Устройство для точного останова электропривода Советский патент 1982 года по МПК H02P3/24 

Описание патента на изобретение SU921007A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОЧНОГО ОСТАНОВА ЭЛЕКТРОПРИВОДА

, 1 . , Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано а электроприводах общепромышленных механизмов.. . Л

Известно устройство для управления электроприводом, содержащее асинхронный электродвигатель, обмотка статора которого подключена к ис фчнику питания через тиристорный коммутатор, блок управления тнристорвым коммутатором, . датчик исла o6oj)OTOfi и датчик скорости вращения по валу электродвигателя, счетчик числа оборотов электродвигателя, подключенный входом к датчик числа оборотов,, блок начала торможения; один вход которого соединен с выходом счетчика числа оборотов, другой вход соединен с выходом датчика скорости, а аыход соединен с блоком управления. И&в стHofe устройство позволяет 1фоиэ9одй1:ь точную остановку электропризода S заданной точке пройденного пути.

Однако устройство характеризуется сложностью системы управления.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является усяройство для точного останова электропривода, содержащее асинхронный электродвигатель, обмотка статора

которого подключена кисточнику переменного TOica через первый ком- , мутатор, трансформатор, первичнгш обмотка которого подключена к источнику переменного тока через второй комкутатор, а вторичная обмотка подключена к обмотке статора электродвигателя через третий коммутатор, источник постоянного тока, один

10 выход которого соединен с нулевой точкой вторичной обмотки трансформатора, а другой выход соединен с обмоткой статора через четвертый коммутатор,датчики предварительной

15 и точной ориентации, связанные с. валом электродвигателя, командоаппарат, блок управления коммутаторами, один вход которого соединен с выходом командоаппа ата,«второй вход

