1
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известны электродвигатели, работающие в пагружениом в жидкость состоянии, у которых для предотвращения попадания жидкости на обмотку статора между ротором и статором помещен разделительный цилиндр. Такой, цилиндр выполняется обычно из металла, в котором выделяются потери из-за циркулирующих в цилиндре вихревых токов. Эти потери значительно ухудшают электрические показатели двигателя, хотя цилиндр выполняется обычно из материала с большим удельным электрическим сопротивлением. При изготовлении разделительного цилиндра из пластмассы, устраняются вихревые токи, но ухудшаются электрические показатели из-за значительного увеличения немагнитного промежутка между статором и ротором. Уменьшение магнитного сопротивления цилиндра путем использования пластмассы с ферромагнитным заполнителем в виде металлического порошка связано со значительным снижением механической прочности цилиндра, не позволяющим применить такой цилиндр при сколь-нибудь значительных давлениях окружающей двигатель жидкости.
Целью изобретения является повышение механической прочности разделительного цилиндра из пластмассы и улучшение электрических показателей двигателя.
Для этого в качестве ферромагнитного заполнителя материала разделительного цилиндра применены сетки из переплетенных текстильными нитями ферромагнитных проволок, расположенных в части указанного цилиндра, прилегающей к сердечнику статора, аксиально, а в части, прилегающей к лобовым частям обмотки, - попеременно аксиально и тангенциально по окр ужности.
На торцы разделительного цилиндра могут быть надеты манжеты, прилегающие к указанному цилиндру и лобовым частям обмотки.
На фиг. 1 изображен предложенный электродвигатель, продольный разрез, на фиг. 2 - то же, поперечный разрез.
Обмотка / уложена в пазы сердечника 2 статора. Между сердечником 2 и ротором 3
расположен разъединительный цилиндр 4 из пластмассы с запрессованными в него сетками 5 и 5 из ферромагнитных проволок, переплетенных текстильными нитями. В зоне пазовой части обмотки статора сетки 5 содержат ферромагнитные проволоки 7, расположенные аксиально. Часть этих сеток простирается и в зону лобовой части обмотки. Между сетками 5 с аксиальным расположением ферромагнитных проволок в зоне лобовой части запрессованы сетки 6 с ферромагнитными проволоками 8, расположенными по окружности цилиндра.
Такое чередование сеток в цилиндре и зоне лобовой части обмотки статора обусловлено тем, что ферромагнитные проволоки, расположенные по окружности цилиндра, обеспечивают механическую прочность цилиндра, работая на растяжение, а ферромагнитные проволоки, расположенные аксиально, воспринимают усилия на срез.
В части цилиндра, расположенной внутри сердечника статора, давление жидкости, растягивающее цилиндр, воопринимается поверхностью расточки сердечника, на которую опирается цилиндр. Поэтому в этой части цилиндра не размещают сетки с расположением ферромагнитных проволок по окружности цилиндра.
Сетки с расположением ферромагнитных проволок по окружности цилиндра обуславливают значительное увеличение потока рассеяния через коронки зубцов сердечника статора. Сетки с аксиальным расположением ферромагнитных проволок создают меньший поток рассеяния через коронки зубцов и в большей степени уменьшают магнитное сопротивление воздушного зазора, чем сетки с расположением ферромагнитных проволок по окружности цилиндра. В части цилиндра, расположенной в сердечнике статора, запрессовываются сетки только с расположением ферромагнитных проволок в аксиальном направлении.
С целью предохранения цилиндра от воздействия жидкости его внутренняя поверхность покрыта соответствующим защитным слоем из эмали, пластмассы, лака или иного материала. Уплотнительные прокладки 9 между щитом 10 и цилиндром 4 у концов цилиндра предохраняют обмотку статора от попадания жидкости.
Для увеличения механической прочности концов разъединительного цилиндра, выступающих из расточки статора, на торцы цилиндра (после его установки в расточке статора) надевают манжеты 11, зажимающие цилиндр по поверхности А и прилегающие к обмотке статора по конической поверхности Б.
В случае погружения двигателя в жидкость, находящуюся под большим давлением, для увеличения механической прочности выступающих из расточки статора концов разъединительного цилиндра пространство между щитом 10 и нажимной плитой 12 заполняется пластмассой, так что цилиндр вместе с манжетой прижат к монолитной
массе, образованной обмоткой вместе с пластмассой.
Для повышения электрических показателей двигателя в пластмассу может быть введен наполнитель в виде ферромагнитного порошка, что несколько увеличивает эффективную длину статора.
Предмет изобретения
1. Погружной электродвигатель, снабженный расположенным между статором и ротором разделительным цилиндром, выполненным из пластмассы с ферромагнитным заполнителем, отличающийся тем, что, с целью повышения механической прочности цилиндра и улучшения энергетических показателей двигателя, в качестве ферромагнитного заполнителя применены сетки из переплетенных текстильными нитями фрромагнитных проволок,
расположенных в части указанного цилиндра, прилегающей к сердечнику статора, аксиально, а в части, прилегающей к лобовым частям обмотки - попеременно аксиально и тангенциально по окружности.
2. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что на торцы разделительного цилиндра надеты манжеты, прилегающие к указанному цилиндру и лобовым частям обмотки.
7/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Радиально-упорный мотор-подшипник | 1990 |
|
SU1798859A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
АСИНХРОННАЯ МАШИНА С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1991 |
|
RU2030064C1 |
Статор электрической машины | 1983 |
|
SU1119125A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1968 |
|
SU207149A1 |
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОНОМНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2013 |
|
RU2513042C1 |
Электродвигатель | 1980 |
|
SU909761A1 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
Тормозной электродвигатель | 1986 |
|
SU1363384A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2023 |
|
RU2798501C1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация