1
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано, например, в качестве расходомера топлива в авиации.
Известны массовые расходомеры топлива, содержащие измеритель объемного расхода, плотномер в виде уравновешенного моста и цепь периодического введения поправки по плотности в показания общего расхода топлива от расчетной средней величины. Работа плотномерной части таких расходомеров не контролируется в условиях полета и в случае ее отказа в показания расходомера вносится погрешность, которая не может быть сразу обнаружена и поэтому становится еще более опасной.
Известен авиационный расходомер, проверка функционирования плотномерной части которого осуществляется только после демонтажа с помощью специализироваппой проверочной аппаратуры, что не обеспечивает надежность расходомера и безопасность полета.
Цель изобретения - техническая диагностика, т. е. обеспечение возможности проверки функционирования плотномерной части расходомера для повыщения надежности его показапий во все время эксплуатации расходомера.
Это достигается тем, что расходомер снабжен сигнализатором отказа плотномера, выполненным в виде включенного в разрыв цепи
введения поправки нормально замкнутого реле времени с самоблокировкой через нормально замкнутую кнопку, управляющий вход которого соединен с нормально разомкнутыми
конечными выключателями, встроенными в плотномер, дополнительно снабженный имитатором расчетного режима, подключенным по управляющему входу к цепи введения поправки и через нормально разомкнутую кнопку
к питающей сети.
На чертел е показапа структурная схема расходомера.
Расходомер содержит датчик У расхода, индуктивно-импульсное устройство 2, усилительформирователь 5, счетчик - импульсов, редуктор 5, дифференциал 6, указатель 7, датчик плотномера 8, измерительную схему 9, усилитель 10, двигатель //, редуктор 12, электромагнитную муфту /5, реле 14 времени, кулачки 15, 16, кнопки 17 пуска, конечные микровыключатели 18, 19, 20, сигнальную лампу 21 и кнопку «Поиск 22.
При работе расходомера в режиме измерения поток жидкости приводит во вращение
турбинку датчика расхода, вращение которой передается магниту индуктивно-импульсного устройства 2. В индуктивно-импульсном устройстве создаются сигналы импульспой формы, поступающие после усиления усилителемформирователем 3 на счетчик 4, который через редуктор 5 и дифференциал 6 выдает показания на указатель 7.
При плотности топлива, не равной расчетной (0,8 г/см), изменяется емкость датчика
8,и на выходе измерительной схемы 9 появляется электрический сигнал, который после усиления усилителем 10 поступает на двигатель 11. Двигатель через редуктор 12, электромагнитную муфту 13, дифференциал 6 корректирует показания указателя расходомера в зависимости от изменения плотности топлива. Коррекция по плотности вводится в случае, когда плотность топлива не соответствует расчетной (0,8 для основного канала измерения расхода топлива, и периодически через определенное число импульсов, поступающих в -счетчик 4, с помощью кулачка 15, при вращении периодически включающего микровыключатель 20.
Микровыключатель 20 управляет работой канала введения поправки на плотность, замыкая цепь питания электромагнитной муфты 13, включенной через реле 14 времени (подготовительная операция) и посылая этот же сигнал на реле измерительной схемы 9. В этой схеме происходит переключение с измерения емкости датчика 8 плотности на встроенный имитатор расчетного значения плотности топлива, например ,8 г/см. Потенциометр измерительной схемы, связанный с редуктором 12, перемещается от положения, соответствующего действительному значению плотности, к положению, соответствующему расчетному, при этом движение через муфту 13 передается на указатель 7.
Через расчетное число импульсов кулачок
15поворачивается так, что микровыключатель 20 размыкается, муфта 13 устанавливается в тормозной режим, в измерительной схеме 9 на измерение включается датчик 8, однако обратное движение не передается на указатель 7, так как муфта 13 находится в заторможенном состоянии. Измерительная схема 9 настраивается на измерение значений плотности топлива в рабочем диапазоне 0,7- 0,9 г/см.
В случае закорачивания или обрыва датчика 8 плотности, отказа измерительной схемы
9,усилителя 10 или двигателя 11 движок потенциометра отработки измерительной схемы 9 выходит за пределы рабочего диапазона. Например, если движок потенциометра отработки выходит за 0,9 г/см, кулачок 16 включает микровыключатель 18, который подает сигнал на включение реле 14. Если движок потенциометра выходит за 0,7 г/см, кулачок
16включает микровыключатель 19, выдающий
сигнал на включение реле 14. Реле через промежуток времени То размыкает цепь питания электромагнитной муфты 13, и поправка от отказавшего измерителя плотности в показания
расходомера не вносится. Одновременно загорается сигнальная лампа 21 «Отказ плотномера, а реле 14 времени через кнопку 17 встает на самоблокировку. Время То срабатывания реле времени выбирается с таким расчетом, чтобы случайный, временный уход движка потенциометра измерительной схемы 9 за пределы величины 0,7 или 0,9 г/см (например, при включении) был меньще Го. Кнопка 17 предназначена для повторного
включения работы плотномерной части, если уход движка потенциометра схемы 9 за предел величины 0,7 г/см был не по причине отказа, а вследствие временного отсутствия топлива в магистраль, где расположен датчик 8 плотномера. При нажатии кнопки 17 цепь самоблокировки 1реле времени разрывается, и включается плотномерная часть, если движок потенциометра отработки находится в рабочем диапазоне.
Для локализации места неисправности плотномерной части предусмотрена кнопка 22 «Поиск. При одновременном нажатии кнопок 22 и 17 на измерительную схему 9 подается управляющий сигнал, который отключает датчик 8 плотномера и переводит изме,рительную схему 9 на измерение емкости, соответствующей величине 0,8 г/см. Если при этом лампа 21 гаснет, то устройства 9, 10, 11, 12 исправны, а отказ произошел в соединительной лиНИИ или датчике 8. Если лампа 21 остается гореть, отказ произошел в устройствах 9, 10, 11 или 12.
Предмет изобретения
Массовый расходомер, содержащий измеритель объемного расхода, плотномер в виде уравновешенного моста и цепь периодического введения поправки показаний по плотности,
отличающийся тем, что, с целью технической диагностики, он снабжен сигнализатором отказа плотномера, выполненным в виде включенного в разрыв цепи введения поправки реле времени с самоблокировкой через нормально
замкнутую кнопку, управляющий вход которого соединен с нормально разомкнутыми конечными выключателями, встроенными в плотномер, дополнительно снабженный имитатором расчетного режима, подключенным по управляющему входу к цепи введения поправки и через нормально разомкнутую кнопку к питающей сети.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАСХОДОМЕР ТОПЛИВА | 1973 |
|
SU386260A1 |
Автоматическая газокароттажная станция | 1954 |
|
SU111477A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ МОЩНЫМИ МАГНИТНЫМИ и ТИРИСТОРНЫМИ УСИЛИТЕЛЯМИ | 1969 |
|
SU245868A1 |
Устройство для регистрации суммарного значения параметра | 1980 |
|
SU938289A1 |
Устройство для взвешивания грузов на грузоподъемных машинах | 1949 |
|
SU91342A1 |
Устройство для определения времени полета | 1991 |
|
SU1819820A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ | 1973 |
|
SU369434A1 |
УСТРОЙСТВО для ДОЗИРОВАНИЯ ПЕСКА ЗАДАННОЙВЛАЖНОСТИ | 1967 |
|
SU202554A1 |
Импульсный массовый расходомер | 1976 |
|
SU563048A1 |
Топливоизмерительная система | 1975 |
|
SU517793A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация