МНОГОКАМЕРНЫЙ ДВУХНИТОЧНЫЙ СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ Советский патент 1945 года по МПК E02C1/00 

Описание патента на изобретение SU64761A1

Изобретение относится к многокамерным двухниточным судоходным шлюзам и заключается в том, что каждая камера одной нитки сообщена со смежной камерой второй нитки постоянно открытыми отверстиями и с вышерасположенной камерой второй же нитки (или с верхним бьефом) перекрываемыми отверстиями.

Указанная водопроводная система предложенного шлюза дает возможность при проводке каравана судов снизу вверх и сверху вниз производить перепуск воды сосредоточенным потоком из вышерасположенной камеры (или из верхнего бьефа) в нижерасположенную камеру (или в нижний бьеф) только в то время, когда та и другая камера не заняты судами. Благодаря этому имеется в виду значительно упростить и удешевить конструкцию шлюза.

На чертеже фиг. 1 изображает примерную схему четырехкамерного двухниточного шлюза согласно изобретению, фиг. 2 и 3 - две последовательных стадии шлюзования судов в двух направлениях (направление движения воды и судов показано стрелками).

Каждая камера правой (по течению) нитки шлюза сообщается с вышерасположенной камерой левой нитки или с верхним бьефом отверстиями (галлереями) а, перекрывае-нитки или с верхним бьефом отверстиями сообщается нижний бьеф с нижней камерой левой нитки. Кроме того каждая камера правой нитки сообщается со смежной камерой левой нитки постоянно открытыми отверстиями б с донными выпусками в, расположенными в камерах левой нитки. Для удобного расположения отверстий а шрота каждой камеры правой нитки смещены на некоторое расстояние вверх по отношению к воротам смежной камеры левой нитки.

Проводка судов через шлюз должна производиться параллельно обеими нитками - правой ниткой сверху и левой ниткой снизу в следующем порядке.

В процессе выравнивания горизонтов верхней и нижней ступеней шлюза, т.е. при опорожнении. I и II камер и наполнении III и IV (фиг. 2), открываются затворы отверстий (галлерей) а средней головы, соединяющих II и III камеры, т.е. верхнюю камеру левой нитки с нижней камерой правой нитки.

Благодаря этому, под действием разности горизонтов ступеней, вода сосредоточенно забирается из камеры II и сосредоточенно сбрасывается в камеру III. Одновременно с этим через незакрываемые отверстия в раздельной стенке вода рассредоточенно, по всей ее длине, переливается из I камеры во II и из III в IV камеру.

В результате такого взаимодействия одновременно опорожняются I и II камеры и наполняются III и IV.

При этом забор воды происходит из камеры, в которой нет и не может быть судна. Действительно, судно, движущееся вверх, находится в опорожняемой камере. Сосредоточенный выпуск воды (бурный) производится также в камеру, не занятую судном. В третьей камере не может находиться судно, так как эта камера, являясь правой, по которой суда идут вниз, в данный момент наполняется. Поступление же воды из I камеры во II и из III в IV камеру происходит рассредоточенно с очень малыми скоростями и, следовательно, не влияет на отстой судов.

В другом цикле шлюзования двухступенчатого двухниточного шлюза, т.е. при наполнении камер верхней ступени и опорожнении камер нижней ступени, посредством такого же «перекрестного» соединения камер, достигается то же положение, при котором ни забор воды, ни сброс ее не делается в камере, занятой судном, что легко усматривается из схемы (фиг. 3).

Применение предлагаемой системы дает возможность:

1) Сократить длину шлюза без изменения его «полезной длины» за счет большего использования голов, так как выпуск воды в каждую из камер правой нитки шлюза и забор ее из каждой камеры левой нитки производится только во время отсутствия в них судов, а следовательно, места забора и выпуска воды включаются в «полезные длины» камер.

2) Упростить и удешевить устои голов, так как крайние устои совершенно освобождаются от обходных водопроводных галлерей и затворов для них. На среднем же устое, вместо двух самостоятельных обводных галлерей с затворами, устраиваются общие прямые короткие галлереи, оси которых располагаются нормально к оси шлюза.

3) Сократить вес затворов и механизмов.

4) Для шлюза с большими напорами, требующими в обычных конструкциях распределенной системы питания, отказаться от применения специальных устройств и от продольных галлерей в стенах.

В результате, применяя предлагаемую систему шлюзования на парных многоступенчатых шлюзах, можно получить уменьшение строительной стоимости их на 20-40% по сравнению с обычно применяемыми системами.

Похожие патенты SU64761A1

название год авторы номер документа
СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ 1994
  • Ягин Василий Петрович
  • Похабов Владимир Иванович
RU2089705C1
Двухсторонняя система наполнения камер судоходных шлюзов 1938
  • Эндер Г.В.
SU61409A1
ВОДОПРОВОДНАЯ СИСТЕМА СУДОХОДНЫХ КАМЕРНЫХ ШЛЮЗОВ 1934
  • Вяземский О.В.
SU57787A1
Гидротехническое сооружение 1983
  • Петухов Борис Проклович
  • Онипченко Гертруд Федорович
  • Пентко Надежда Петровна
SU1117382A1
Судоходный шлюз 1986
  • Баланин Василий Васильевич
  • Колосов Михаил Александрович
SU1331954A1
Судоходный шлюз 1933
  • Петрашень И.В.
SU35689A1
Водопроводная система судоходных шлюзов 1934
  • Вяземский О.В.
SU63537A1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАМЕРЫ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА 2021
  • Гарибин Павел Андреевич
  • Ольховик Евгений Олегович
  • Буцанец Артем Александрович
RU2776834C1
Судоходный шлюз 1979
  • Колосов Михаил Александрович
  • Похабов Владимир Иванович
SU894054A1
Гаситель вредных скоростей воды в выходных галлереях судоходных шлюзов 1932
  • Городенский Н.Б.
  • Эндер Г.В.
SU36916A1

Иллюстрации к изобретению SU 64 761 A1

Формула изобретения SU 64 761 A1

Многокамерный двухниточный судоходный шлюз, отличающийся тем, что каждая камера одной нитки сообщена со смежной камерой второй нитки постоянно открытыми отверстиями и с вышерасположенной камерой второй же нитки (или с верхним бьефом) перекрываемыми отверстиями.

SU 64 761 A1

Авторы

Хоперсков Ф.Ф.

Даты

1945-05-31Публикация

1941-05-16Подача