ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОДНОПОЛОСТНАЯ ПРОТОЧНАЯ МУФТА Советский патент 1973 года по МПК F16D33/06 

Описание патента на изобретение SU383916A1

1

Известны гидродинамические однополостные проточные муфты, содержащие турбинное колесо с кожухом и насосное колесо со ступицей, имеющей радиальные каналы, в которой по оси муфты размещен поворотный полый золотник для регулирования наполнения рабочей полости с радиальными каналами, взаимодействующими с радиальными каналами, выполненными в ступице насосного колеса.

Цель изобретения - автоматическое изменение заполнения рабочей полости при пуске и торможении муфты.

Цель достигается тем, что в камере между тыльной стороной насосного колеса и кожухом трубинного колеса расположены радиальные лопатки, связанные с золотником.

На фиг. 1 представлен продольный разрез муфты с обозначениями, необходимыми для пояснения ее работы; на фиг. 2 - разрез по В-В фиг. 1 через камеру лопаток; на фиг. 3- разрез по Г-Г фиг. 1.

Устройство состоит из лопастного насосного колеса 1 и лопастного турбинного колеса 2. К турбинному колесу 2 крепится кожух 3. Турбинное колесо 2 вращается на подшипниках 4 и 5, посаженных «а ступицу насосного колеса /. Уплотнение ступицы насосного колеса / осуществляется уплотнением 6. Подвод и отвод рабочей жидкости производится

при помощи коллектора 7. В ступице насосного колеса / установлен поворотный полый золотник 8 с лопатками 9, расположенными в камере тыльной стороной насосного колеса / и кожухом 3 турбинного колеса. Золотник имеет радиальные каналы 10, взаимодействующие с радиальными каналами // в ступице насосного колеса 1. Перед пуском приводного двигателя (на

чертежах не показан) муфта заполнена рабочей жидкостью до уровня нижнего среза центрального сливного отверстия диаметра Дц, то есть менее чем на 50% рабочего объема. Поступающая в муфту по стрелке А рабочая

жидкость сливается в коллектор 7 и отводится по стрелке Б.

При включении приводного двигателя, рабочая жидкость отбрасывается рабочими лопатками насосного колеса к периферии и начинает циркулировать в рабочей полости муфты, обеспечивая на ее валу начальный момент.

Под действием развитого этими лопатками напора, рабочая жидкость стремится выброситься из рабочей полости по кольцевой камере К, образованной тыльной стороной насосного колеса 1 и кожухом 5. Этому выбросу препятствуют лопатки 9 золотника 8, которые, вращаясь вместе с насосным колесом

1, создают противодавление, препятствующее

выбросу рабочей жидкости из рабочей полости муфты.

Как видно из фиг. 1, золотник не соединен жестко с насосным колесом 1, а может свободно новорачиваться вокруг оси муфты между упорами 12, неподвижно закрепленными на тыльной стороне насосного колеса / на угол а.

При повороте на угол а, радиальные каналы частично закрываются, когда муфта вращается в рабочем направлении. При реверсе приводного двигателя для торможения радиальные каналы открываются полностью.

При включении приводного двигателя разгон насосного колеса / происходит при заторможенном турбинном колесе 2 и кожзхе 3. Поскольку лопатки 9 золотника 8 при вращении жидкости в кольцевой камере между насосным колесом и кожухом 3 передают энергию находящейся в ней жидкости, определяемую величиной дискового трения, на лопатки золотника действует сила реакции, стремящаяся повернуть его в направлении, противоположном вращению насосного колеса /. При этом, с поворотом золотника происходит взаимное смещение радиальных каналов в ступице насосного колеса /ив золотнике S, что ведет к снижению подачи рабочей жидкости в рабочую полость муфты. Избыток рабочей жидкости, не прошедший через малое проходное сечение перекрытого золотника, сливается, минуя рабочую полость муфты, по кольцевому каналу между трубой подвода жидкости и порогом золотника 8 с внутренним диаметром Дп (показано пунктирной стрелкой) в сливную камеру коллектора.

Таким образом, при пуске двигателя муфта вначале заполнена частично (менее, чем на 50%), что обеспечивает малое значение момента пои оазгоне двигателя.

При разгоне приводимой машины, в связи с ограниченной подачей рабочей жидкости в круг циркуляции, ускорение приводимой мащины мало, и момент на валу не превышает 5 допустимой двигателем величины. К концу разгона муфта заполнена на 100%, и жидкость сливается через центральное отверстие Дц в коллектор. При торможении приводимой машины реверсом двигателя, с изменением направления вращения насосного колеса меняется и направление окружного усилия на лопатках золотника 8, что ведет к повороту его в другое крайнее положение и полному открытию радиальных каналов 10. Поступающая при этом в рабочую полость в большом количестве рабочая жидкость обеспечивает интенсивный теплоотвод, а смягчение моментной характеристики обусловлено работой рабочих лопа0 ток с наклоном «назад.

Предмет изобретения

Гидродинамическая однополостная проточная муфта, содержащая турбинное колесо с кожухом и насосное колесо со ступицей, имеюшей радиальные каналы, в которой но оси

муфты размещен поворотный полый золотник для регулирования заполнения рабочей полости с радиальными каналами, взаимодействующими с радиальными каналами, выполненными в ступице насосного колеса, отличающаяся тем, что, с целью автоматического изменения степени заполнения рабочей полости при пуске и торможении, в камере между тыльной стороной насосного колеса и кожухом турбинного колеса расположены радиальные лопатки, связанные с золотником.

Похожие патенты SU383916A1

название год авторы номер документа
Гидродинамическая пуско-тормозная муфта 1979
  • Цыбульник Юрий Александрович
SU889947A2
Гидравлическая пуско-тормозная муфта 1978
  • Цыбульник Юрий Александрович
SU765552A1
Пуско-тормозная проточная гидродинамическая муфта 1975
  • Цыбульник Юрий Александрович
SU547571A2
ПУСКО-ТОРМОЗНАЯ ПРОТОЧНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА 1971
SU425007A1
Вертикальная гидромуфта 1975
  • Цыбульник Юрий Александрович
SU520470A1
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОДНОПОЛОСТНАЯ ПРОТОЧНАЯ ПУСКО-ТОРМОЗНАЯ МУФТА 1972
SU352046A1
Гидродинамическая муфта 1980
  • Цыбульник Юрий Александрович
SU941741A1
Способ пуска ротора гидромуфты привода с большой маховой массой 1984
  • Цыбульник Юрий Александрович
SU1190108A1
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ 2006
  • Кузин Рудольф Фазгамович
  • Бесхлебников Борис Александрович
  • Иванов Александр Игоревич
  • Ломаев Анатолий Николаевич
  • Борисов Константин Алексеевич
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
  • Козловский Анатолий Юрьевич
RU2353834C2
Пуско-тормозная гидродинамическая передача 1971
  • Цыбульник Юрий Александрович
SU442335A1

Иллюстрации к изобретению SU 383 916 A1

Реферат патента 1973 года ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОДНОПОЛОСТНАЯ ПРОТОЧНАЯ МУФТА

Формула изобретения SU 383 916 A1

SU 383 916 A1

Авторы

Ю. А. Цыбульник

Даты

1973-01-01Публикация