1
Изобретение относится к передачам вращательного движения, а именно к передачам с переменной скоростью вращения.
Известны коробки передач, содержащие ведущий вал, установленные на нем зубчатые колеса с внутренними и наружними венцами, ведомый вал, корпус, установленные в нем с возможностью свободного вращения и имеющие концентричные внутренние и наружние венцы зубчатые колеса, размещенные эксцентрично относительно зубчатых колес ведущего вала так, что внутренние и наружные венцы колес ведущего вала находятся в зацеплении соответственно с наружними и внутренними венцами колес, установленных внутри корпуса, и управляемые сцепные муфты для соединения ведущего вала с установленными на нем зубчатыми колесами.
С целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и увеличения диапазона передаточных отношений предлагаемая передача снабжена установленными в корпусе управляющими движками, зубчатые колеса ведущего вала расположены на нем концентрично одно относительно другого со свободой взаимного вращения и связаны между собой управляемыми сцепными муфтами. Последние снабжены управляющими штоками, размещенными между венцами сопрягаемых колес, центральное из которых связано с ведущим ваом, а наружное - с ведомым. Зубчатые коеса на корпусе установлены со свободой осевого перемещения и связаны с управляющими движками.
На фиг. 1 изображена предлагаемая коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сцепная муфта, вид сверху.
Редуктор содержит разъемный корпус, состоящий из двух половин 1 и 2, в котором устанавливается ведущий вал 3 на подшипниках 4 и 5. Непосредственно па валу 3 закрепляется колесо 6, снабженное наружным венцом 7. На колесе 6 свободно посажено колесо 8,
снабженное венцом 9 с наружными и внутренними зубьями, на котором свободно насажено колесо 10, снабженное венцом 11 с нарул ными и внутренними зубьями. На колесе 10 свободно насажено колесо 12 с венцом 13, снабженным внутренними зубьями.
Колесо 14 свободно насажено на ступицу 15, выполненную заодно с корпусом и находящуюся эксцентрично относительно оси ведущего
вала. Венец 16 имеет внутренние и наружные зубья. Колесо 17 насажено свободно на колесо 14 и имеет венец 18 с наружными и внутренними зубьями. На колесе 17 свободно насажено колесо 19, снабженное венцом 20 с наружными и внутренними зубьями. Зубчатые колоса на ведущем валу блокируются сиеипыми муфтами, выполненными в виде обгонных муфт 21 свободного хода. Обгонная муфта 21 содержит блокирующий щарик 22 и канавку 23. Для рассоединения зубчатых колес имеются управляющие штокп 24, свободно перемещающиеся по специально выполненным для них пазам 25. Переключение передач осуществляется зубчатыми колесами 14, 17 и 19, установленными в корпусе, у которых выполнены специальпые щейки с буртиками 26, куда входят вилки 27, закрепленные непосредственно на конце 28-30. На каждом движке выполпены по два выреза 31 для фиксирования движков в заданном положении щариками 32. Входная мощность снимается с венца зубчатого колеса 33, выполненного заодно с наружным на ведущем валу. Коробка передач работает следующим образом. Крутящий момент от двигателя подается на вал 3 (вращение по часовой стрелке показано на фиг. 2), вместе с которым вращается зубчатое колесо 6. При включении первой передачи все три колеса 14, 17 и 19 передвигаются вправо посредством движков 28-30, из положения I переходят в положение И в вырез 31 шарика 32. При этом венцы 20, 18 и 16 нажимают на лапку управляющих щтоков 24, которые своими косыми вырезами выдвигают шарики из заклннивания, отодвигают их в больщие углубления и удерживают их в этом положении все то время, пока венцы 20, 18 и 16 находятся в зацеплении с венцами 7,9, 11 и 13. Колеса 6, 8, 10 и 12 освобождаются от блокировки и могут вращаться независимо друг от друга с любой скоростью. Колеса 14, 17 и 19 не имеют блокирующего устройства и могут также свободно вращаться. Следовательно, крутящий момент будет передаваться от колеса 6 через наружные зубья венца 7 на внутренние зубья венца 16 колеса 14, через наружные зубья венца 16 - на внутренние зубья венца 9 колеса 8, затем с наружных зубьев венца 9 - на внутренние зубья венца 18 колеса 17, а с наружных зубьев венца 18 - па внутренние зубья венца 11 колеса 10, затем с наружных зубьев