Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к затворам, предназначенным для перекрытия судопро- пускных отверстой в напорных сооружениях типа защитных дамб.
Известно гидротехническое напорное сооружение, содержащее водоудерживаю- щий массив с судопропускным пролетом и флютбетом, пролетное строение с воздушной полостью, установленное в направляю- щих, размещения пролетного строения в нерабочем положении и затвор ниши . .
Направляющие для перемещения пролетного строения выполнены в виде углуб- ления во флютбете с облицованными металлической рубашкой вертикальными стенками. В процессе перемещения пролетное строение контактирует своим выступом с вертикальными стенками углубления, ко- торые и определяют его заданное положение. Ниша для размещения пролетного строения устроена в одном из устоев сооружения, имеет основание, расположенное в одной горизонтальной плоскости с флютбе- том, и снабжена затвором, выполненным в виде откатного щита, перемещаемого в направлении перпендикулярном продольной оси пролетного строения,
Основной недостаток известного уст- ройства состоит в том, что его конструкция предполагает длительное время срабатывания при перекрытии и открытии судопропу- скного пролета, поскольку для выполнения каждой из этих операция требуется осуще- ствить всплытие, горизонтальное перемещение, установку в требуемое положение и затапливание пролетного строения.
Кроме того, известное гидротехническое напорное сооружение неудобно в экс- плуатации из-за необходимости перемещения пролетного строения во взаимно перпендикулярных вертикальном и горизонтальном направлениях и управления этими перемещениями посредством разных сило- вых устройств.
Известен плоский гидротехнический затвор с приводом, установленный между устоями в вертикальных направляющих нишах, причем во флютбете выполнена дон- ная ниша для размещения пролетного строения затвора.
Этот гидротехнический затвор является наиболее близким к предлагаемому по технической сущности
Недостаток прототипа состоит в большой трудоемкости и сложности выполнения монтажно-демо нтажных и ремонтных работ вследствие того, что заводить пролетное строение, особенно крупногабаритное, а
направляющие ниши при монтаже затвора или после окончания ремонтных работ, а также выводить пролетное строение из направляющих ниш при демонтаже затвора или начале ремонтных работ очень сложно. Для выполнения этих операций требуется либо установить на устоях подъемные краны большой грузоподъемности, чтобы поднимать пролетное строение над устоями, либо демонтировать части устоев со стенками направляющих ниш, чтобы заводить или выводить пролетное строение в плавающем положении. В обоих случаях работы связаны с большой трудоемкостью и сложностью.
Целью изобретения является облегчение монтажно-демонтажных и ремонтных работ при выполнении пролетного строения в виде единой жесткой конструкции.
Это достигается тем, что в судопропуск- иом сооружении защитной дамбы, включающем размещенные по бокам судоходного пролета устои с вертикальными направляющими нишами и пролетное строение, установленное в нишах торцевыми участками, причем в одной из ниш установлен закладной элемент, прикрепленный к стенкам ниши посредством разъемного соединения, накладной элемент выполнен в виде торцевой и боковой частей, первая из которых прикреплена к стенке ниши, расположенной напротив торца пролетного строения, а другая -к береговой стенке ниши, причем торцевая часть закладного элемента выполнена с толщиной не менее длины торцевого участка пролетного строения, установленного в нише другого устоя.
На фиг.1 изображено судопропускное сооружение, вид сверху; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1,
Судопропускное сооружение содержит пролетное строение 1, установленное своими концевыми участками 2 и 3 в вертикаль-, ных направляющих нишах 4 и 5, выполненных в устоях 6 и 7. В направляющей нише 5 между ее задней стенкой 8 и концевым участком 3 пролетного строения 1 установлен торцовый закладной элемент 9, толщиной в не менее величины вт концевого участка 2 пролетного строения, заходящего в направляющую нишу 4. Со стороны верхнего бьефа 10 между боковой стенкой 11 направляющей ниши 5 и концевой частью 3 пролетного строения 1 установлен боковой закладной элемент 12. Торцовый закладной элемент 9 прикреплен к задней стенке 8 направляющей ниши 5 посредством разъемного соединения, на-; пример, в виде ласточкина хвоста 1.3, а боковой закладной элемент 12 прикреплен к боковой стенке 11 направляющей ниши 5
посредством разъемного соединения также в виде ласточкина хвоста 14. Крепление закладочных элементов 9, 12 к стенкам ниши 5 может осуществляться с помощью и других средств, например, посредством фи- гурных шпонок и тому подобных разъемных элементов,
На торцовом 9 и боковом 12 закладных элементах, а также на боковой стенке 15 направляющей ниши 5 и на стенках 16, 17 и 18 направляющей ниши 4 закреплены рельсы 19. Для размещения пролетного строения 1 в нерабочем положении под судоходным пролетом 20 имеется донная ниша 21. Пролетное строение 1 имеет сооб- щающуюся с акваторией внутреннюю полость 12 и средство подачи сжатого воздуха в упомянутую внутреннюю полость (не показано). Пролетное строение 1 для подъема и опускания может быть снабжено и други- ми типами приводов: трособлочным, цепным, гидравлическим и т.п.
