Существующие экспонометры для определения экспозиции при позитивных процессах на бромо-серебряных и хлоро-бромо-серебряных бумагах либо очень дороги и сложны (денситометры-фильмографы, сенситометры), либо хотя и просты (дремм д-ра Мейера), но требуют большого количества времени и материалов для определения экспозиции. Использование для определения экспозиции известного градационного негатива также занимает много времени как на изготовление самого негатива, так и на получение с него ступенчатых фотограмм.
Предлагаемое изобретение имеет целью экспонометр достаточно простой конструкции и не требующий при пользовании большой затраты времени. Заготовленный однажды негатив экспонометра может быть использован для массового производства собственно экспонометров путем простого копирования с негатива на фотопластинку или фотопленку.
На чертеже фиг. 1 изображает фотограмму-копию экспонометра, а фиг. 2 - просмотровую рамку.
Негатив экспонометра состоит из трех фотопленок, окантованных вместе под стекло. Первая из пленок содержит на себе негатив горизонтальной шкалы плотностей (серую шкалу), вторая - вертикальной серой шкалы времени экспозиции, а третья - негатив соответствующих надписей. Таким образом, две серых шкалы первых двух пленок скрещиваются под углом в 90°. Для изготовления негатива с горизонтальной шкалой отрезок пленки закладывается под стекло в кассету, а сторка кассеты последовательно отодвигается по числу градаций горизонтальной шкалы, подвергая отдельные полоски пленки соответствующим экспозициям. После экспозиции последней полоски пленки с горизонтальной шкалой производится проявление и фиксация пленки.
Аналогично изготовляется пленка с вертикальной шкалой, изготовление же пленки с надписями не составляет особых затруднений. Три негатива, окантованные на стекле, могут служить для получения практически неограниченного количества экспонометров по методу обычной копировки диапозитивов, например, на пластинку с толстым слоем, богатым серебром.
Количество делений обеих шкал может быть произвольным, но удобной на практике оказывается шкала с 16 градациями горизонтальной шкалы и 10 градациями вертикальной шкалы, причем плотность возрастания горизонтальных градаций соответствует прогрессии со знаменателем 1,5, а вертикальных градаций - со знаменателем 2,0. Путем введения вертикальной серой шкалы экспозиция, например, в 40 секунд “проходит” беспрепятственно лишь через прозрачную строку, обозначенную числом 40, а через остальные строки, все более и более непрозрачные, проходит все меньше и меньше света.
Пользование экспонометром состоит в следующем. Допустим, что имеется несколько сортов бумаги с разными бромо-серебряными и тому подобными эмульсиями. На каждой из этих эмульсий следует сделать отпечаток-фотограмму с определенной экспозицией с экспонометра, пользуясь, как всегда при негативах, копировальной рамкой. На фотограмме для каждого сорта эмульсии получится ряд отпечатков горизонтальной шкалы плотностей с экспозициями, например, в 40, 32, 16, 8, 4, 2, 1, секунды. Благодаря вертикальной шкале плотностей 40-секундная экспозиция попала, например, лишь на градацию, означенную числом 40, на следующую градацию-строку, означенную числом 32, попала экспозиция в 32 секунды и т.д.
Фотограммы надо сделать лишь один раз на бумаге этого сорта эмульсии. С покупкой новой бумаги фотограмму экспонометра надо печатать снова для нового сорта эмульсии.
Определение экспозиции для различных негативов производится по этим фотограммам следующим способом: на негативе находится самое темное место, которое должно пропечататься как “почти белое”, и негатив накладывается на просмотровую рамку по фиг. 2 слоем вниз, так чтобы найденное темное место (света негатива) попало на правое окошечко.
На левую сторону просмотровой рамки накладывается экспонометр, чтобы на левое окошечко пришлась одна из клеток первой горизонтальной строки, означенной числом 40.
Затем рассматривая оба окошечка на просвет, передвижением экспонометра вверх и вниз (при неподвижном негативе) можно добиться положения, при котором плотности становятся равными.
Сдвинув экспонометр влево, можно увидеть в окошечке номер градации. Пусть это для примера будет 12. Значит самому темному участку негатива соответствует 12 градаций экспонометра.
Далее определяется самое прозрачное место. Для этого кладут просмотровую рамку на стол, на нее накладывают справа негатив самым прозрачным местом на белую клетку с черными линиями, слева накладывают экспонометр той же самой светлой строкой, означенной 40, и, подвигая экспонометр от себя и к себе, добиваются одинаковой просвечиваемости в обеих клетках. Сдвигая экспонометр влево, читают номер прозрачной градации. Пусть это будет, например, 3.
Итак, определены как самое темное 12, так и самое светлое место 3 нашего негатива.
12-3=9,
т.е. негатив занимает 9 градаций горизонтальной шкалы.
На фотограмме для соответствующего сорта эмульсии отыскивают такую горизонтальную строку, где двенадцатая градация была бы почти белой. Это будет, например, строка 1. На этой строке третья строка будет почти черной, а двенадцатая почти белой.
Следовательно, данная эмульсия подходит для негатива, и требующаяся экспозиция равна 1 секунде.
Сравнивая все фотограммы, определяют, на какой бумаге удобнее всего печатать.
