ПРИВОД ВЕЗДЕХОДНОЙ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ Советский патент 1973 года по МПК B60F3/00 

Описание патента на изобретение SU395295A1

I

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к Созданию вездеходных транОнортных машин. Известны вездеходные плавающие машины, ир1И|Воды которых содержат двигатель, установленную за ним коробку передач, связанную посредством дифференциала с €ухо1пут НЫМ и водным движителями. Такие нрикоды характеризуются тем, что винтовой и гусеничный движители имеют Между Собой жесткую кинематическую связь, в результате чего, Мощность, иапользуемая винтовым движителем, зависит только от выбранной передачи и не изменяется -в за-висимОСти от на1груаки «а Гусеницах. В|виду того, что винтовой движитель имеет очень л ест1кую хара ктфистиму по оборотам, выбранная передача может быть, как правило, одна.

Для успешного .выхода машины на берег гусеницы должны развивать большие тяговые усилия, а для реализации этих усилий грунтом необходимо большое прижимающее усилие водометов, причем, чем больше усилие на гусеницах, тем больше должен быть упор под ометов.

Обычно для совместной работы движителей используется са.мая ниэкая передача коробки передач, обеаиечиваюшая достаточный упор при работе винта и достатощгую тягу на гусеницах, обеспечивающую выход на берег.

Для работы только винтоваго Д1В1ИЖителя, когда он потребляет всю мощность двИгателя, используется пониженная передача; примыкающая к этой низшей. Эти же передачи Исиольз|уются на суше как основные тяго1вые и рабочие; таким образом, за1гру31ка передач коРобки передач плавающей машины очень неравномерна, что Приводит 1К неравномерному износу шестерен.

Кроме того, при выходе винта из воды и вращении на воздухе отсутствует смазка и охлаждение его дейдвудного подшипника, что может привести .к аварии. Поэтому водитель должен постоянно следить за моментом выхода винта из вады и при не0бходи1мост1и и выключать его.

Предлагаемый привод отличается тем, что Крробка передач вездеходной плавающей машины соединена с солнечной шестерней дифференциала, оухопутный движитель связан с вадилам дифференциала, а коронная шестерня дифференциала соединена с водным движителем. Такое выполнение привода обеспечивает

0 итимальную совместную работу сухопутного и водного движителей, так как происходит раапределенпе мощности то движителял В .соответствии с возникающими в них нагрузками. Благодаря тому, что дифференциал поддерживает утор водомета в соответствии с

нагрузкой на гусеницах, три совместной работе водного и .сухопутного движителей дри малых .скоростях движения машины, когда мало сопротивление движению и движители не зашр.ужают двигатель, водитель может inoдобрать одну и.з ловышенных шередач, позволяющую двигаться с повышенной скоростью. Это дает возможность более равномерио использовать различные передачи .короб|ки передач, для работы на воде исшользовать передачи, редко используемые на суше, а при сО:В1ме1Стной работе движителей выбирать необхо ДИ1мую передачу, И|СХодя из условий движения. К лоложительньпм качества м предлагаемого (привода относится и то, что три снятии ,на1грузки с одного из движителей, машина останавливается. TaiK, иа|ПрИ1мер, если винт водного движителя выйдет из воды, то с гусениц сухопутного движителя будет сият молМент, а .когда машина всплыла и гусеницы не касают;с.я грунта, момент на гребиом валу водного движителя станет незначительньвм, прО)порциональ1НЫ|М моменту, необходи мому для проскальзывания гусениц вхолостую. В обоих случаях машина ре:з|ко сни.зит скорость или остановится, что позволит водителю воврамя выключить один из движителей и предотвратить воз1мож1ные аварии.

iHa чертеже и.зображена кинематическая схема привада вездеходной плавающей машины.

Двигатель / соединен с 1корс1б|кой передач 2, связанной с солнечной щестерней 3 диффе;ренциала. Коронная шестерня 4 дифференциала .по1средство1м шестерен 5 н 6 соединена с валом 7 винта 8 и посредством шестерен 9 н 10 - с валом /7 винта /2 водного движителя.

