1
Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к устройствам для наддува двигателей внутреннего сгорания.
Известны применяемые в качестве наг етателей турбокомпрессоры, содержащие ротор и 1азостатический подшипниковый узел с канала.ми нодвода сжатого воздуха к его рабочим цилиндрической и торцовым поверхностям, расположенный с осевыми зазорами между колесами компрессора и турбины, снабженной выхлопным патрубком.
Иедостатком известных турбокомпрессоров с газостатическим подшипником является сложность конструкции узла подшипника, обусловленная необходимостью иснользования специальных отводящих :каналов для выброса воздуха, отработавшего в узле подшипника, в атмосферу.
Целью изобретения является упрощение констр кции турбокомпрессора.
Это достигается благодаря тому, что ротор выполнен с кольцевой полостью, сообщепной при помощи радиальных каналов с зазорами .между торцовыми поверхностями узла подшипника и ротора, а при помощи отверстий в .чолесе турбины - с выхлопным патрубком.
На фиг. 1 изображен турбокомпрессор с предлагаемой конструкцией .узла нодшипиика
и ротора, продольный разрез; на фиг. 2 - ротор без стенки.
Гурбокомпрессор содержит корпус 1 турбины и корпус 2. компрессора, установленные на корпусе 3 подшипника. Ь корпусе 3 закреплена втулка 4, и.меющая взаимно перпендикулярные цилиндрические и торцовые поверхности, обработанные с высокой точностью и чистотой.
Внутри втулки 4 с радиальньш и осевы.ми зазорами раз.мещен ротор 5 с консольно расположенными колесом 6 турбины и колесом
7компрессора, закрепленным гайкой 8. Ротор соединен тонкой стенкой 9 с опорной частью 10, образующей кольцевые полости 11 и 12.
8стенке 9 выполнены отверстия 13, соединяющие кольцевые полости.
Онорная часть 10 ротора имеет достаточно больщой диаметр (от 0,3-0,5 до диаметра колеса турбины) с целью обеспечения необходимой несупд,ей способности и жесткости газового нодшипника.
Торцовые поверхности колеса 7 компрессора и колеса 6 турбины взаимно параллельны и строго перпендикулярны наружной цилиндрической поверхности опорной части 10 ротора.
Втулка 4 снабжена несколькими рядами отверстий 14 .малого диаметра, через которые в радиальный и осевые зазоры поступает очищенный от пыли и примесей воздух под давлением.
Втулка 4 зафиксирована в корпусе 3 подшипника с помощью специального болта 15. Свободный от резьбы колец болта 15 с полукруглой или конической головкой, попадая в отверстие, выполненное во втулке 4, обеспечивает фиксацию втулки в осевом и окружном направлениях. Между концом болта 15 и отверстием предусмотрен зазор, обеспечивающий возможность свободного неремещения втулки 4.
Корпус 3 нодшиниика образует со втулкой 4 полость 16, уплотнение которой обеспечивается со стороны турбины с помощью кольца из тонкой пружинной стали, а со стороны комнрессора - с помощью резинового кольца. Кольца установлены в зазоре между корпусом 3 и цилиндрической поверхностью фланцев втулки 4. Размеры колец и зазоров подобраны таким образом, что они обеснечивают возможность температурного расщирения втулки при работе турбокомпрессора на горячем газе.
Турбокомпрессор работает следующим образом. Перед тем, как ротор турбокомпрессора начнет вращаться, в полость 16 подается сжатый воздух, который через отверстия 14 попадает в радиальный и осевые зазоры между втулкой 4 и ротором. Для нодачи воздуха опорная часть 10 ротора соприкасается со втулкой 4 в нижней части нодшппнИКа.
В верхней части нодщипника радиальный зазор в этот момент имеет максимальную величину. Вследствие неравномерности зазора в окружном нанравлении давление в этом направлении также распределяется неравномерно. Величина давления в нижней части превыщает давление в верхней, и ротор начинает «всилывать до тех пор, пока разность давлений, действующих на опорную часть 10 ротора, но окажется равной весу ротора. Величина осевых зазоров с обеих сторон поддерживается автоматически нриблизительно одинаковой, так как при уменьщении зазора с какой-либо одной стороны давление воздуха в этом зазоре увеличивается и ротор под давлением газовых сил перемещается до тех пор, нока зазоры не станут равны.
Таким образом, нри вращении ротор «.плавает на воздушной подушке и сухое трение между опорной частью ротора и втулкой полностью исключено. Воздух, вытекающий через р адиальные каналы 17 из радиального зазора в кольцевые полости 11 и 12, выбрасывается в межлопаточные каналы турбины через отверстия 18 в диске колеса 6 турбины.
Описываемое выполнение каналов упрощает конструкцию турбокомпрессора.
Предмет изобретения
Турбокомпрессор преимущественно для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащий ротор и подщипниковый узел с каналами подвода сжатого воздуха к его рабочим цилиндрической и торцовым поверхностям, расположенный с осевыми зазорами между колесами компрессора и турбины, снабженной выхлопным патрубком, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, ротор вынолнен с кольцевой полостью, сообщенной нри помощи радиальных каналов с осевыми зазорами и при .помощи отверстий в колесе турбины - с выхлопным патрубком.
Риг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2003 |
|
RU2290543C2 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 1992 |
|
RU2006681C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2001 |
|
RU2216647C2 |
Турбокомпрессор | 1990 |
|
SU1776885A1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР С ГАЗОМАГНИТНЫМИ ПОДШИПНИКАМИ | 2014 |
|
RU2549002C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР НАДДУВА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2224139C2 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2007 |
|
RU2339850C1 |
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания | 2020 |
|
RU2750220C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2559207C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР, НАПРИМЕР, ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2172432C1 |
Фиг г
Авторы
Даты
1975-09-30—Публикация
1973-04-13—Подача