Так, на первый взгляд сложным путем, на самом же деле очень просто и быстро (а главное точно и надежно) можно определить экспозицию для любого негатива.
При подборе фотобумаги к негативу поступают так же, как и при контактной печати, экспозиция же находится следующим способом: в увеличитель вместо негатива ставят экспонометр и делают увеличение в один раз. Увеличением в один раз называется получение отпечатков в размер негатива при проекционной печати, например, с негатива 9×12 см получается отпечаток размером 9×12 см. Увеличение с негатива 9×12 см на размер 18×24 см будет увеличением в два раза, с 9×12 см на 27×36 см - в три раза и т.д. Учитывается линейное увеличение.
Путем последовательных проб на полосках бумаги какого-нибудь сорта эмульсии определяют, во сколько раз свет увеличителя сильнее или слабее света при контактной печати, при котором сделаны фотограммы.
Этот опыт надо сделать только один раз, показания опыта будут справедливы для всех негативов, для всяких бумаг, при различных степенях увеличения, но только при этом источнике света.
Если в одном случае пользуются увеличителем с конденсатором, в другом же случае перед конденсатором ставится матовое или опаловое стекло, то высчитать коэфициент поправки на свет увеличителя надо в обоих случаях.
Пусть коэфициент поправки на свет увеличителя равен 2. Тогда экспозицию определяют так: экспозицию, потребную для контактной печати, умножают на число, взятое из поправочной таблицы, согласно коэфициенту и степени увеличения.
По отпечатанным фотограммам можно определить, насколько один сорт эмульсии чувствительнее другого.
Вертикальная шкала плотности имеет кратность, равную 2. Предположим, что у нас есть два сорта эмульсии, с обеих печатаем фотограммы с экспозицией в 40 секунд и проявляем вместе, т.е. в одно время, и по высыхании фотограмм сравниваем результаты.
Если на первой фотограмме строка 2 пропечаталась так же, как на фотограмме второй строка 1, то первая эмульсия имеет вдвое меньшую чувствительность. Контраст наглядно заметен и может быть подсчитан числом градаций, пропечатавшихся в одной строке.
Таким же путем определяются контраст и чувствительность негативного материала.
Основываясь на результатах определения контраста материала и чувствительности по фотограммам, подбирают требующийся материал так же, как и при контактной печати.
Для сравнения работы различных проявителей, влияния щелочи, бромистого калия, температуры и степени разбавления проявителя водой на продолжительность проявления и характер получаемого изображения на одной какой-нибудь эмульсии, нормально (т.е. 40 секунд) печатают две фотограммы (или больше) и проявляют в течение одинакового времени в различных проявителях. По высыхании фотограмм сравнивают их и подсчитывают пропечатавшиеся градации.
Сравнение результатов усиления или ослабления проводится простым определением плотности по экспонометру подсчетом градаций.
В случае окрашивающих усилителей (урановый, ртутно-серный и т.д.) до усилении определяются плотности по экспонометру, с усиленных (окрашенных) негативов печатаются диапозитивы и производится сравнение с первоначальными плотностями, принимая во внимание контраст материала, на котором сделан диапозитив.
Для определения коэфициента (кратности) съемочного светофильтра на ортохроматическом материале, предназначенном для работы, печатают на сильно ослабленном дневном свету две фотограммы: без светофильтра и со светофильтром с одинаковым временем экспозиции.
После проявления и сушки сравнивают результаты, т.е. подсчитывают число пропечатавшихся градаций и определяют кратность, как при определении чувствительности эмульсии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОТРАБОТКИ ЭКСПОЗИЦИИ ПРИ ФОТОПЕЧАТИ | 1990 |
|
RU2010283C1 |
Способ химико-фотографической обработки негативных кинофотопленок с незащищенными цветообразующими компонентами | 1986 |
|
SU1665334A1 |
Способ получения печатных форм | 1977 |
|
SU1443818A3 |
СЕНСИТОМЕТР | 1939 |
|
SU60389A1 |
Способ определения коррекционных светофильтров при цветной кинофотопечати | 1950 |
|
SU95306A1 |
СПОСОБ ПОДБОРА УСЛОВИЙ ЦВЕТНОЙ ПЕЧАТИ НА МНОГОСЛОЙНЫХ МАТЕРИАЛАХ | 1965 |
|
SU167432A1 |
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ГАЛОГЕНИДОСЕРЕБРЯНЫЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | 1973 |
|
SU365905A1 |
Телевизионный цветоанализатор пленочных негативов | 1984 |
|
SU1149436A1 |
КОПИРОВАЛЬНЫЙ СТАНОК | 1938 |
|
SU60387A1 |
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛОИСТЫЙ ПОЛИМЕР И ЕГО ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА | 2012 |
|
RU2554935C2 |
1. Экспонометр с использованием градационных ступенчатых шкал, отличающийся применением двух наложенных одна на другую под углом в 90° пленок, из коих одна пленка представляет собою негатив серой горизонтальной шкалы плотностей, а вторая - вертикальной шкалы экспозиций.
2. Форма выполнения экспонометра по п. 1, отличающаяся применением третьей пленки с негативами соответствующих надписей.
Авторы
Даты
1936-08-31—Публикация
1935-10-15—Подача