.Водило J3 дифференциала соединено гусеницами 14 и 15 сухапутного движителя и снабжено тормазО(М 16.

ПрИ работе на первой и второй передач коробки передач для совмествого жесткого В ключения водного и сухопутного .движителей служит муфта 17. Коронная шестерня 4 снабжена тормо 3ом 18.

При двил;ении на суше тор1моз 18 вадо.метН01ГО движителя затяиут, а TOipiM03 16 отпущен, водитель работает с переключением передач, как обычно. При работе на воде только на движителе тормоз .16 сухопутного движителя затянут, а тормоз 18 OTinyщен, и водитель работает на одной из высших .

При выхо.де TipaiKTOpa на берег водитель разгоняется на воде с помощью в одного движителя, который реализует наибольшую мощность двигателя за счет затормаживания водила. Когда (Гусеницы сухопутных движителей коснутся грунта, водитель затягивает тормоз 18 и отпускает тормоз 16. При этом, на гусеницах развивается момент в соответствии с зацеплением |Их с грунтом, и машина выходит на берег.

В случае совместной работы движителей, когда берег крутой, гусеницы не могут полностью зацепиться за .грунт, а водный движитель не .может вьгтола нуть машину на берег, отпускают TOpiMO3a 18 и 16. Движители работают совместно. Когда на гусеницах нет нагрузада, то .винты 8 и 12, совместно, потребляют незначительную часть 1мощности двигателя.

По мере сцепления сухопутного движителя с грунтом будет увеличиваться загрузка водного движителя и машина будет плавно псдни|маться на берег. Коода винт выйдет из воды, водитель затянет тор1моз 18, и вся мощность двигателя будет реализоваться сухопутным движителем без разрыва мощности в трансмиссии. Если водитель забудет затянуть тормоз 18, то ма1шина остано.вится, так KaiK без нагрузки на ,во.дном движителе гусеницы будут выполнять .роль тормоза 16. Остановка машины при работающем двигателе служит водителю сигналом о выключении

водного .движителя.

При движении .ма.щины с совместно работающими движителями по горизонтальному участку, во.дитель в зависимости от условий движения может вьибирать .передачу коробки

передач, обеспечивающую согла.сование скорости машины, шолучаамой от .водного движителя, со скоростью .сухопутного движителя. iB удобных для подъема местах возможно

пользоваться муфтой ./7 для со.вместного В1ключения движителей на inepiBoA и .второй передачах коробки передач.

Предмет изобретения

Привод вездеходной плаВающей ма1шины, содержащий двигатель, установленную за ним .коробку передач, .связанную посредством дифференциала с сухопутньим и водны1М движителя1ми, отличающийся там, что, с целью обеспечения .оптимальной совместной работы сухопутного и водного движителя, коробка передач соединена с солнечной шестерней дифференциала, сухопутный движитель связан с ВО.ДИЛОМ дифференциала, а корониая шестерня )еренциала сое.динеиа с водным дв ижителем.

Похожие патенты SU395295A1

название год авторы номер документа
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ВОДЯНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ 2017
  • Макаренко Владимир Михайлович
RU2658221C1
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2002
  • Григорьев Ю.П.
  • Крыхтин Ю.И.
RU2246682C2
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2284445C2
РОБОТИЗИРОВАННАЯ ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА 2018
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2714551C1
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2269737C2
ПЛАВАЮЩАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАТФОРМА 2019
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2708497C1
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2279371C2
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Вереютин А.В.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Русанов А.И.
  • Шумилкин А.А.
RU2268839C9
ВЕЗДЕХОД 2014
  • Лумельский Вячеслав Александрович
RU2549300C1
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2279628C2

Иллюстрации к изобретению SU 395 295 A1

Реферат патента 1973 года ПРИВОД ВЕЗДЕХОДНОЙ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ

Формула изобретения SU 395 295 A1

SU 395 295 A1

Авторы

Н. И. Александров, П. В. Белов, А. В. Пыжиков, А. С. Манюков Е. И. Кузнецова

Даты

1973-01-01Публикация