Затвор гидротехнического сооружения Советский патент 1976 года по МПК E02B7/26 

Описание патента на изобретение SU510565A1

1

Изобретение относится к ремонтным затворам, устанавливаемым на входе глубинных водосбросов высоконапорных гидротехнических сооружений, и может быть использовано в областях техники, где необходимо обеспечить фиксированное положение опускаемых или поднимаемых устройств относительно направляющих путей, проложенных вертикально, наклонно или криволинейно к плоскости движения.

Известны затворы гидротехнических сооружений, в которых для обеспечения постоянного контакта между ходовыми частями затвора и 1анраБляющнми путями применяются обратные колеса. Они устанавливаются с верховой стороны нролетного строения и своим пружинящим элементом создают распор затвора в пазу. Обратные колеса непосредственной связи с ходовыми частями не имеют. Создавая раснор затвора в пазу, обратные колеса не исключают касания унлотнения стенки паза, которое может привести к преждевременному износу уплотняющего элемента или случайному повреждению его во время движения затвора.

С пелью исключения касания унлотнения затвора стенки паза в предлагаемом затворе каждый пружинящий элемент вынолнен в виде коромысла, снабженного дополнительным колесом, катящимся но рельсу, расположенному с низовой стороны затвора.

На фиг. 1 изображен затвор гидротехнического сооружения, разрез но А-.; на фиг. 2 - то же, разрез ио Б-Б на фиг. 1.

Предлагаемый затвор включает пролетное строение 1 с размещенным на нем уплотняющи устройством 2 и ряд ходовых тележек, включающих коромысло 3 с закрепленными

на нем посредством осей 4 и 5 колесами 6 и 7, опирающимися на направляющие рельсы (8 - верховой и 9 - низовой), проложенные в пазу а. Коромысло щарнирно связано с пролетным строением осью 10. Пружины 11, установленные па пролетном строении и упираюнишся в коромысло, своим усилием создают распор колес между рельсами. Для ограничен я поворота коромысла установлены ограннчители 12. С каждой стороны затвора должно быть установлено не менее двух тележек. Предлагаемы затвор работает следующим образом.

При заведении затвора в пазы а сооружен я колеса 6 и 7 входят в сонрикосновение

с направляющимн рельсами 8 и 9. Коромысло 3 новорачивается вокруг оси 10, отходя от огран чителей 12, j сжимает пружины 11, реакции которых удерживают пролетное строеH ie 1 с уплотня опиа устройством 2 при выравиенном давлении на затвор на заданном расстоянии от стенок наза.

При онорожнении нсрскрытого затвором водосброса снла гидростатического давления нрижимает пролетное строение I с расположенным на нем ун.ютненисм 2 к стенке наза а, тем самым герметизируется нерекрытое отверстие. При этом нижнее колесо 7 ходовой гележки остается нрнжатым к низовому рельсу 9, а верхнее 6 - отходнт от верхового рельса 8 за счет донолнительного вращения коромысла 3 уже вокруг оси 5 нижнего колеса, вызванного прижатием затвора к стенке паза, и пронсходит дальне1 1Н1ее сжатие иружнн 11.

Поскольку зазор между стенко| 1 паза и опорными элементами затвора сделан меньше возможного поворота коромысла, обусловленного рабочим ходом пруясин, то ггрежде чем их рабочие витки придут в соприкосновение между собой, затвор достигнет стенки паза н передаст через нее на бетон сооружения действующую гидростатическую нагрузку. Нижние же колеса ходовых тележек так и останутся под действием сжатых нружип. сила реакции которых составляет весьма пезначптс.плую част: от всей гидростатической пагру.гкн.

После затонлония пс|нкрытого водосброса н вы)авиивапня дав.1еп1 я на затво) си.ча роaKiu-ni сжатых пружин отведет пролетное строение с уплотнением от стенки паза, верхнее колесо онять соприкоспется со своим рельсо.м. и в таком Г1олол еннн затвор готов к подъем . Предлагаемая конструкция затвора нозволяет перекрывать входные отверстия водосбросов, находящнхся па значительной глубине, исключает касание унлотнения стеики наза во время движения затвора и обеспечивает опускаиие затвора в спокойную воду под дейcTiniCM собственного веса.

Фор м у л а и 3 о б р е т е н и я

3aiBOp гидротехнического сооружения, вклпочлктщш пролетное строение с ходовыми

тсмсжками, имеющими шарнирпо закрепленные на ее колесах Г1ружиия1пие элементы, и разменденные в пазу унлотняюнп-ге устройства, о т л и ч а ю П1, и и с я тем, что, с целью п)едотврап1,ения касания уплотнепия затвора стенкн паза, каждый пружинящи элемент выполнен в виде коромысла, спабжеппого дополпител1)Ным колесом.

Похожие патенты SU510565A1

название год авторы номер документа
Затвор гидротехнического сооружения 1983
  • Дорофеев Станислав Владимирович
SU1133334A1
Плоский глубинный затвор 1987
  • Хлопенков Павел Родионович
SU1483009A1
Перекатываемый затвор для водоемов 1922
  • Гебель В.Г.
SU2001A1
Откатной затвор 1987
  • Грудин Сергей Васильевич
  • Ворончихин Геннадий Иванович
SU1441008A1
ЩИТОВОЙ ДЛЯ ВОДОЕМОВ ЗАТВОР 1922
  • Гебель В.Г.
SU2000A1
Судопропускное сооружение защитной дамбы 1991
  • Иванов Лев Витальевич
  • Кошкин Вячеслав Яковлевич
SU1788135A1
ПОВЕРХНОСТНЫЙ НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ ВОДОСБРОС ГИДРОУЗЛА 2008
  • Руднов Валерий Михайлович
  • Ягин Василий Петрович
RU2365705C1
ОТКАТНОЙ ЗАТВОРV-U-'" 0^,:i<\rг" V ; •'. -^ i,' ^! J^' '-^ ^ 1970
  • М. А. Мамонов, С. С. Агалаков, П. В. Баженов, А. Б. Мешков
  • Е. Г. Сахновский
SU433269A1
РАЗМЫВАЕМАЯ ГРУНТОВАЯ ПЛОТИНА РЕЗЕРВНОГО ВОДОСБРОСА 1991
  • Малаханов В.В.
RU2011736C1
Крышевидный затвор 1981
  • Бархатов Валерий Васильевич
  • Красовский Александр Петрович
  • Степаненко Юрий Александрович
SU960362A1

Иллюстрации к изобретению SU 510 565 A1

Реферат патента 1976 года Затвор гидротехнического сооружения

Формула изобретения SU 510 565 A1

а.

/2

SU 510 565 A1

Авторы

Рябцев Георгий Александрович

Даты

1976-04-15Публикация

1973-04-03Подача