УСТРОЙСТВО для ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ Советский патент 1973 года по МПК F02D41/00 G05D13/62 

Описание патента на изобретение SU369287A1

1

Изобретение относится к области автоматизации двигателей.

Известны устройства для ограничения предельной скорости вала двигателя, содержащие датчик скорости, выход которого подключен к преобразователю, соединенному с обмоткой исполнительного механизма дозирования подачи топлива.

Описываемое устройство отличается тем, что преобразователь выполнен в виде электромагнитного реле, одна из обмоток которого связана с выходом датчика, а другая, встречного действия, включена последовательно с обмоткой исполнительного механизма для его перемещения в зависимости от выходного сигнала преобразователя.

В одном из вариантов исполнения датчик выполнен в виде генератора, подключенного при помощи конденсатора к входу выпрямительного моста, выход которого соединен с преобразователем. В другом варианте датчик выполнен в виде источника напряжения, к которому подключены последовательно соединенные прерыватель и первичная обмотка трансформатора, вторичная обмотка которого при помощи выпрямителя соединена с усилителем питания преобразователя.

Такое выполнение устройства позволяет снизить отклонение скорости от заданной предельной величины во всем диапазоне нагрузок.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства для ограничения предельной скорости; на фиг. 2 - вариант устройства, где в качестве датчика скорости использован прерыватель с приводом от контролируемого вала; на фиг. 3 - вариант устройства, выполненного с добавлением элемента принудительного изменения выходной характеристики преобразователя; на фиг. 4 - завпси1мости крутящего момента двигателя от числа оборотов вала при различных углах открытия дроссельной заслонки.

К выходным клеммам генератора / через конденсатор 2 подсоед11няется выпрямительный мост 3. Клеммы выпрямленного напрял ения моста 3 являются выходом датчика скорости, и к ним подключается первая (основная) обмотка 4 преобразователя, выполненного в виде электромагнитного реле 5 с нормально замкнутыми контактами 6.

Обмотка обратной связи 7 реле подключена одним концом к коллектору транзистора 8

усилителя, а вторым концом - к обмотке 9 электромагнита 10 исполнительного механизма, т. е. обмотка 7 включена последовательно с обмоткой 9 электромагнита.

Контакты 6 реле подключены клеммой «плюс источника постоянного на пряжения и базой транзистора 8, к которой также подсоединен резистор 11, вторым концом соединенный с клеммой «минус источника ностоянного напряжения.

Эмиттер транзистора 8 соединен с клеммой «плюс через диод 12, а между коллектором транзистора и клеммой «минус подсоединен диод 13 защиты от перенапряжений.

Якорь 14 электромагнита 10 исполнительного механизма соединен с дроссельной заслонкой 15, расположенной в тракте подачи топлива. Электромагнит 10 для обеспечения требуемой зависимости хода его якоря от силы тока в обмотке имеет специальный наконечник якоря 16 и пружину переменной жесткости 17.

С целью исключения автоколебаний якоря электромагнит снабжен воздушным демпфером, состоящим из диафрагмы 18 и жиклера 19.

В варианте выполнения описываемого устройства способ питания основной обмотки 4 реле осуществлен иначе, что связано с применением датчика скорости, который содержит прерыватель 20 с приводом от контролируемого вала, контакты которого включены последовательно с первичной обмоткой 21 трансформатора 22 и ограничительным резистором 23.

Вторичная обмотка 24 трансформатора через диоды 25 и 26 подключена между эмиттером и базой транзистора 27 усилителя.

К коллектору транзистора 27 подключен один конец основной обмотки 4 реле, второй конец которой подключен к клемме «минус источника питания. Резистор 28 подключен между клеммой «плюс источника питания и базой транзистора 27.

Реостат 29 изменения выходной характеристики датчика подключен к клеммам переменного тока выпрямительного моста 3. Узел стабилизации напряжения, приведенного от генератора, состоит из двух стабилитронов 30 и 31, подключенных через ограничительный резистор 32 к выходным клеммам генератора.

Принцип действия ограничителя основан на преобразовании сигналов переменной частоты датчика в изменяющийся по величине ток, проходящий через обмотку исполнительного механизма.

