Изобретение относится к области общего и тяжелого машиностроения, точнее к жестким компенсирующим муфтам, и может найти применение в тяжелонагруженных устройствах, например в передачах мостовых кранов. Известны зубчатые муфты, содержащие входящие в зацепление между собой втулку и обойму. Однако эти муфты не удовлетворяют современное производство по эксплуатационным данным, в частности по сроку службы. Основной причиной, определяющей быстрый выход из строя зубчатых муфт, является интенсивный износ контактирующих поверхностей зубьев втулки и обоймы при их взаимном смещении в условиях перекосов, приводящих к неравномерному распределению на рузки по длине и высоте зубьев, в результате чего при передаче крутящего момента нагрузка передается не полной длиной зубьев, а лищь угловыми по длине и высоте площадками, в которых возникают больщие по величине контактные напряжения. Поэтому для повыщения срока службы вводят жесткие требования на величину перекоса (от 0°30 до 0°150, тем самым ограничивая применение зубчатых муфт. Цель нредлагаемого изобретения - повысить надежность муфты в работе. ля этого в предлагаемой муфте форма ьев втулки и обоймы определяется следуюми соотношениями; В - 2а . J J 4cf 4т Pi ft де R - радиус, определяющий иродольную коррекцию зуба, см; В - ширина зуба, см; р1 - радиус кривизны эвольвенты зуба втулки, см; 02 - радиус кривизны эвольвенты зуба обоймы, СМ; 2а - длина эллиптической площадки контакта, см; 2Ь - ширина эллиптической площадки контакта, см; ф - угол расхождения образующих зубьев, рад; Ф - угол поворота втулки относительно обоймы за счет бокового зазора, рад; h - выс(.)та зуба, см. Па фиг. 1 изображена иредлагаемая муфта; фиг. 2 - разрез по А-Л на фиг. 1. Муфта содержит обойму / и втулку 2 убьями, входящими в зацепление. Применение зубьев предлагаемой формы еспечивает расположение пятна контакта в
.„ л
А,-.
.« I
центральной зубьев по их длине ивысоте при отсутствии перекосов и невозможность выхода площадки коитакта иа край зуба нри перекосах как но высоте, так и ио длине.
Параметры, обесиечивающпе иродольную коррекцию зуба, определяются в зависимости от основных данных, характеризующих конструкцию зубчатой муфты в целом.
Предлагаемая форма зубьев позволяет при передаче крутящего момента создавать эллиптический контакт зубьев как но высоте, так и ио их длине, что обеспечивает лучщие кинематическпе возможностн муфты, более равномерное нагружение зубьев при перекосах и тем самым лучшее условие их работы, что способствует повышению долговечности муфты в целом.
Предмет изобретения
Зубчатая муфта, содержащая входящие в зацепление между собой зубчатую втулку и зубчатую обойму, отличающаяся тем, что, с
397694
целью повыщения ее надежности в работе, форма зубьев втулки и обоймы определяется следующими соотношениями:
В-2а 1,14с
±±1.
/
46
li - 26
1f2
где R - радиус, бпределяющий
продольную коррекцию зуба, см; В - ширина зуба, см; PI - радиус кривизны эвольвенты зуба
втулки, СМ; р2 - радиус кривизны эвольвенты зуба
обоймы, см;
2а - длина эллиптической площадки контакта, см;
2Ь - ширина эллиптической площадки
контакта, сщ - угол расхождения образующих
зубьев, рад
ф - угол поворота втулки относительно обоймы за счет бокового зазора, рад h-.высота зуба, см.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая муфта | 1989 |
|
SU1633904A1 |
Зубчатое соединение с внутренним зацеплением зубьев | 2019 |
|
RU2713691C1 |
Зубчатая муфта | 1986 |
|
SU1425374A1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2011904C1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2004 |
|
RU2268799C1 |
Устройство для обкатки зубьев зубчатых колес | 1977 |
|
SU737087A1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2003 |
|
RU2241151C1 |
Зубчатая муфта | 1973 |
|
SU503061A1 |
Зубчатая муфта | 1984 |
|
SU1291747A1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1710889A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация