1
Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения, например, гидрогенераторов, предназначенным для васприятия больших осевых нагрузок.
Известны упорные подшипники скольжения, содержащие самоу :танавл ваюш,иеся сегменты, смонтированные на основании посредством опор, обеспечивающих податливость сегментов в тангенциальном направлении (например, упругих опор), и взаи модействуюшие с упорным диском вращаюш:егося вала, а также закрепленные «а основании упоры, отграничивающие смещение сегментов в тангенциальном направлении.
Предлагаемый подшипник отличается тем, что упоры и сегменты расположены по разным сторонам от плоскости трения, при этом каждый сегмент снабжен двумя кронштейлами, взаимодействующими с упорами и закрепленными на его поверхностях, находящихся на минимальном и максимальном расстояниях от оси вращения вала. Кронштейны выполнены составными, а образующие их детали установлены с возможностью относительного регулировочного перемещения. Такое выполнение подшипника повышает надежность его работы и грузоподъемность.
На фиг. 1 схематична изоб,ражен предлагаемый подшипник; на фиг. 2 - подшипник в
разрезе плоскостью, проходящей через ось вала; на фиг. 3 - вид А на фит. 2.
Вращающийся упорный диск 1 подшипника, прикрепленный ко втулке 2, насаженной
на вертикальный вал 3, передает осевую нагрузку на сегменты 4. Сегмент выполнен в виде сравнительно тонкой пластины 5, покрытой антифрикционным материалом 6, и толстой пластины 7. Каждый сегмент передает
осевую нагрузку на опору 8, которая состоит из онорной тарелки 9 и регулировочного болта 10, имеющего в месте соприкосновения с тарелкой сферическую головку // и ввернутого в эластичную камеру 12, выполненную в
виде сильфона, Включенного в гидравлическую систему 13, обеспечивающую выравнивание нагрузки между сегментами.
Опоры в свою очередь передают нагрузку на основание 14, на котором закреплены стойки 15 и 16 с расположенными над плоскостью трения упорами, ограничивающими смещение сегментов в тангенциальном направлении при взаимодействии с кронштейнами 17 и 18, закрепленными на поверхностях каждого из
сегментов, находяшихся на минимальном и максимальном расстояниях от оси вращения вала.
Во время вращения диска по стрелке Б, возникающие в плоскости трения силы трения стремятся сдвинуть сегменты 4 в тангенциальном направлении. Кро,нштейны препятствуют этому сдвигу, так как они своими концами через вкладыши 19 взаимодействуют с упорами, поэтому сегмент 4 вместе с опорной тарелкой 9 поворачивается на головке 11 вокруг точки О на некоторый угол таким обраЗОМ, что зазор у набегающей кромки сегмента 4 увеличивается.
Опора 8 сегмента содержит эластичную камеру 12, которая благодаря своей податливости под действием силы трения обеспечивает возможность перемещения сферической головки болта 10 ,в плоскости, параллельной плоскости трения и, следовательно, она не препятствует повороту сегмента 4 вокруг точк,и р.
Размер плеча / кронштейна 17 и 18 выбирается околополовины среднего размера сегмента в тангенциальном направлении. Более точно этот размер можно подобрать во время наладочных работ путем перестановки вкладышей 19 ближе или дальше от плоскости треНИЯ.
Увеличение зазора у набегающей кромки при повороте сегмента, а следовательно, улучшение условий подачи смазки под сегмент тем больше, чем больше сила трения.
В подшипнике с жесткой опорой (см. фиг. 1) тангенциальное перемещение сегмента при его повороте обеспечивается за счет проскальзывания или люфтов детали опоры сегмента.
Таким образом, упорный подшипник автоматически без какого-либо воздействия извне выходит из неблагоприятного положения, создающегося при пуске и при прорыве масляной пленки во время работы, путем дополнительной подачи масла между трущимися поверхностями через увеличенный зазор у набегающей кромки.
Описанный упорный подшипник скольжения может быть использован, в первую очередь, в вертикальных гидрогенераторах, а также в капсульных гидрогенераторах и паровых турбинах. Он может быть применен и в судовых установках обычного и специального назначения, когда на упорный подшипник передается большая реакция тягового усилия гребного винта.
Предмет изобретения
1.Упорный подшипник скольжения, содержащий самоустанавливающиеся сегменты, смонтированные на основании посредством опор, обеспечивающих податливость сегментов в тангенциальном направлении, например упругих онор, и взаимодействующ,ие с упорным диском вращающегося вала, а также закрепленные на основании упоры, ограничивающие смещение сегментов в тангенциальном направлении, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и грузоподъемности, упоры и сегменты расположены по разным сторонам от плоскости трения, при этом каждый сегмент снабжен двумя кронштейнами, взаимодействующими с упорами и закрепленными на его сторонах, находящихся на минимальном и максимальном расстояниях от оси вращения вала.
2.Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что кронщтейн выполнен составным, причем образующие его детали установлены с возможностью относительного регулировочного перемещения.
///////////////////////////// Puz /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Масляная ванна электрической машины | 2023 |
|
RU2823670C1 |
В П Т Б | 1973 |
|
SU397690A1 |
Упорный подшипник скольжения | 2017 |
|
RU2656747C1 |
Упорный подшипник скольжения | 1984 |
|
SU1186849A1 |
Упорный подшипник скольжения | 1979 |
|
SU853222A1 |
СТАНОК ДЛЯ РЕЗКИ ПОД УГЛОМ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2308359C2 |
Реверсивный подпятник,преимущественно для гидрогенераторов | 1980 |
|
SU1038645A1 |
Устройство для сборки подпятника гидрогенератора | 1985 |
|
SU1311900A1 |
ФРИКЦИОННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ | 1994 |
|
RU2166679C2 |
Подпятник вертикальной электрической машины | 1983 |
|
SU1226573A1 |
74
Фиг.З
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация