ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД С НЕПРЕРЫВНО АВТОМАТИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ Советский патент 1934 года по МПК B60K41/10 

Описание патента на изобретение SU35117A1

Известны фрикционные приводы с непрерывно автоматически изменяющимся передаточным отношением, в частности используемые для автомобилей и состоящие из двух конусообразных дисков с параллельными осями вращения, ось одного из которых выполнена качающейся относительно параллельной ей оси. В предлагаемом приводе положение качающейся оси одного диска автоматически изменяется относительно оси другого диска в зависимости от изменения числа оборотов и передаваемого крутящего момента.

На чертеже фиг. 1 изображает продольный разрез ведущей и ведомой частей фрикционного привода; фиг. 2 - вид спереди; фиг. 3 - разрез по АВ на фиг. 1; фиг. 4 и 5 - устройство для ручного управления приводом.

На валу а двигателя (фиг. 1 и 5) монтирована ведущая часть, выполненная в виде цилиндрической коробки b, на которую надета крышка с с конусной частью с1 (ведущий конус). Эта крышка может скользить по коробке b параллельно ее оси, причем нормально прижимается к ней пружинами d, заключенными в гильзах d1, привинченных к задней стенке коробки и снабженных поршневыми штоками d2, привинченными к конусу с1. Борта b1 коробки снабжены двумя или более пазами b2, параллельными оси коробки, в каждый из коих входит ведущая шпонка е, закрепленная на внутренней окружности крышки с парой шпилек е1, выступающих радиально внутрь; в каждой паре одна из шпилек снабжена роликом е2. Внутри коробки монтировано цилиндрическое кольцо ƒ, задний край которого поддерживается упорным шарикоподшипником ƒ1, передний же край имеет вырезы для образования кулаков ƒ2, расположенных около пазов b2 и шпилек с роликами е2. К задней стенке коробки b на оси g1 укреплен регулятор, состоящий из снабженных грузами рычагов а с зубчатыми сегментами g2, сцепляющимися с дуговою зубчатою рейкою ƒ3 внутри кольцевой рамки ƒ.

Ведомая часть фрикционного привода монтирована на валу i, который расположен в подшипниках i1 на свободном конце радиального плеча j, и задний, конец которого при помощи универсального шарнира h1 сопряжен с валом h пропеллера, сообщающего движение повозке. Ведомая часть выполнена в виде диска k с кольцевой фрикционной поверхностью k1, конусность которой соответствует конусности передней части с1 крышки с ведущей части. Ведомая часть может быть снабжена промежуточной шайбой k2, несущей фрикционное кольцо на одной стороне и сцепленной, с фрикционной поверхностью k3 на другой стороне.

Радиальное плечо j управляется телескопической пружинной трубкой m (фиг. 2), помещающейся между шаровой опорой m1 на части рамы повозки и верхней полкой j2 радиального плеча. Пружина, заключенная в телескопической трубке, сжата и стремится поднять радиальное плечо j и тем вывести ведомую часть из ее соосного с ведущим валом положения в положение, показанное на фиг. 1 и 2.

Радиальному плечу придана Т-образная форма с верхней полкой j2 и нижней j3, из коих последняя соединена при помощи шарового шарнира n1 с упорной частью, например, с упорной тягой n, расположенной приблизительно параллельно валу h пропеллера и в одну линию с ведущим валом. Другой конец упорной тяги n может быть снабжен буферною пружиною n2 (фиг. 1) и присоединенною при помощи шарового шарнира частью n3, воспринимающею упорное давление. Для регулирования начального сжатия буферной пружины служит гайка n4.

Когда все части привода находятся в состоянии покоя или когда двигатель работает с малым числом оборотов, то между ведущим конусом с1 и ведомым диском k нет действительного соприкосновения; но, как только число оборотов двигателя доведено до заранее определенного, то регулятор g-g1-g2 поворачивает кольцевую рамку ƒ в коробке b и через посредство кулаков ƒ2 и роликов е2 подает вперед скользящую крышку с так, что конус с1 сцепляется с кольцевой поверхностью k1 ведомой части. При сцеплении осевая сила, передаваемая регулятором на конус с1, передается на фрикционные поверхности, и диск k приходит во вращение, как только эта сила даст вращающий момент, достаточный для преодоления сопротивления движению. Тогда обе части вращаются в одном и том же направлении, но эксцентрично одна к другой и с различной скоростью, причем передаточное число пропорционально отношению длин радиусов до точки касания.

Если число оборотов двигателя продолжает повышаться, то регулятор подает скользящую крышку с еще дальше вперед, вследствие чего ведомая часть k смещается в направлении оси ведущего вала, причем радиальное плечо j поворачивается против действия пружинной трубки m, до тех пор, пока обе части не придут в соосное положение, при котором фрикционные поверхности прижимаются друг к другу по всей своей окружности и дают прямой привод от двигателя на вал пропеллера. Назначение буферного приспособления состоит в ограничении давления между ведущим конусом и ведомым диском, а также в автоматическом понижении этого давления по мере повышения передачи. Перемещение диска k в соосное положение позволяет пружине буфера ослабить свое сжатие по мере перемещения диска вниз по конусу, так как радиальное плечо j имеет некоторое перемещение вдоль по своему шпинделю.

.Если число оборотов двигателя почему-либо понизится, то регулятор дает возможность конусу с1 отойти от ведомой части, причем радиальное плечо j под действием пружины в трубке m сместит ведомый диск k вверх для поддержания фрикционного сцепления, но с более низким передаточным отношением.

Для независимого регулирования от руки предусмотрено приспособление, состоящее из прикрепленного к заднему концу упорной тяги n ручного рычага р (фиг. 4 и 5). Радиальное плечо j, вращающееся на шпинделе j1 (фиг. 4) параллельно валу а двигателя, может вместе с тем перемещаться вдоль этого шпинделя. Ручной рычаг р, с целью удержания в придаваемом ему положении, снабжен зубцом р1, сцепляющимся с зубчатым сектором q. На рычаге р имеется нажим р2 для освобождения зубца р1, когда рычаг требуется перевести. Тот же рычаг служит для расцепления независимо от ускорителя, например, когда требуется дать задний ход при помощи добавочной коробки скоростей r. Нажатием на защелку r1 на ручном рычаге р включают качающуюся часть r2, монтированную на тойже оси, что и рычаг р, так что, при возвращении последнего в нормальное положение, растягивается промежуточная пружинная часть r3, включающая передачу заднего хода, как только зубья или щеки сцепляющихся частей придут в положение сцепления.

Похожие патенты SU35117A1

название год авторы номер документа
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
Бесступенчатая шестерёнчато-цепная автоматическая коробка передач с жёсткой связью 2022
  • Горшков Сергей Владимирович
RU2816433C2
Транспортное средство и внутритрубный движитель динамического типа для него 2017
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2668367C1
МЕХАНИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2004
  • Вэнмин Хан
RU2350803C2
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ 2016
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2624137C1
РЕВЕРС-РЕДУКТОР 1969
SU233391A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ 2012
  • Рассоха Владимир Иванович
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2481511C1
Автоматическая переменная передача 1934
  • Г.Ф. Лундквист
SU50182A1
Двухрежимная трансмиссия транспортного средства 1989
  • Бендас Иван Маркович
  • Макаров Владимир Андреевич
  • Бендас Сергей Иванович
SU1708669A1

Иллюстрации к изобретению SU 35 117 A1

Формула изобретения SU 35 117 A1

1. Фрикционный привод с непрерывно автоматически изменяющимся передаточным отношением, в частности используемый для автомобилей и состоящий из двух конусообразных дисков с параллельными осями вращения, ось одного из которых выполнена качающейся относительно параллельной ей оси, отличающийся тем, что положение качающейся оси i одного диска относительно оси а другого диска автоматически изменяется в зависимости от изменения числа оборотов и передаваемого крутящего момента таким образом, что качающийся диск перемещается под действием пружины или другого подобного рода приспособления, а другой диск с перемещается в аксиальном направлении под действием центробежного регулятора ƒ-g.

2. Форма выполнения передачи по п. 1, отличающаяся тем, что качение диска k автоматически регулируется и производится таким образом, что вал диска сидит на качающемся относительно параллельной оси рычаге j, соединенном с телескопическим рычагом m, находящимся под действием пружины, причем на рычаги m и j действует передаваемый крутящий момент, увеличивая или уменьшая качение рычага j.

3. Форма выполнения привода согласно п.п. 1, 2, отличающаяся тем, что для разгрузки вала диска k от осевого давления, возникающего между дисками, предусмотрена находящаяся под воздействием вставленной в нее буферной пружины n2 тяга n, которая может перемещаться при помощи ручного рычага р и при этом будет перемещать качающийся рычаг j вдоль его оси качения.

4. Форма выполнения по п. 3, отличающаяся тем, что ручной рычаг р, снабжен приспособлением для закрепления его в определенном положении после перестановки и приспособлением для включения реверсивной передачи, во время какового включения обе части фрикционного привода удерживаются упомянутым рычагом в расцепленном состоянии.

SU 35 117 A1

Авторы

Д.Х. Робертсон

Даты

1934-02-28Публикация

1929-01-12Подача