20 соединен с выходом датчика точной ориентации,релейный элемент, вход которого соединен с выходом датчика предварительной ориентации, а выход - с третьим входом &)1ока управления К01ф|утаторг1ми, конденсаторы в цепи обмотки статора электродвигателя {2. Недоста.тком этого устройства является низкая его надежность в связи с тем, что при торможении электродвигателя не контролируется тормозной путь электропривода и поэтом после торможения для точной останов электродвигатель длительное время р ботает на низкой скорости вращения при питании его постоянным и переме ным током, что приводит, к перегреву обмотки статора. Цель изобретения - повьпление надежности работы устройства. Эта цель достигается тем, что в устройство для точного останова эле ропривода дополнительно введен программный блок контроля числа оборотов электродвигателя, вход которого соединен с другим выходом релейного элемента/ а выход соединен с четвер тым входом блока управления комгиута торами. На фиг. 1 показана схема силовой части устройства; на фиг. 2 и 3 схемы блока управления} на фиг. 4 схема программного блока контроля числа оборотов. Устройство для точного ост-анова электропривода содержит трехфаз ый двухскоростной асинхронный электродвигатель 1, конденсаторы 2, трехфазный трансформатор 3, источник постоянного тока, выполненный в виде однофазного в.ыпрямительного моста 4 входом подключенного к трансформато ру 5, датчики предварительной -ориен тации 6 и точной ориентации 7,расположенные на валу . исполнительного механизма, коммутатор 8, подключающий обмотку статора электродвигате ля 1 к источнику перег/юнного тока на большее число полюсов,и коммутаторы 9 и 10 - на меньшее число полюсов, конденсаторы 2 и вторичная обмотка трансформатора 3 подключены к абмотке статора электродвигателя 1 через коммутатор 11, первичная обмотка трансформатора 3 подключена к источнику переменного тока через ком мутатор 12. Один вывод выпрямительного моста 4 подключен к нулевой точ ке вторичной обмотки Трансформатора 3, а другой вывод подключен к обмотке статора электродвигателя 1 через коммутатор 10. Коммутатор 13, соединяющий вторичную обмотку трансформатора 5, со входом выпрямительного мос та 4, изменяет коэффициент трансформации трансформатора 5, первичная обмотка которого подключена к источнику переменного тока через коммутатор 14. Программный блок контроля числа оборотов состоит иэ последовательно соединенных счетчика импульсов 15 и дешифратора 16, причем к выходу счетчика импульсов подключен блок индикации 17, а ко входу один выход релейного элемента 18, входы которого подключены к датчику предварительной ориентации б и к замыка ощему контакту кнопки 19. Устройство содержит переключатель 20 и реле 21, подключенное к другому выходу релейного элемента 18, реле 22, подключенное к выходу переключателя 20. Блок управления коммутаторагли содержит последовательно соединенные кнопку Пуск 23 и переключатель 24, выключатель 25, промежуточное реле 26, реле времени 27, подключенное к источнику питания через последовательно соединенные замыкающий контакт коммутатора 14 и размыкающий контакт коммутатора 12, промежуточное реле 28, подключенное к выходу датчика точной ориентации 7, соединенного с источником питания через последовательно соединенные замыкающие контакты коммутаторов 10 и 12, управляющий вход компараторов 8-10 подключен к источнику питания через переключатель 24 свои блокировочные размыкающие контакты и размыкающий контакт промежуточного реле 26, катушка которого подключена к ис- . точнику питания через последовательно соединенные замыкающие контакты реле 21 и коммутаторов 8 и 9, размыкающий контакт реле 22, управляющий вход коммутатора 11 подключен к источнику питания через последовательно соединенные размыкающие контакты коммутаторов 8 и 9 и загуыкающие контакты 26 и 11, а управляющий вход коммутаторов 13 и 14 соединен с выключателем 25 ч-ёрез размыкающие контакты промежуточного реле 28 и реле времени 27, замыкающий контакт реле 22 и разглыкаюхдай контакт коммутатора 12, управляющий вход которого подключен к источнику питания через размыкающий контакт промежуточного реле 28, замыкающий контакт реле времени 27 и контакт коммутатора 12. Кнопка Стоп 29 подключена к цепи источника питания блока управления коммутаторами. Работает устройство следующим образом. Включение электродвигателя 1 производится нажатием кнопки.Пуск 23 и, в зависимости от положения переключателя 24, срабатывает коммутатор 8 или 9 и 10, подключая обмотку статора с соответст,вующи.м числом полюсов к источнику переменного тока. Предварительное торможение привода начинается с момента поступления первого импульса на счетчик числа оборотов. Срабатывает реле 21 и коммутатор 11, и происходит подключение конденсаторов 2 к электродвигателю 1. В процессе предварительного торможения дискретно контролируются угловое положение и число оборотов выходного, вала исполнительного механизма с помощью датчика предварительной ориентации б и программного счетчика числа оборотов. В режиме торможения, который задается включением выключателя -25, при совершении валом исполнительног механизма программного числа оборотов, соответствующего числу, набран ному на переключателе 20, достигает необходимая пониженная скорость вра щения электродвигателя 1. Срабатывает реле 22 , включающее коммутато ры 13 и 14 и отключающее реле 26,к торое в свою очередь включает комму татор 10, Происходит интенсивное динамическое торможение электродвигателя 1 до его полного останова. Точная ориентация вала, заключаю щаяся в его довороте на ползучей ск рости и окончательном торможении, н |чинается после выдержки времени , :осуществляемой реле времени 27, вкл чающее комг татор 12, который отклю чает коммутатор 13. Двигатель 1 од новременно подключается через трансформатор 2 к трехфазной сети и на пониженное напряжение источника постоянного тока через размыкающий контакт коммутатора 13, Доворот вала на ползучей скорости продолжается до момента срабатывания датчика точной ориентации 7, приводящего к включению реле 28. Реле 28 отключает коммутатор 12, и следовательно, элект родвигатель 1 от трехфазного напряже ния, что приводит к окончательно1«1У динамическому торможению. После выдержки времени, обеспечиваемой реле 27, отключается коммутатор. 14, а сле довательно, питающий электродвигатель 1 источника постоянного тока. При отключении коммутатора 14 запасенная в электродвигателе 1 магнитная энергия, преобразуется в электрическую, которая расходуется в активных сопротивлениях трансфо.рматора 3 и электродвигателя 1, поскольку при этом коммутаторы 10 и 11 остаются включенными. Отключение коммутаторов 10 и.11 производится на;катием кнопки Стоп 29. После перевода механизма на другую рабочую скорость, осуществляемого, например, сменой шкивов , на ва лах передаточного механизма, производится пробное торможение при отключении выключателя 25. Указанный режим начинается с нажатия на кнопку 19, что позволяет импульсам от датчика предварительной ориентации 6 проходить через релейный элемент 18 на вход счетчика 15. При прохождении первого импульса через релейный элемент 18 срабатывает реле 21, включающее про межуточное реле 26, которое, в свою очередь, отключает коммутаторы 8 10, следовательно, электродвигатель 1 от сети и включает коммутатор 11. Обмотка статора электродвигателя 1 независимо от скорости, на которой он первоначально вращался, соединяется в треугольник, т.е. на пони-кенную скорость, и подключается к трехфазным конденсаторам 2. В процессе предварительного конденсаторного торможения с помощью блока индикации 17 определяется число оборотов, совершаемых валом механизма до его полного останова. От полученного числа оборотов вычитаются один - два оборота и итоговое число устанавливается на переключателе 20. Таким образом, устройство позволяет производить точную остановку электропривода в заданной точке с минимальным временем работы электродвигателя на низкой скорости вращения, чем ограничивается перегрев обмотки статора и повышается надежность работы электродвигателя. Формула изобретения Устройство для точного останова электропривода, содержащее асинхронный электродвигатель, обмотка статора которого подключена к источнику переменного тока через первый коммутатор, трансформатор, первичная обмотка которого подключена к источнику переменного тока через второй коммутатор, а вторичная обмотка подключена к обмотке статора электродвигателя через третий коммутатор, источник постоянного тока, один выход которого соединен с нулевой точкой вторичной обмотки трансформатора, а другой выход соединен с обмоткой статора через четвертый коммутатор, датчики предварительной и точной ориентации, связанные с валом электродвигателя, командоаппарат, блок управления коммутаторами, один вход которого соединен с выходом командоаппарат а, второй вход соединен с выходом датчика точной ориентации, релейный элемент, вход которого соединен с выходом датчика предварительной ориентации, а один выход с третьим входом блока управления коммутаторами, конденсаторы в цепи обмотки статора электродвигателя, отличающееся тем, что с целью повышения надежности, в него введен программный блок контроля числа оборотов электродвигателя, вход которого соединен с другим выходом релейного элемента, а выход соединен с четвертым входом блока управления коммутаторами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Шубенко В.А. и др. Тиристорный асинхронный электропривод с фазовым управлением. М., Энергия, 1972, с. 182 - 183, 189 - 191. 2.Зусман В.Г. и др. Автоматизация позиционных электропривэдов. М. , Энергия; 1970, с. 78 - 81. 8 11 у-и-ПхГ 26

