В судоходных шлюзах с большими напорами и большими cливныilи призмами, секундиые расходы воды через водвпроводные галлереи достигают во время наполнения или опорожиения камеры значительных .величин, измеряемых сотнями кубометров. При столь значительных массах воДы, перемещающихся с большими скоростями, против выходных отверстий галлереи в нижней голове неизбежно возникают волнения и вихри; распространяясь в пределы нижнего подходного канала, они создают опасность срыва с причалов и повреждения судов, ожидающих шлюзования. Кроме того, неравномерно распределяющиеся по сечению канала скорости воды могут производить вредную работу размыва каменной и . бетонной одежды головйой части канала. В существующих шлюзах с большими напорами или расходами воды уменьшения силы этих явлений стремились достигнуть различными приемами, сводившимися неосновном к расширению выходных отверстий по сравнению с нормальном сечением галлереи нли к значительному замедлению времени подъема затвора. Однако первый способ не достигал желательного эффекта, второй же отражался на вре(229);
меии наполнения и опоражнивания камеры, и следовательно, на пропускной способности шлюза.
Для достижения желательного распределения скоростей в выходных отверстиях водопроводных галлереи шлюзов предлагается применить гасители скоростей в виде выступов, расположенных на вогнутой стороне вертикальной стенки галлереи и имеющих в горизонтальном форму, близкую к треугольной, с вогнутостью со стороны течения.
Если отверстие галлереи разветвляется на несколько отверстий при помощи разделительных бычков, то вышеуказанные выступы предлагается сделать на вогнутых сторонах каждого из этих бычков.
На чертеже фиг. 1 изображает горизонтальный разрез разветвленного выходного отверстия галлереи с предложенными гасителями; фиг. 2-форму гасителя в горизонтальном разрезе и более крупном масштабе; фиг. 3-4 выходные отверстия галлереи без предложенных гасителей и с ними, причем приведены эпюры расп|эеделения скоростей в обоих случаях; фиг. 5 и 6-крепление нижнего подходного канала шлюза без применения гасителей и с ними.
При изучении предлагаемых гасителей изобретателями были пpoизвeдeJIЫ лабораторные исследования скоростей потока в выходных отверстиях галлерей как без применения гасителей, так и с ними. Как показывают эти опыты, в отверстии nepieд. выходом воды в нижний бьеф здается неравномерное распределение скоростей воды по ширине каждого выпуска с увеличением скоростей у вогну; тых стенок галлерей. На чертеже (фиг. 3) эпюры 2 показывают распределение скоростей воды в выходных отверстиях галлерей без предложенных гасителей.
При наличии выступов 1 (гасителей) распределение скоростей по ширине выпусков получается достаточно равномерным, причем абсолютные величины наибольших скоростей струи падают, примерно, в два раза. На чертеже (фиг. 4) показана картина распределения скоростей по сечению выпусков эпюрами 3, в случае наличия выступов.
Последствием , достигнутой применением гасителей благоприятной картины истечения воды из выходных отверстий является отсутствие резких скоростей и водоворотов в главной части нижнего подходиого канала, благодаря чему обеспечиваются хорошие качества стоянки судов, ожидающих входа э шлюз. Кроме того, как показали лабораторные опыты по выбору типа крепления канала, наличие гасителей уменьшает объем размывов вдвое и, примерно, в полтора раза сокращает их протяженность. Осо, бенно ярко разница в силе размыва ска-« зывается при работе одной галлерей (случай ремонта одного из щитов водопроводных галлерей). На чертеже фиг. 5 и 6 изображают примерные размеры крепления канала шлюза, разработанные изобрет телянн для заданных конкретных условий в случае отсутствия предложенных гасителей (фиг. 5) и с этими гасителями (фиг. 6). При этом на чертеже условно обозначены: бетон 4, лл(&вяя мостовая 5, ординарная мостовая 6.
Кроме вышеуказанных пренмуществ предложения, благодаря применению гасителей, отпадает необходимость в частеш ремонте креплений головно части канала, присущем всем шлюзам на мяс ких грунтах. Креме того, наличие спокойной стоянки дает возможность ожидающим шлюзования судам заблаговременно подходить к головке шлюза на значительно более близкое расстояние, чем это было бы возможно без применения гасителей. Имея в виду, что подход судов и вводка fnrs шлюз являются наиболее длительными операциями при шлюзовании, заблаговременное приближение каравана к голове дает экономию во времени шлюзований, а сле)(ователь- но, увеличивает грузооборот шлюза.
Предмет иаобретения.
1.Гаситель вредиых скоростей воды в выходных галлереях судоходных шл1бзов, отличающийся тем, что он выполнен в виде расположенных на вогнутых сторонах вертикальных стенок галлерей выступов 1 имеющих Ё горизонтальном сечении форму, приближающуюся к треугольной с плавной вогнутостью стороны, обращенной навстречу течения.
2.Форма выполнения гасителя по п. Л, отличающаяся тем, что в {случае разделения выхода из шлюзной галлерей на несколько, пбмощью установки бычков, аиалогичные выступы устраиваются и на вогнутых стеиках бычков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухсторонняя система наполнения камер судоходных шлюзов | 1938 |
|
SU61409A1 |
Устройство для лабораторных исследований эксплоатационных качеств судоходных шлюзов | 1937 |
|
SU52541A1 |
ВОДОПРОВОДНАЯ СИСТЕМА СУДОХОДНЫХ КАМЕРНЫХ ШЛЮЗОВ | 1934 |
|
SU57787A1 |
МНОГОКАМЕРНЫЙ ДВУХНИТОЧНЫЙ СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 1941 |
|
SU64761A1 |
СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 1994 |
|
RU2089705C1 |
СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УЗЛА | 2021 |
|
RU2769468C1 |
Судоходный шлюз | 1979 |
|
SU894054A1 |
Судоходный шлюз | 1933 |
|
SU35689A1 |
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ВОДЫ В КАМЕРЕ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА И СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 1992 |
|
RU2040639C1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАМЕРЫ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА | 2021 |
|
RU2776834C1 |
Авторы
Даты
1934-05-31—Публикация
1932-12-07—Подача