Устройство для управления электродвигателями постоянного тока Советский патент 1976 года по МПК B60L7/16 H01P1/22 H02P3/14 

Описание патента на изобретение SU500996A1

1

Изобретение касается управления электрическими машинами, а именно устройств для торможения электродвигателями постоянного тока с последовательным возбуждением, обеспечивающим плавный пуск, реверс, регулирование скорости и рекуперативное торможение, и предназначено для различных электроприводов постоянного тока с двигателями последовательного возбуждения, преимущественно на рудничных аккумуляторных электровозах.

Известно устройство для управления электродвигателями постоянного тока, соединенными в две параллельные цепи, в одной из которых обмотка якоря одного электродвигателя подключена к одному полюсу источника питания, а в другой - обмотка якоря другого электродвигателя подключена к другому полюсу источника питания, содержащее включенные в эти параллельные цепи тиристорные прерыватели, подключенные к противоположным от обмоток якорей полюсам источника питания, и контакторы, включенные последовательно между обмотками якоря и возбуждения, а также соединительные контакторы, включенные между обмотками возбуждения одного электродвигателя и якоря другого электродвигателя и между обмотками якоря одного электродвигателя и возбуждения другого, резисторы, подключенные одними своими концами к обмоткам якорей электродвигателей, и электрические вентили. Однако в режиме рекуперативного торможения при параллельном соединении двух электродвигателей с последовательным возбуждением, работающих в генераторном режиме на общую нагрузку (аккумуляторную батарею), появляется электрическая неустойчивость из-за неудовлетворительного распределения нагрузок (токов) между электродвигателями.

Целью изобретения является улучшение распределения нагрузок двухдвигательного электропривода в режиме рекуперативного торможения и повышение надежности самовозбуладения электродвигателей.

Это достигается тем, что электрические вентили включены между соединительными контакторами и обмотками якорей электродвигателей по направлению протекания тока рекуперации, и другие концы резисторов нодключены к точкам соединения электрических вентилей с соединительными контакторами.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - диаграмма замыкания контакторов «движение - торможение и переключателя движения «вперед-назад (реверса) .

Обмотки якорей 1 и 2 электродвигателей включены в диагонали реве|рсивных переключателей на коммутационных элементах 3-6,

7-10 соответственно, подключенных через контакторы 11 и 12, обмотки 13 и 14 возбуждения и тиристорные прерыватели 15 и 16 к источнику 17 питания. Электрический вентиль 18 подключен через соединительный контактор 19 между обмоткой 13 возбуждения одного электродвигателя и обмоткой якоря 2 другого электродвигателя. Электрический вентиль 20 подключен через соединительный контактор 21 между обмоткой возб ждения второго электродвигателя и обмоткой якоря 2 первого электродвигателя. Общие точки соединительного контактора 19 и вентиля 18, а также вентиля 20 и соединительного контактора 21 через резисторы 22 и 23 подключены к источнику-17 питания.

На нулевом положении (0) главной и реверсивной рукояток контроллера все контакторы И, 12, 19, 21 и элементы 3-6, 7-10 разомкнуты, а электродвигатели выключены. Для пуска электродвигателей «вперед реверсивная рукоятка контроллера переводится в положение «вперед, при котором замкнуты элементы 3, 6 и 7, 10, главная рукоятка переводится в положение «движение, при этом замыкаются контакторы И, 12 и электродвигатели подготовлены к пуску. Регулируя относительное время открытого и закрытого состояний тиристорных прерывателей 15 и 16, осуществляют безреостатный пуск и регулирование скорости. Электродвигатели работают как по однотактной, так и по двухтактной схеме управления силовыми тиристорами. При открытых тиристорных прерывателях 15 и 16 к двигателям приложено полное напряжение источника питания, и ток обмоток якоря нарастает. При открытых тиристорных прерывателях ток постепенно спадает, замыкаясь под действием э. д. с. самоиндукции якорей через цепи обратных вентилей 24 и 25.

Для перехода в режим рекуперативного торможения главная рукоятка контроллера переводится в положение «торможение, при котором контакторы 11 и 12 разомкнуты, а контакторы 19 и 21 замкнуты. При замыкании тиристорных прерывателей 15 и 16 осуществляется закорачивание цепей: обмотка якоря 1, вентиль 20, контактор 21, обмотка 14 возбуждения, тиристорный прерыватель 16; обмотка якоря 2, вентиль 18, контактор 19, обмотка 13 возбуждения, тиристорный прерыватель 15. Под действием остаточных э. д. с. вращения происходит самовозбуждение электродвигателей с замыканием токов в указанных цепях.

