ДВУХИМПУЛЬСНЫЙ РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК СО СВОБОДНОПОРШНЕВЫМИ ГЕНЕРАТОРАМИ Советский патент 1973 года по МПК F02C9/00 

Описание патента на изобретение SU403870A1

1

Изобретение предназначено для систем автоматического регулирования газотурбинных установок (ГТУ) со свободнопоршневыми генераторами газа (СПГГ).

Известные регуляторы такого тигга содержат чувствительные элементы скорости и нагрузки, управляющие через сервомотор золотниками, формирующими импульсы давления масла управления механизмаМИ регулирования СПГГ.

При работе газовой турбины с несколькими ОПГГ большое влияние на колебание скорости оказывают колебания силового газа, которые в системе СПГГ -турбина приводят к раскачиванию малОИнерционной ГТУ, ухудшая стабильность режима. Кроме того, отсутствует быстрая стабилизация переходного процесса, вызываемая резкими колебаниями масла управления. Продолжительность процесса регулирования увеличивается.

В предлагаемом устройстве золотники, формирующие импульсы давления масла управления, связаны между собой телескопически и соединены один через сервомотор с чувствительным элементом скорости, а другой - непосредственно с чувствительным элементом нагрузки. Чувствительный элемент нагрузки выполнен в виде камеры с сильфоном. Камера снабжена невозвратным клапаном, пропускающим максимальные положительные импульсы колебания силового газа, и клапаном, управляемым импульсом оборотов. Такое устройство деухимпульсного регулятора уменьшает амплитуду колебаний масла управления, улучшает устойчивость системы на установившемся режиме и во время переходных процессов способствует быстрому вхождению в зону допустимой нестабильности.

На чертеже изображен предлагаемый регулятор.

Поршневой чувствительный элемент скорости 1, выполненный в виде плунжера с поясками 2, нагружен пружиной 3, натяг которой

может изменяться для корректировки режима работы через червячную передачу 4 синхронизатора 5 при помощи электродвигателя 6 дистанционно или маховичком 7 непосредственно вручную. Через окна 8 и 9 подводится силовое масло под порщень сервомотора 10, который с одной стороны через рычаг обратной связи 11 воздействует на подвижную буксу 12 обратной связи, а с другой - на золотник 13, телескопически связанный с золотником 14 через упор 15. Золотники 13 и 14 входят в неподвижную буксу 16 с профильными окнами 17, 18, 19. Кроме того, золотник 14 поджат пружиной 20 к сильфонному чувствительному элементу нагрузки 21, расположенному в газовой камере 22, снабженной клапанами - невозвратным 23 и управляемым импульсом оборотов 24.

На чертеже показано положение элементов регулятора на одном из установившихся режимов. Пояски 2 чувствительного элемента скорости 1 находятся в положении перекрытия окон 8 и 9.

Поршень 10, а вместе с ним и золотник 13 заторможены. На выходе 19 установилось давление масла управления данного режима. В камеру 22 невозвратный клапан 23 пропускает только положительные импульсы колебания давления силового газа, что приводит к установлению в ней давления, соответствуюш;его величине максимального отклонения давления силового газа на данном режиме.

Каждой величине давления газа в камере 22 соответствует определенное сжатие пружины 20, перемещение золотника 14 и прикрытие сливного окна 17.

На изменение скорости, вызванное, например, колебанием давления силового газа в тракте турбина - СПГГ, регулятор отвеча: ет в основном только перемешением золотника 13, что при зафиксированном золотнике 14 дает значительно меньшее изменение импульса давления масла в системе управления, чем в известных регуляторах. Благодаря этому система не выходит из зоны допустимой нестабильности.

Во время наброса нагрузки регулятор работает следуюШИМ образом. Импульс наброса нагрузки от датчика оборотов поступает к чувствительному элементу скорости 1, открывающему окна 8 и 9 и подаюш,ему силовое масло к сервомотору 10, который вместе с золотником 13, резко опускаясь, упором 15 входит в контакт с золотником 14, увлекает его за собой, сжимая пружину 20. Нри этом напорные окна 18 открываются, а сливные 17 закрываются. Давление масла управления перед механизмами регулИрования СПГГ увеличивается, возрастает давление газа перед турбиной, обороты устанавливаются согласно статической характеристике. В газовой камере 22 давление возрастает и золотник 14 фиксируется в положении уменьшенного слива.

Повышение оборотов вызывает подъем чувствительного элемента скорости 1 и, соответственно, подъем поршня сервомотора 10 и связанного с ним золотника 13. Ввиду того, что теперь работает только золотник 13, а золотник 14 зафиксирован давлением газа нагрузки, то давление масла управления падает значительно медленнее, чем в известных регуляторах, и обороты плавно и значительно

быстрее входят в зону допустимой неста-, бильности.

