подают ток в обмотку промежуточного реле 8, которое контактами 8а замыкает цепь электромагнита 9 включения аварийного золотника и контактами 86 подает команду на отключение генератора от сети. Реле 10 подает контактами 10 а аварийное воздействие на систему сигнализации. Если скорость вращения возрастает до уставки срабатывания дополнительного реле 6, последнее срабатывает. Замыкая контакты 6 а, реле 6 включает реле 7, мгновенные контакты которого переключает катушка, а временные - двигатель 70. Реле 7 самоблокируется контактами 7 г, запоминая сигнал реле 6, и отключает реле 6 контактом 7 а. В момент времени /4 (см. фиг. 1) реле 7 замыкает контакты 76 в цепи реле 6, подключая его к тахогенератору /. Если при этом скорость вращения выше уровня п, реле 6 опять срабатывает, замыкая контакты 6а. Затем реле 7 размыкает контакты 7д, снимая Фиг 1 самоблокировку и удерживаясь во включенном положении только контактами б а. В случае снижения скорости вращения турбины реле 5, отпадает и отключает реле 7. При продолжающемся разгоне реле 6 удержит реле 7 времени во включенном положении, и последнее замкнет контакты 7ж, включая реле 11 и 12 Контакты и а включают аварийный золотник, контакты 116 подают сигнал на аварийное перекрытие напорного трубопровода, например на срыв вакуума сифонного водоприемника или сброс быстроподающих щитов. Контакты lie подают сигнал на отключение генератора от сети, контакты 12а включают световую и звуковую сигнализации. После прекращения доступа воды к турбине скорость вращения падает. Кнопка 13 служит для аварийной остановки турбины со щита, кнопка 14 - для снятия защелки электромагнита аварийного золотника. Предмет изобретения Устройство для противоразгонной защиты гидротурбины, содержащее тахогенератор с подключенной к нему обмоткой основного реле оборотов, включенного своими контактами в цепь электромагнита аварийного золотника, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, к тахогенератору подключена обмотка дополнительного реле оборотов, настроенного на уровень срабатывания выше основного реле оборотов, с контактами в цепи реле времени, контакты которого включены в цепь обмотки дополнительного реле оборотов и в цепь электромагнита аварийного золотника. Время
9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОРАЗГОННОЙ ЗАЩИТЫ ГИДРОТУРБИНЫ | 1971 |
|
SU306752A1 |
СИСТЕМА ПРОТИВОРАЗГОННОЙ ЗАЩИТЫ ГИДРОТУРБИНЫ | 1999 |
|
RU2163980C2 |
Устройство управления клапаном противоразгонной защиты радиальных гидротурбин | 1976 |
|
SU731094A1 |
СИСТЕМА ПРОТИВОРАЗГОННОЙ ЗАЩИТЫ ГИДРОТУРБИНЫ | 1983 |
|
SU1218749A1 |
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОРАЗГОННОЙ ЗАЩИТЫ ГИДРОТУРБИНЫ | 1965 |
|
SU170428A1 |
УСТРОЙСТВО для РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЗАКРЫТИЯ НАИРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА ГИДРОТУРБИНЫ | 1972 |
|
SU334399A1 |
Электрогидравлический регулятор гидротурбины | 1967 |
|
SU363381A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАТВОРОМ ДЛЯ НАПОРНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ГИДРОМАШИН | 1993 |
|
RU2079006C1 |
Способ защиты гидрогенератора от превышения частоты вращения | 1984 |
|
SU1270828A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1602772A1 |
I1
fui.d
Даты
1972-01-01—Публикация