венца И - па внутренние зубья венца 20 колеса 19, а с наружных зубьев венца 20 - на внутренние зубья венца 13 колеса 12, и с зубчатого колеса 33 мощность снимается. Соединение зубчатых венцов 16, 18 и 20 наружными зубьями происходит всегда с внутренними зубьями венцов 9, 11 и 13, а соединение внутренних зубьев венцов 16, 18 и 20 с наружными зубьями венцов 7, 9 и 11 происходит снизу, т. е. согласно смещению эксцентриситета ступицы 15. Вторая передача осуществляется за счет выхода одного колеса 19 из зацепления с колесами 10 и 12 посредством движка 28, при этом движок 28 займет свое исходное положение. как показано на фиг. 2 (все колеса 14, 17 и 19 выключены), а колеса 14 и 17 останутся в зацеплении. Движение будет передаваться с колеса 6 через колеса 14, 8, 17 и 10 и сразу на колеса 12 и 33, так как колеса 10 и 12 окажутся заблокированными шариком 22 автоматически. Шток: 24 уйдет влево вслед за выключением колеса 19 под действием инерционной силы щарика 22. Третья передача осуществляется путем выключения двух колес 17 и 19, при этом колеса 8, 10 и 12 заблокнруются и вращение будет передаваться от колеса 6 через колесо 14 на колеса 8, 10, 12 и на 33. Четвертая передача осуществляется за счет выключения всех трех колес 14, 17 и 19 (это положение показано на фиг. 2). При этом колеса 6, 8, 10 и 12 блокируются автоматически между собой и вращение передается с вала на колеса 33. Это прямая передача. Пятая передача осуществляется, когда включены колеса 14 и 19, а 17 выключено. Вращение будет передаваться с колеса 6 через колеса 14, 8, 10 (колеса 8 и 10 блокируются) 19, и 12 на колеса 33. Шестая передача осуществляется, когда включены колеса 17 и 19, а колесо 14 выключено. Вращение будет передаваться с колеса 6 через блокировку сразу на колесо 8, а затем через колеса 17, 10, 19, 12, 33. Седьмая передача осуществляется, когда включено одно колесо 19, а выключены два колеса 14 и 17. При этом колеса 6, 8 и 10 блокируются между собой и вращение будет передаваться с колеса 10 на 19, а затем через колесо 12 на 33. Восьмая передача осуществляется, когда включено одно колесо 17, а два колеса 14 и 19 выключены. При этом блокируются между собой нопарно колеса 6 и 8, 10 и 12. Вращение будет передаваться сразу с колеса 8 на колесо 17 и далее на колеса 10, 12 и 33. Предмет изобретения Коробка передач, содержащая ведущий вал, установленные на нем зубчатые колеса с внутренними и наружными венцами; ведомый вал, корпус, установленные в нем с возможностью свободного вращения и имеющие внутренние и наружние венцы зубчатые колеса, размещенные эксцентрично относительно зубчатых колес ведущего вала так, что внутренние и наружные венцы колес ведущего вала находятся в зацеплении соответственно с наружными и внутренними венцами колес, установленных внутри корпуса, и управляемые сцепные муфты для соединения ведущего вала с установленными на нем зубчатыми колесами, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и увеличения диапазона передаточных отношений, она снабжена установленными в корпусе управляющими движками, зубчатые коеса ведущего вала расположены на нем концентрично одно относительно другого со свободой взаимного вращения и связаны между собой управляемыми сцепными муфтами, а они снабжены управляющими штоками, размещенными между венцами сопрягаемых колес, центральное из которых связано с ведущим валом, а наружное - с ведомым, зубчатые колеса на корпусе установлены со свободой осевого перемещения и связаны с управляющими движками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для поворота башен танков и бронемашин | 1943 |
|
SU66772A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1998 |
|
RU2163315C2 |
Силовая передача гусеничной машины | 1984 |
|
SU1276529A1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837486A1 |
Силовой агрегат | 1989 |
|
SU1830011A3 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2319623C1 |
СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2272945C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2005 |
|
RU2298714C2 |
ГЛУБОКОВОДНЫЙ ВОДОМЁТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ | 2023 |
|
RU2798792C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017036C1 |
. /
;9.
г
ю
Авторы
Даты
1974-09-25—Публикация
1972-02-21—Подача