м

ffl

Фиг Л

Похожие патенты SU921007A1

название год авторы номер документа
Электропривод механизма передвижения крана 1983
  • Боев Владимир Степанович
  • Канарейкин Павел Михайлович
  • Витер Александр Аввакумович
SU1104631A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тукмаков В.П.
  • Дмитриев Г.Н.
  • Тукмаков П.К.
  • Кудряшов Ю.П.
RU2227364C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Тукмаков В.П.
  • Алексеев А.К.
  • Титов А.Д.
  • Дмитриев Г.Н.
  • Кудряшов Ю.П.
  • Титова Н.В.
  • Дмитриева С.К.
  • Тукмаков П.К.
RU2242082C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2005
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Голев Сергей Петрович
  • Соколов Игорь Александрович
  • Попов Евгений Владимирович
RU2298519C2
КРАНОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА ГРУЗА 2007
  • Попов Евгений Владимирович
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Бурыкин Виктор Яковлевич
  • Голев Сергей Петрович
RU2345945C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2015
  • Малиновский Анатолий Кузьмич
RU2586630C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА И ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ОТ АВТОНОМНОГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ СОИЗМЕРИМОЙ МОЩНОСТИ 2014
  • Сагдатуллин Артур Маратович
RU2596165C2
Устройство для управления двухдвигательным электроприводом 1982
  • Грундулис Ансис Оттович
  • Шнидерс Андрис Альфредович
  • Лещевиц Петерис Эмильевич
SU1053245A1
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА НА АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯХ 1998
  • Баклайкин Б.А.
  • Шмаков А.Н.
  • Шмаков В.Н.
RU2139626C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВИБРОФОРМОВАНИЯ ЯЧЕИСТОБЕТОННОЙ СМЕСИ 1992
  • Локшин Я.А.
  • Мыльников Ю.К.
  • Вязьмитин Р.Т.
RU2027589C1

Иллюстрации к изобретению SU 921 007 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для точного останова электропривода

Формула изобретения SU 921 007 A1

SU 921 007 A1

Авторы

Ермаков Юрий Анатольевич

Игохин Вячеслав Михайлович

Никитин Александр Андреевич

Фирсов Константин Константинович

Даты

1982-04-15Публикация

1978-05-24Подача