В частности, для исполнительного механизма, выполненного в виде электромагнита следящего действия изменение силы тока его в обмотке вызовет неремещение якоря на величину, зависящую от силы тока. Это, в свою очередь, приводит к повороту дроссельной заслонки на угол, величина которого зависит от числа оборотов контролируемого вала.

За счет соответствующего выбора параметров схемы можно получить такую выходную характеристику преобразователя, что ток начнет поступать в обмотку исполпительпого механизма только по достижении контролируемым валом числа оборотов ПА., а при числе оборотов Пв ток возрастет до такого значепия.

при котором исполнительный механизм обеспечит полное закрытие дроссельной заслонки. В результате число оборотов контролируемого вала при изменении нагрузки двигателя 5 во всем рабочем диапазоне будет меняться в пределах от ИА ДО Пв. Этот диапазон можег быть сделан небольшим (г|,о 3-5% от заданного среднего значения предельных чисел оборотов вала).

В устройстве с повышением числа оборотов вала возрастает частота тока генератора, в результате чего уменьшается реактивное сопротивление конденсатора 2, что приводит к повышению напряжения на обмотке 4 реле,

5 получающей питание от выпрямительного моста 3.

При определенной величине оборотов ампервитки обмотки 4 достигают такого значения, что нормально-замкнутые контакты 6

0 реле 5 начинают размыкаться. В результате «плюс источника питания отключается от базы транзистора 8, трапзистор открывается и подключает обмотку исполиительного мехапизма к источнику питания, вследствие чего

5 через эту обмотку начинает проходить ток.

Одновременно проходит ток и через обмотку обратной связи 7 реле, ампервитки которой действуют встречно с основной обмоткой 4 реле.

За счет действия обмотки 7 общие ампервитки реле уменьшаются, и когда сила тока в обмотке достигает заданной величины, то это приводит к замыканию контактов 6 и закрытию транзистора 8 с отключением обмотки 7

5 реле и обмотки исполнительного механизма от источника питания.

Это, в свою очередь, вызывает повышение общих ампервитков реле (так как прекращается действие обмотки 7 реле), что приводит к повторному размыканию контактов 6 реле, и т. д.

В результате, начиная с определенного значения чисел оборотов контролируемого вала п пл, контакты реле работают в режиме

5 вибрации с периодическим иодключением и отключением обмотки исполнительного механизма от источника питания.

Чем выше число оборотов контролируемого вала, тем большее напряжение подводится к

0 обмотке 4 реле, и соответственно возрастают ее ампервитки. Поэтому с повышением числа оборотов вала контакты реле будут оставаться разомкнутыми, а обмотка исполнительного механизма подключенной к источнику питания до тех пор, пока сила тока, проходящего через обмотку 7, не достигнет соответствующего увеличенного значения.

Таким образом, чем выше число оборотов контролируемого вала, тем больший процент времени контакты 6 реле находятся в разомкнутом состоянии, и соответственно выше получается среднее значение силы тока, проходящего через обмотку исполнительного механизма. В результате обеспечивается необходимый закон изменения силы тока в обмотке

исполнительного механизма от числа оборотов контролируемого вала.

Описываемый преобразователь работает как регулятор тока, т. е. каждому значению п соответствует определенная сила выходного тока.

В связи с этим выходная характеристика преобразователя мало зависит от напряжения источника питания и сопротивления обмотки исполнительного механизма, которые в реальных условиях эксплуатации ограничителя могут меняться в достаточно широких пределах. Это свойство преобразователя является важным его достоинством.

Устройство (см. фиг. 2) работает по такому принципу, как было описано выше, за исключением системы питания основной обмотки 4 реле, обеспечивающей увеличение ее ампервитков с повышением числа оборотов контролируемого вала. В устройстве при вращении вала за счет периодического замыкания и размыкания контактов прерывателя 20 через первичную обмотку 21 трансформатора проходит пульсирующий и изменяющийся во времени ток.

В периоды времени, когда имеет место изменение силы тока в первичной обмотке трансформатора, во вторичной его обмотке 24 индуктируется электродвижущая сила, которая после выпрямления с помощью дполов 25 и 26 подводится к участку эмиттер-база транзистора 27. При этом транзистор 27 открывается и подключает обмотку 4 реле к источнику питания. В периоды времени, когда через первичную обмотку трансформатора проходит ток постоянной силы или ток отсутствует, электродвижущая сила в об:мотке 24 не индуктируется, транзистор 27 закрыт и обмотка 4 реле отключена от источника питания.

