1
Изобретение относится к области разработки смазочных масел, предназначенных для смазки пар трения качения машин, механизмов и приборов.
Известны смазочные масла на основе нефтяных масел с добавками многофункциональных противоизносных присадок, содержащих соединения фосфора, серы и других активных элементов. Например, известно смазочное масло на основе нефтяного масла с добавкой противоизносной и антиокислительной присадки ДФ-11.
В настоящее щремя это масло широко применяется в узлах пар трения скольжения и пар трения качения машин и механизмов. Присадка ДФ-11 в количестве 0,5-3% придает смазочному маслу в условиях трения скольжения высокие противоизносные свойства, однако существенно увеличивает износ пар трения качения.
Цель изобретения - повышение противоизносных свойств масла.
Достигается это за счет введения в состав смазочного масла бензойного альдегида в количестве 0,5-5 вес. %.
Бензойный альдегид представляет собой бесцветную жидкость с запахом горького миндаля, не токсичен, получается IB промышленных масштабах каталитическим окислением толуола, хлорированием метильной группы
толуола с последующим гидролизом хлористого бензилидена и др.
Испытания смазочных масел проведены на машине трения в диапазоне скоростей вращения от 10 до 100 об/мин и нормальных нагрузок от 50 до 450 кг. В качестве исследуемой пары трения качении использованы серийные упорные подшипники 8101.
Износ оценивают весовым методом на аналитических весах марки ВЛА-200М с точностью ±0,1 мг.
Исследуемые масла приготавливают смеше пием базового масла с присадкой бензойпоги альдегида при комнатной температуре с помощью магнитной мещалки. В качестве базовых применяют следуюшие масла: вазелино вое, Д-11, МС-20, индустриальное - 20.
Присадку вводят IB следующих количествах, вес. %: 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 5.
Для сравнения приготовлено смазочное масло на основе базового Д-11 с присадкой 1,5% ДФ-11.
Результаты испытаний масел с различным содержанием присадки при числе оборотов а минуту - 500 и нагрузке 100 кг приведены и таблице.
Сравнительными испытаниями подшипникоц
в среде смазочного масла Д-11 с присадкой
1,5 вес. % ДФ-П при скорости вращения
500 об/мин, нагрузке 100 кг и длительности
1000000 оборотов установлено, что износ подшипника составляет 6,8 мг. Это в 3 раза больше, чем износ такого же подшипника, работавшего со смазкой Д-11, легированной 1,5 вес. % бензойного альдегида.
Одновременно бензойный альдегид является антиокислительной присадкой, повышаюш,ей стабильность смазочного масла в процессе работы узла трения качения.
Проведенные лабораторные испытания базовых масел (вазелиновое, Д-11, МС-20, индустриальное- 20) с добавкой бензойного альдегида показывают, что при смазке подшипников качения износ их уменьшается в 1,7- 2,9 раза, а коэффициент трения снижается в
3-4 раза. Оптимальным содержанием присадки в масле является 1,5-2 вес. %.
Смазочное масло, содержащее бензойный альдегид, обладает необходимым комплексом противоизносных и антиокислительных свойств, экономично и может применяться для смазки узлов трения качения машин, механизмов и приборов.
Предмет изобретения
Смазочное масло на основе нефтяного масла, отличаюш,ееся тем, что, с целью повышения противоизносных свойств масла, в его состав введен бензойный альдегид в количестве 0,5-5 вес. %.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2672266C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2428461C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2014 |
|
RU2556215C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1992 |
|
RU2088637C1 |
ИНГРЕДИЕНТ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1996 |
|
RU2131451C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2042712C1 |
Смазка многоцелевая пластичная антифрикционная | 2016 |
|
RU2630305C2 |
СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2443765C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2003 |
|
RU2235759C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2044762C1 |
Авторы
Даты
1975-04-30—Публикация
1974-02-22—Подача