1
Изобретение касается систем подачи топлива в газотурбинные двигатели (ГТД).
Известны системы топливопитания ГТД, содержащие пожарный кран, насос-регулятор со стоп-краном и рычагом управления, дренажный бак и бак консервации.
Цель изобретения - автоматизапия процесса консервации.
Для этого стоп-кран выполнен в виде золотника, в зависимости от положения рычага соединяющего при помощи пояска топливную магистраль на выходе из насоса-регулятора с форсунками и с дренажным баком, либо перекрывающего магистраль и имеющего центральную расточку с подпружиненным клапаном, установленным в линии между баком консервации и топливной магистралью за пожарным краном, а выход из дренажного бака соединен с эжектором, установленным в реактивном сопле двигателя.
Система топливопитания газотурбинного двигателя изображена на чертеже.
Система топливопитания ГТД 1 включает в себя трубопровод 2 подвода топлива к пожарному крану 3, топливоподкачивающий насос 4, топливный фильтр 5, насос-регулятор 6 и трубопровод 7 подачи топлива к топливным форсункам ГТД.
Стоп-кран насоса-регулятора 6 состоит из золотника 8, в центральной расточке которого установлен клапан 9 с возвратной пружи ной 10. Пружинная полость А клапана 9 при помощи отверстия а соединена с полостью Б высокого давления за золотником 8 стопкрана. Корпус 11, в котором размещен золотник 8, имеет три проточки б, в, г, относительно которых может быть установлен поясок 12 золотника 8 соответственно трем положениям стоп-крана «открыт-закрыт-копсервация - К проточке в выведен канал д подвода топлива, дозированного в насосе-регуляторе 6.
На чертелсе золотник 8 стоп- крана изобрал ен в положении «консервации, в котором проточки б и б сообщены между собой и соответственно с каналом е отвода смеси в дренажный бак 13. При таком положении золотника 8 возвратная прулсина 10 разжата, и
клапан 9 сдвинут вправо от своего седла 14, Перемещают золотник 8 при помощи рычага 15.
Бак 16 консервации быть установлен на ГТД, или на судне, или самолете, если
система выполнена для ГТД, устанавливаемого на самолет. От бака 16 консервации проведен трубопровод 17 к седлу 14 клапана 9. Полость В за седлом 14 соединена трубопроводом 18 с топливной магистралью за пожарным краном 3.
Дренажный бак 13 также может быть установлен на ГТД или на судне. От дренажного бака 13 проведен трубопровод 19 к эжектору 20, установленному в сопловой части ГТД. Активный воздух к эжектору 20 подведен изза компрессора ГТД.
Система работает следующим образом.
Топливо поступает в систему по трубопроводу 2 и при открытом пожарном кране 3 попадает на топливоподкачивающий насос 4 и через топливный фильтр 5-к насосу-регулятору 6. В насосе-регуляторе 6 дозированное топливо по каналу д подходит к проточке в. В зависимости от положения золотника 8 - «открыто, «закрыто, «консервация - происходит соответственно подача или перекрытие подачи топлива к форсункам ГТД или отвод смесив дренажный бак 13.
Для перевода стоп-крана в положение «открыто поворотом рычага 15 против часовой стрелки переводят золотник 8 в левое крайнее положение, при котором поясок 12 золотника 8 перекрывает проточку б, а проточки виг соединяются между собой, и топливо поступает к форсункам ГТД по трубопроводу 7.
Одновременно с этим клапан 9 усилием пружины 10 прижимается к своему седлу 14, прикрывая доступ консервирующей жидкости в полость В. Вместе с этим пружинная полость А через отверстие а в золотнике 8 соединяется с полостью Б высокого давления, повышая надежность уплотнения клапана 9 по седлу 14 при режимной работе ГТД.
При установке рычагом 15 золотника 8 стоп-крана в среднее, положение - «закрыто, поясок 12 перекрывает проточку в, прекращая доступ топлива к трубопроводу 7 и, соответственно, к форсункам ГТД. При этом пружина 10 прижимает клапан 9 к седлу 14, прекращая доступ консервирующей жидкости в полость В.
Для внутренней консервации системы топливопитания ГТД переводом рычага 15 в положение «закрыто и далее - в положение «консервация прекращают подачу топлива к форсункам ГТД. При этом закрывают также пожарный кран 3, чтобы устранить перетекание топлива в магистраль консервации. Одновременно с этим поясок 12 золотника 8 перекрывает проточку г и сообщает между собой проточки в и б. При таком положении золотника 8 пружина 10 полностью разжата, и клапан 9 под давлением консервирующей жидкости из бака 16 консервации открывается, а консервирующая жидкость через полость В и по трубопроводу 18 поступает в систему топливопитания за пожарным краном 3. За счет вращения привода насоса-регулятора 6 в течение времени инерционного выбега ротора ГТД происходит прокачка консервирующей жидкости через топливную систему. При этом происходит промывка и заполнение консервирующей жидкостью полостей агрегатов системы топливопитания. Смесь топлива и консервирующей жидкости по каналу д, проточкам е и б и каналу е попадает в дренажный бак 13. После прекращения вращения ротора ГТД прокачка консервирующей
жидкости через систему топливопитания пре- кращается, и стоп-кран рычагом 15 устанавливается в положение «закрыто.
При режимной работе ГТД смесь из дренажного бака 13 при помощи эжектора 20
выбрасывается в атмосферу.
Предмет изобретения
Система топливопитания газотурбинного двигателя, содержащ,ая пожарный кран, насос-регулятор со стоп-краном и рычагом управления, дренажный бак и бак консервации, отличающаяся тем, что, с целью автоматизации процесса консервации системы, стопкран выполнен в виде золотника, в зависимости от положения рычага соединяющ,его при
помощи пояска топливную магистраль на выходе из насоса-регулятора с форсунками и с дренажным баком, либо перекрывающего магистраль и имеющего центральную расточку с подпружиненным клапаном, установленным
в линии между баком консервации и топливной магистралью за пожарным краном, а выход из дренажного бака соединен с эжектором, установленным в реактивном сопле двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТОПЛИВОПИТАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2034166C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2490493C1 |
СИСТЕМА ДРЕНАЖА КОРАБЕЛЬНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 1995 |
|
RU2183757C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА РЕЖИМЕ КОНСЕРВАЦИИ | 2008 |
|
RU2392469C2 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2364738C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2432477C2 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2016 |
|
RU2616327C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2029122C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2131531C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU954591A1 |
Даты
1974-05-30—Публикация
1973-01-05—Подача