Для повышения надежности самовозбуждения электродвигателей в режиме рекуперативного торможения между общими точками контактор 19 - вентиль 18 и вентиль 20 - контактор 21 и источником питания включены резисторы 22 и 23, величина которых выбрана из условия ограничения токов подвозбуждения. Если при последующем размыкании тиристорных прерывателей разность между э.д. с. вращения якорей и э. д. с. источника

питания оказывается меньше суммарного падения напряжения, то под действием э.д.с. вращения якорей и э.д. с. самоиндукции токи двигателей, уменьшаясь во времени, продолжают протекать по цепям; обмотка якоря 1, вентиль 20, контактор 21, обмотка 14 возбуждения, вентиль 25, источник питания; обмотка якоря 2, источник питания, вентиль 24, обмотка 13 возбуждения, контактор 19, вентиль 18.

0 Двигатели работают в режиме рекуперативного торможения, отдавая энергию источнику питания (аккумуляторной батарее) без переключения концов обмоток возбуждения или обмоток якорей. Тормозной режим регулируют периодическим замыканием и размыканием тиристорных прерывателей с изменяемым соотношением времени включенного и выключенного состояний.

Реверсивная рукоятка сблокирована с нулевым положением главной рукоятки контроллера. Для пуска электродвигателей назад главная рукоятка ставится в нулевое положение, реверсивная рукоятка переводится в положение «назад, при котором замкнуты элементы 4, 5 и 8, 9. Пуск и регулирование скорости, также переход в режим рекуперативного торможения и регулирование тормозного тока осуществляются аналогично, как и при движении вперед. В режиме рекуперативного

0 торможения обеспечиваются устойчивая работа и хорощее распределение нагрузок электродвигателей.

Формула изобретения

Устройство для управления электродвигателями постоянного тока, соединенными в две параллельные цепи, в одной из которых обмотка якоря одного электродвигателя подключена к одному полюсу источника питания, а в другой - обмотка якоря другого электродвигателя подключена к другому полюсу источника питания, содержащее включенные в эти параллельные цепи тиристорные прерыватели,

нодключенные к противоположным от обмоток якорей полюсам источника питания, и контакторы, включенные последовательно между обмотками якоря и возбуждения, а также соединительные контакторы, включенные между обмотками возбуждения одного электродвигателя и якоря другого электро-. двигателя и между обмотками якоря одного электродвигателя и возбуждения другого, резисторы, подключенные одними своими концами к обмоткам якорей электродвигателей, и электрические вентили, отличающееся, тем, что, с целью улучшения распределения нагрузок в режиме рекуперативного торможения, электрические вентили включены между

соединительными контакторами и обмотками якорей электродвигателей по направлению протекания тока рекуперации, и другие концы резисторов подключены к точкам соединения электрических вентилей с соединительными

контакторами.

17

2J

Ю

25

Похожие патенты SU500996A1

название год авторы номер документа
Электропривод транспортного средства 1983
  • Ефремов Иван Семенович
  • Коськин Олег Алексеевич
  • Суслов Борис Ефимович
  • Зотов Павел Васильевич
SU1106001A1
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1980
  • Ефремов Иван Семенович
  • Коськин Олег Алексеевич
  • Суслов Борис Ефимович
SU931514A1
Многодвигательный электропривод 1981
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Плакс Алексей Владимирович
  • Зеленченко Алексей Петрович
SU974529A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1995
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
RU2076445C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1972
SU422644A1
Устройство для рекуперативно-реостатного торможения тягового двигателя последовательного возбуждения 1981
  • Мнацаканов Валерий Александрович
  • Рюмин Игорь Алексеевич
  • Гаврилов Яков Иосифович
SU981029A1
Электропривод 1986
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Комаров Владимир Георгиевич
  • Скибинский Валерий Александрович
  • Карасев Сергей Иванович
  • Фельдман Юрий Израилевич
SU1387158A1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Мазнев А.С.
RU2048311C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ 1972
SU426889A1
Устройство для регулирования сериесного электродвигателя постоянного тока 1976
  • Бегагоин Эдуард Иосифович
  • Пинский Вилен Ильич
  • Рябчевский Анатолий Константинович
  • Сулейманов Рашид Яхьевич
SU612371A1

Иллюстрации к изобретению SU 500 996 A1

Реферат патента 1976 года Устройство для управления электродвигателями постоянного тока

Формула изобретения SU 500 996 A1

SU 500 996 A1

Авторы

Шкуров Виктор Леонтьевич

Голубев Михаил Иванович

Даты

1976-01-30Публикация

1973-11-20Подача