Установка приняла нагрузку. При полном сбросе нагрузки импульсы возросшего числа оборотов через чувствительный элемент 1 перемендают вверх поршень сервомотора 10 и золотник 13, прикрывая окна напора 18. При возрастании оборотов выше холостых давлением импульсного масла открывается клапан 24, вьшуская газ из камеры 22. Золотник 14 за счет усилия пруж-ины 20 поднимается вверх, сливные окна 17 открываются и давление масла управления быстро падает, благодаря чему число оборотов турбины начнет уменьшаться. Золотник 14 догонит золотник 13 и войдет с ним в контакт. При падении числа оборотов ниже .настройки клапана 24 произойдет закрытие этого клапана и в камеру 22 снова начнет поступать силовой газ. За дальнейшим изменением скорости теперь следит золотник 13, а золотник 14 плавно фиксирует свое положение давлением силового газа в полости 22. Благодаря этому время протекания переходного процесса снижается и установка входит в зону допустимой нестабильности раньше, чем это имеет место в системах с известными регуляторами.

При частичном сбросе нагрузки регулятор работает, как и при полном сбросе, но клапад 24 приоткрывается на очень короткий промежуток времени и поэтому рост и падение давления масла управления в переходном процессе будет в основном определяться перемещением золотника 13. Это уменьшает амплитуду колебаний скорости. Установка плавно примет новую нагрузку.

Предмет изобретения

1.Двухимпульсный регулятор скорости газотурбинных установок со свободнопоршневыми генераторами газа, содержащийчувствительные элементы скорости и нагрузки, сервомотор и золотники, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования, улучшения динамических характеристик и упрощения конструкции регулятора, золотники связаны между собой телескопически и соединены один через сервомотор с чувствительным элементом скорости, а другой - непосредственно с чувствительным элементом нагрузки.

2.Регулятор скорости по п. 1, отличающийся тем, что чувствительный элемент нагрузки выполнен в виде камеры с сильфоном, соединенной через невозвратный клапан с газопроводом и через запорный клапан - с атмосферой.

Подход масли импеллера

т

f/

ОтпВод силового гоза

23

Jloddod сало6о&о газа

СлуВ силоВоZO ма(И

Отводмосла

упраолеун

-/5 Подвод СУЛОtSofo -масла

луЗ

Похожие патенты SU403870A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОКОМПРЕССОРА 1973
  • Авторы Изобретени С. А. Христианович, М. М. Ковалевский, В. М. Масленников, В. А. Бабич, В. В. Уцеховский, Г. Н. Морозов В. Е. Немытко
SU380854A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНОЙ СУДОВОЙ ПАРОВОЙ ТУРБИНОЙ 1970
  • М. Э. Гольдберг, В. Н. Городущенко, А. В. Игнатьев И. Щ. Фишгал
SU270748A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 1973
  • В. В. Благовещенский, Н. А. Брусницын, Ю. Л. Лукашенко, Н. П. Лобысев Н. М. Тараненко
SU382828A1
Система регулирования свободнопоршневого генератора газа 1972
  • Эджибия Ираклий Феофанович
  • Арешидзе Нодар Дмитриевич
  • Чодришвили Рамаз Владимирович
SU438796A1
Свободнопоршневой генератор газа 1984
  • Жмудяк Леонид Моисеевич
SU1508001A1
Система наддува двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с использованием свободнопоршневого генератора газа (СПГГ) 2023
  • Абакумов Алексей Михайлович
  • Зеленцов Андрей Александрович
RU2819471C1
РЕГУЛЯТОР ТОПЛИВНОГО ТУРБОНАСОСА 1966
  • Г. Д. Мед В. Б. Фрумкин
SU186863A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ПУСКА И ОСТАНОВКИ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ 1967
SU191266A1
Система регулирования частоты вращения ротора паровой турбины 1988
  • Благовещенский Виталий Викторович
  • Кирюхин Владимир Иванович
  • Крюков Владимир Иванович
SU1744275A1
СТАБИЛИЗАТОР ПОЛОЖЕНИЯ НАРУЖНОЙ МЕРТВОЙ ТОЧКИ 1972
  • Ю. В. Лущицкий, А. Я. Хесин О. П. Селиванова
SU326373A1

Иллюстрации к изобретению SU 403 870 A1

Реферат патента 1973 года ДВУХИМПУЛЬСНЫЙ РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК СО СВОБОДНОПОРШНЕВЫМИ ГЕНЕРАТОРАМИ

Формула изобретения SU 403 870 A1

SU 403 870 A1

Авторы

Авторы Изобретени Итель В. А. Бернов, Э. П. Мамушев, Ю. И. Онищенко, В. С. Титаренко, С. П. Филонов В. С. Чист

Даты

1973-01-01Публикация