1
Изобретение касается запорной трубопроводной арматуры для управления потоками жидких и газообразных сред, преимущественно при высоких давлениях и температурах, и может быть использовано, например, на тепловых электростанпиях.
Известны шиберные задвижки с двусторонним уплотнением, в которых плоский шибер, иодвешенный на штоке, размещен между двумя параллельными седлами и снабжен боковыми скосами, взаимодействующими с упорами на корпусе.
Предложеппая шиберная задвижка отличается от известных тем, что шибер выполнен однопластинчатым с углом скосов, большим угла трения и с заданным вертикальным зазором в сочленении со штоком, обеспечивающим смешение шибера из нижнего положения по скосам к противолежащему седлу под действием перепада давления. Это упрошает конструкцию шиберной задвижки.
На фиг. 1 изображена предлагаемая шиберная задвижка с шибером, прижатым к седлу под действием собственного веса; на фиг. 2- разрез по А-А на фиг. 1.
В корпусе 1 шиберной задвижки между двумя параллельными седлами (входным 2 и выходным 3) размещен однонластинчатый шибер 4, сочлененный со штоком 5. На боковых поверхностях шибера 4 выполнены скосы 6,
взаимодействующие с направляющими упорами 7 и установленные в корпусе 1. Угол скоса выбирается большим угла трения. Сопрягаемые со скосами поверхности упоров могут быть либо плоскими и выполненными под тем же углом, что и скосы, либо цилиндрическими, как ноказапо на фиг. 1 и 2. Шибер 4 прижат к выходпому седлу 3, т. е. перемещение шибера по скосам относительно направляющих упоров предусмотрено в сторону по направлению потока среды, указанному стрелкой Б. В сочленении шибера со штоком 5 имеется вертикальный зазор а, гарантирующий возможность персмеЕпения шибера к седлу 3. При изменении направления среды на иротивоположпое стрелке Б тот же зазор а позволяет шиберу перемещаться вдоль оси задвил ки и несколько вверх до полного контакта с седлом 2. При этом нижняя часть штока, сочлененная с шибером, находится в предельном нижнем положении, в котором штоК и расцеплены. Величина вертикального зазора обусловлена углом скоса ,и величиной зазора между шибером и седлом 2.
В полностью открытом положении шибер 4 свободно подвешен к штоку 5. При закрывании задвижки по мере перекрытия проходного сечения шибер начинает нспытывать возрастаюшее усилие от воздействия иерепада давлепия среды в сторону направления потока по
стрелке Б. При .малых лерепадах да,влен.ия, например, при заполнении системы средой, этого усилия обычно недостаточно для прижатия шибера потоком и выходному седлу 3. Полностью перекрыв проходное сечение, шибер скосами 6 садится на упоры 7. По мере дальнейшего опускания штока до предельного нижнего положения происходит его разъединение с шибером с обеспечением гарантированного зазора а, в результате чего шибер становится свободным телом и под действием собственного веса, скользя по скосам, прижимается к седлу 3. Таким образом, ири незначительных перепадах давления и даже при отсутствии их на уплотнительных поверхностях шибера 4 и седла 3 под действием веса шибера возникают определенные удельные нагрузки, необходимые для создания начальной герметичности в затворе. При этом перепад давления способствует увеличению усилия, действуюшего на уплотнительные поверхности седла 3 и шибьра 4. При зажрываиии задвижки при воздействии на шибер значительного перепада давления шибер сразу прижимается к седлу 3 с большим усилием, а его дальнейшее опускание осуидествляется путем воздействия на него штока. В предельном нижнем положении штока, при котором вертикальный зазор а равен нулю, а скосы 6 шибера 4 не достигли упоров 7, происходит перекрытие потока. Герметичность затвора обеспечивается за счет
прижатия шибера к седлу под действием давления рабочей среды. При противоположпом стрелке Б налра,влени,и лото.ка шибер под действием перепада давлений, скользя по скосам 6 по упорам 7, прижимается к седлу 2 и обеспечивает перекрытие потока. При этом одновременно шибер поднимается несколько вверх относительно конца штока 5 на величину в пределах вертикального зазора а. Герметичность затвора и в этом случае обеспечивается путем прижатия шибера к седлу под действием давления среды. Таким образом, описанная шиберная задвижка обеспечивает герметичность затвора в широком диапазоне рабочих давлений, практически от нуля и выше, при двустороннем направлении потока.
Предмет изобретения
Шиберная задвижка с двусторонним уплотнением, содержащая два параллельных седла, подвешенный на штоке шибер с боковыми скосами, взаимодействуюш,ими с упорами на корпусе, отличаюодаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, шибер выполнен однопластинчатым с углом скосов, большим угла трения и с заданным вертикальным зазором в сочленении со штоком, обеспечиваюшим смешение шибера из нижнего положения по скосам к противолежащему седлу под действием перепада давлепия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шиберная задвижка | 1984 |
|
SU1265431A1 |
Сейсмостойкая шиберная задвижка | 2021 |
|
RU2760414C1 |
Шиберная задвижка | 1982 |
|
SU1180617A1 |
Двухдисковый затвор | 1974 |
|
SU527559A1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 1969 |
|
SU246220A1 |
Задвижка шиберная | 1974 |
|
SU879119A1 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ | 1999 |
|
RU2161744C2 |
Узел затвора шиберной задвижки | 2022 |
|
RU2787087C1 |
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ЗАТВОР | 2020 |
|
RU2740327C1 |
КЛАПАН ИМПУЛЬСНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ШИБЕРНЫЙ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2459991C1 |
Даты
1974-03-25—Публикация
1971-06-09—Подача