Работает судопропускное сооружение следующим образом.
При монтаже гидротехнического затво- ра воздушную полость 22 заполняют сжатым воздухом, чтобы привести пролетное строение 1 в плавающее положение. Затем пролетное строение 1 подводят к направляющей нише 5 и заводят в нее концевым участком 3. Поворотом пролетного строения 1 у устоя 7 вокруг концевого участка 3 подводят концевой участок 2 к направляющей нише 4. С помощью грузоподъемного крана устанавливают и закрепляют боковой эле- мент 12 в зазор между боковой стенкой 11 ниши 5 и концевым участком 3 пролетного строения 1. Далее, перемещая пролетное строение 1 в направлении его продольной оси, заводят концевой участок 2 в направля- ющую нишу 4. С помощью грузоподъемного крана устанавливают и закрепляют закладной торцевый элемент 9 в зазор между задней стенкой 8 ниши 5 и концевым участком 3 пролетного строения 1. Зафиксированное в направляющих нишах 4 и 5 пролетное строение 1 примыкает своими концевыми участками 2 и 3 к рельсам 19 и надежно удерживается в рабочем положении затвора. При этом боковой закладной элемент 12 не воспринимает давления от напора воды со стороны верхнего бьефа 10. Перевод затвора из рабочего положения в нерабочее
производят посредством выпуска сжатого воздуха из воздушной полости 22 в атмосферу, в результате чего пролетное строение 1 опускается в донную нишу 21.
Перед демонтажем или ремонтном затвора пролетное строение 1 приводят в плавающее положение и из направляющей ниши 5 удаляют торцовый 9 закладочной элемент. Пролетное строение 1 перемещают вдоль своей продольной оси так, чтобы концевой участок 2 вышел из направляющей ниши 4. Затем удаляют боковой 12 закладной элемент и поворотом пролетного строения 1 вокруг участка 3 и перемещением вдоль своей оси в обратном направлении выводят пролетное строение 1 из направляющей ниши 5 в судоходный пролет 20.
Для придания пролётному строению 1 большей устойчивости на период вывода и транспортировки к месту ремонта (плавучему или сухому доку), с одного или с обоих бортов к пролетному строению 1 пришвартовывают плавучие средства: пЪ нтоны, баржи (не показано).
Использование гидротехнического затвора позволяет облегчить и упростить выполнение монтажно-демонтажных и ремонтных работ, а также обойтись при выполнении этих работ без подъемных кранов большой грузоподъемности и без разборки частей направляющих ниш и устьев.
Формула изобретения
Судопропускное сооружение защитной дамбы, включающее размещенные по бокам судоходного пролета устои с вертикальными направляющими нишами и пролетное строение, установленное в нишах торцевыми участками, причем в одной из ниш установлен закладной элемент, прикрепленный к стенкам ниши посредством разъемного соединения, от л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью облегчения монтажно-демонтажных и ремонтных работ при выполнении пролетного строения в виде единой жесткой конструкции, закладной элемент выполнен в виде торцевой и боковой частей первая из которых прикреплена к стенке ниши, расположенной напротив торца пролетного строения, а вторая - к верховой стенке ниши, причем торцевая часть закладного элемента выполнена с толщиной не менее длины торцевого участка пролетного строения, установленного в нише другого устоя.
«сэ
f.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судопропускное сооружение защитной дамбы | 1990 |
|
SU1723241A1 |
Затворное сооружение судоходного отверстия | 1991 |
|
SU1821515A1 |
Устройство для перекрытия судоходного отверстия гидротехнического сооружения и способ его монтажа | 1988 |
|
SU1583529A1 |
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАТВОР | 1990 |
|
RU2040634C1 |
СУДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ | 1990 |
|
SU1832788A1 |
Судопропускное сооружение | 1985 |
|
SU1296670A1 |
Затвор судоходного шлюза | 1981 |
|
SU1063919A1 |
СУДОПРОПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ | 1990 |
|
RU2037601C1 |
Откатной затвор | 1988 |
|
SU1691461A1 |
Откатной затвор | 1980 |
|
SU949056A1 |
Использование: для пропуска судов и потока воды через защитные дамбы, предотвращающие затопление портовых городов нагонной волной. Сущность изобретения: в устоях 6 и 7 судоходного пролета 10 выполнены вертикальные направляющие ниши 4 и 5, причем ниша 5 выполнена с большими размерами для размещения торцевого и верхового закладных элементов 9 и 12 и прикрепления их к стенкам ниши 5 разъемным соединением. Для монтажа и демонтажа пролетного строения 1 элементы 9 и 12.извлекают из ниши 5 и строение 1 свободно в плавающем положении можно извлекать и устанавливать в рабочее положение. 2 ил.
° l
SN
П
§
/
«о
CNl
Г
К
1
I
N
СГ S
Затвор гидротехнического сооружения | 1985 |
|
SU1260434A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для перекрытия судоходного отверстия гидротехнического сооружения и способ его монтажа | 1988 |
|
SU1583529A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1991-03-11—Подача