Устройство для реверсирования двигателя постоянного тока Советский патент 1975 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU471644A1

1

Изобретение касается электроприводов и может быть использовано для управления двигателем постоянного тока.

При реверсировании двигателя постоянного тока, как правило, ставится задача уменьшения или исключения перегрузок двигателя по току. Для этого в известном устройстве контролируется скорость с помощью тахогенератора и после отключения двигателя от напряжения одной полярности, как только скорость его станет равной или близкой нулю, он подключается к напряжению другой полярности.

Однако при управлении маломощными двигателями габариты тахогенератора соизмеримы с габаритами двигателя, что ухудшает динамику привода.

Целью изобретения является уменьшение токовых перегрузок при реверсе двигателя и улучшение динамических свойств привода.

Для этого введен выпрямительный мост, диагональ переменного тока которого подключена к якорю двигателя, а положительный полюс через резистор и диоды - к базам транзисторов, включенных в цепь управляющих электродов тиристоров анодной группы, причем базы транзисторов через резисторы соединены с катодами тиристоров.

Для обеспечения динамического торможения двигателя отрицательный полюс введенного выпрямительного моста соединен через резистор с катодами тиристоров.

Схема устройства показана на чертеже.

Оно содержит однофазный двухполупериодный выпрямитель, состоящий из трансформатора I с двумя одинаковыми согласно соединенными вторичными обмотками, к другим концам которых присоединены катодами диоды 2 и 3, аноды которых соединены вместе. Этот выпрямитель питает тиристорный мост, состоящий из тиристоров 4, 5, 6 и 7. Тиристоры управляются вторичными обмотками импульсных трансформаторов 8 и 9 через последовательно включенные с ними диоды 10-13. В цепи управления тиристорами 4 и 5 включены последовательно со вторичными обмотками импульсных трансформаторов и диодами транзисторы 14 и 15. Базы каждого из транзисторов 14 и 15 через резисторы 16 и 17 подключены к катодам соответствующих тиристоров 4 и 5, а также к катодам диодов 18 и 19, подключенных анодами к регулируемому резистору 20. Другим концом резистор 20 подключен к катодам диодов 21 и 22, аноды которых подключены к разным концам якоря двигателя постоянного тока 23, включенного в диагональ указанного тиристорного моста. Кроме того, к якорю двигателя 23 катодами подключены диоды 24 и 25, аноды которых через резистор 26 соединены с катодами тиристоров 6 и 7.

Например, управляющие импульсы в каждый полупериод выпрямленного напряжения поступают на управляющие переходы тиристоров 4 и 6 со вторичных обмоток импульсного трансформатора 8. Тогда тиристоры будут открываться от воздействия управляющих импульсов в каждый полупериод и закрываться в конце его, обеспечивая вращение двигателя в одном направлении. При этом управляющий импульс в цепи тиристора 4 будет проходить через эмиттер - коллекторный переход транзистора 14, открывая его по эмиттер-базовой цепи через резистор 16.

Для осуществления реверса необходимо последовательность управляющих импульсов, поступивших на первичную обмотку импульсного трансформатора 8, начать подавать на первичную обмотку импульсного трансформатора 9. При этом от первого поступившего на импульсный трансформатор 9 импульса управления открывается только тиристор 7, тиристор же 5 не открывается, так как к базоэмиттерному переходу транзистора 15 по цепи - якорь двигателя 23, диод 22, резистор 20, диод 19, базо-эмиттерный переход транзистора 15, диод 11, импульсный трансформатор 9, якорь двигателя 23 - будет приложена э.д.с. двигателя, надежно закрывающая этот транзистор и препятствующая прохождению управляющего сигнала на тиристор 5. Тиристор 7, открывшись, создает цепь через резистор 26 и диод 25 для резистивного торможения электродвигателя 23 и удерживается в открытом состоянии, проходящим по нему тормозным ГОКОМ. По мере снижения скорости двигателя 23 э.д.с, двигателя будет также снижаться, стремясь к пулю. При определенной малой скорости, на которую можно настроиться резистором 20, очередной управляющий импульс окажется больше э.д.с. двигателя и транзистор 15 откроется, пропустив управляющий сигнал на тиристор 5. Тиристор 5, открывшись, совместно с тиристором 7 создает цепь тока для включения двигателя на вращение в другую сторону.

Предмет изобретения

1.Устройство для реверсирования двигателя постоянного тока, содержащее однофазный двухполупериодный выпрямитель, на выходе которого через тиристорный мост включен двигатель постоянного тока, отличающеес я тем, что, с целью уменьшения, токовых перегрузок при реверсе двигателя и улучшения динамических свойств привода, в него введен выпрямительный мост, диагональ переменного тока которого подключена к якорю двигателя, а положительный полюс через резистор и диоды - к базам транзисторов, включенных в цепь управляющих электрод ов тиристоров анодной группы, причем базы транзисторов через резисторы соединены с катодами тиристоров.

2,Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения динамического торможения двигателя, отрицательный полюс введенного выпрямительного моста соединен через резистор с катодами тиристоров.

ЯШ t

Похожие патенты SU471644A1

название год авторы номер документа
Электропривод постоянного тока 1985
  • Малинин Леонид Иванович
  • Персов Геннадий Аронович
SU1288878A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРАМИ РЕВЕРСИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ДЛЯ ПИТАНИЯ ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Карпук Юрий Александрович
  • Магдалев Александр Иванович
  • Сайфутдинов Валерий Баширович
RU2313893C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРАМИ РЕВЕРСИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ДЛЯ ПИТАНИЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Карпук Юрий Александрович
  • Магдалев Александр Иванович
  • Сайфутдинов Валерий Баширович
RU2308142C2
Тиристорный стабилизатор постоянного напряжения 1977
  • Забашта Игорь Леонидович
SU681421A1
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1980
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
SU919910A2
Реверсивный электропривод постоянного тока 1977
  • Шморгунов Петр Григорьевич
  • Лукьянчук Николай Иванович
  • Коломиец Юрий Сидорович
SU720645A1
Устройство для регулирования температуры 1982
  • Залкин Виктор Семенович
  • Липатов Александр Борисович
  • Лошкарев Виктор Вениаминович
SU1024891A1
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫМ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ 1971
  • А. И. Хман, В. Д. Бендиков Н. С. Паничев
SU305546A1
Устройство для контроля системы управления преобразователем 1983
  • Сочинский Владимир Семенович
  • Горячев Владимир Федорович
SU1108555A1
Устройство для пуска однофазного конденсаторного электродвигателя 1989
  • Данилов Владислав Никитович
  • Пахомов Александр Иванович
  • Крумецадик Григорий Александрович
  • Колосов Виктор Степанович
  • Данилов Виктор Владиславович
SU1653112A1

Иллюстрации к изобретению SU 471 644 A1

Реферат патента 1975 года Устройство для реверсирования двигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 471 644 A1

SU 471 644 A1

Авторы

Бляхман Арон Израилевич

Паничев Николай Степанович

Даты

1975-05-25Публикация

1973-02-16Подача