Чем выще число оборотов контролируемого вала, тем короче промежутки времени, при которых сила тока в первичной обмотке трансформатора равна нулю. Соответственно меньший процент времени закрыт транзистор 27 и больше среднее значение силы тока, проходящего через обмотку 4 реле. Благодаря этому с повышением числа оборотов контролируемого вала возрастают ампеовитки обмотки 4 реле и, как следствие, увеличивается сила тока в обмотке исполнительного механизма.

В устройстве (см. фиг. 3) узел стабилизации напряжения применен для того, чтобы исключить влияние нагрузки генератора и изменения настройки его регулятора напряженпя иа выходную характеристику преобразователя.

При наличии этого узла стабилизации независимо от величины напряжения генератора напрял ения на стабилитронах 30 и 3 сохраняется неизменным. Резистор 32 применен для ограничения силы тока, проходящего через стабилитроны. Применение реостата 29, с помощью которого может регулироваться напряжение на обмотке 4 реле, позволяет сушественно расширить область применения описываемого ограничителя, так как в этом случае представляется возможным принудительно изменять величину ограничиваемой скорости.

При этом ограничитель в определенных условиях может быть использован для дистанционного управления скоростью, а также выполнять функции всережимного регулятора.

Предмет изобретения

1.Устройство для ограничения предельной скорости, например угловой, вала двигателя, содержащее датчик скорости, выход которого подключен к преобразователю, соединенному

с обмоткой исполнительного механизма дозирования подачи топлива, отличающееся, тем, что, с целью уменьшения отклонения скорости от заданной предельной величины во всем диапазоне нагрузок, преобразователь выполнен в виде электромагнитного реле, одна из обмоток которого связана с выходом датчика, а другая, встречного действия, включена последовательно с обмоткой исполнительного механизма для его перемещения в зависимости

от выходного сигнала преобразователя.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчик выполнен в виде генератора, подключенного при помощи конденсатора к входу выпрямительного моста, выход которого соединен с преобразователем.

3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчик выполнен в виде источника напряжения, к которому подключены последовательно соединенные прерыватель и первичная

обмотка трансформатора, вторичная обмотка которого при помощи выпрямителя соединена с усилителем питания преобразователя.

VuZ.i

+ О

К

исполиительно о мвканизма

-f-O

Pus.t

Похожие патенты SU369287A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВИБРОФОРМОВАНИЯ ЯЧЕИСТОБЕТОННОЙ СМЕСИ 1992
  • Локшин Я.А.
  • Мыльников Ю.К.
  • Вязьмитин Р.Т.
RU2027589C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ 1991
  • Покрашенко А.И.
  • Котов К.В.
  • Селиванов М.И.
RU2027271C1
Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от работы на двух фазах 1981
  • Данилов Владислав Никитович
SU1034117A1
Двухпозиционное реле уровня 1977
  • Дмитренко Леонид Петрович
  • Олейник Павел Викторович
SU614333A1
Полупроводниковое реле 1979
  • Дмитренко Леонид Петрович
SU822360A1
Устройство защитного отключенияэлЕКТРОуСТАНОВКи 1978
  • Дмитренко Леонид Петрович
SU847422A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2002
  • Ульянов В.П.
RU2235411C1
УСТРОЙСТВО для ЗАЩИТЫ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ линии ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1971
SU305685A1
Преобразователь к устройству для разделения сред 1985
  • Афонин Станислав Иванович
  • Мангуш Анатолий Николаевич
  • Демидов Сергей Федорович
SU1296060A1
Устройство для точного останова электропривода 1978
  • Ермаков Юрий Анатольевич
  • Игохин Вячеслав Михайлович
  • Никитин Александр Андреевич
  • Фирсов Константин Константинович
SU921007A1

Иллюстрации к изобретению SU 369 287 A1

Реферат патента 1973 года УСТРОЙСТВО для ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ

Формула изобретения SU 369 287 A1

SU 369 287 A1

Авторы

Витель Д. Г. Пол Е. И. Лебедев Ю. К. Есеновский Лашков

Даты

1973-01-01Публикация