Изобретение относится К области строительства -и может найти применение при изготовлении легких складных спроительных покрытий и т. п. 1конструкций с предварительно «апряженными .верхними, а при наличии «ижних - и нижними о:бшиВ1каМИ.
Известен способ предварительного напряжения металлического лростраиственного блока путем шарнирного 1крепления элементов решетки (шн|ренгелей и стоек) « поясам с последуюшим поворотом.
Однако 1ПО такому способу блок выполнен из жесткого элемента, подкреплениого ш-пренгелем и при загруженки неравномерной нагрузкой подвергается S-образпому изгибу, что значительно снижает его несущую способность, кроме того, пролет блока лимитируется возможностями транспортировки, т. е. не может быть более 15- 18 м, так как его жоиструкция является шшревгельной и требует опор по краям. Таким образом, создание единой преднапряж.енной конструкции большего иролета невозможно.
Цель изобретения - упроп1,вние процесса предварительного напряжения при увеличении пролета блока.
Достигается это тем, что к пояскам прикрепляют элементы решетки одного направления, имеющие длину, изменяющуюся вдоль пролета, затем к поясам прикладывают разнонаправленные продольные усилия, после чего крепят элементы решетки другого направления, а продольные усилия снимают.
На фиг. 1 показан блок, вид аверху; на фиг. 2 - блок в сложенном состоянии, вид сбоку; на фиг. 3 - момент создания предварительного напряжения в блоке (вариант с решеткой различной длины); «а фиг. 4 - блок после фиксации его решеткой другого направления; на фиг. 5 - блок с решеткой из элементов одинаковой длины.
Способ предварительного напряжения металлического пространсгввнного блока заключается в том, что к верхним и нижним поясам 1 .с прикрепленными к Ним поперечинами 2 и фермой натяжения 3, общивками 4 верхнего лояса и в случае необходимости обшивкой 5 нижнего пояса присоединяют при помощи шарни ров6 рещетку 7 одного -направления. В шарнире, как вариант, имеется отверстие для пропуска болта, соединяюш,его пояса с решеркой 8 другого направления. Сборку блока с созданием в «см предварительного нап1ряжения осуществляют в следующем порядке. Блок, сложенный в тра нспортабельнос положение (фиг. 2), перевозят на монтажную площадку. Затем на сборочной площадке перед монтажом прикладывают к поясам 1 разнонаправленные продольные усилия Р (фиг. 3) и смещают пояса относительно решетки 7 одного направления до оолуче|Ния канструщии необходимой высоты, кривизны и требз-емой величилы .предварительного напряжения. После этого блоку нридают геометрическую неизменяемость и фиксируют ееличнну предварительного напряжения при помощи решетки 8 друго-го направления, которая может при.соединяться либо при помощи щарнира 6 с отверстием в нем для пропуска соеди1нительного болта, либо жестко.
Величина радиуса кривизны поясов блока в рабочем положении назначается в за висимости от заданной величины предварительного напряжения в обшиВке, размеров Поперечного сечения панели и модуля упругости материалов.
В зависимости от соотнощений моментов инерции Верхнего и нижнего поясов можно регулировать ИХ К1ри1визну. Соотношение между кривизной и требуемым предварительным напряжением определяют по формуле
E.J;
G
пред
R
где Опред - величина нредварительнаго напряжения, «г/см ;
у - расстояние от центра тяжести каркаса пояса до центра обшивки, см; Е - модуль упругости, кг/см R - радиус выгиба, см.
Плавное из.мененне длины злементов решетки вдоль пролета может быть достигнуто за счет варьирования мест шарнирного прикрепления злементоБ решетки к поясам:
а)изменением в элементах решетки расстояний /1, 1ч, /3, 4, /5 между шарнирами 6 ори равных расстояниях / между ними по длине поясов 1 (фиг. 4);
б)изменением координат расположения пгарииров 6, определяемых расстояйиями 1,
1-, IB и высотами fii, h, из относительно нейтральных осей поясов. При этом длины /д элементов решеток 7 и 8 равны (фиг. 5);
в) При разлйЧНОм расстоянии между шарнирами как в элементах решетки, так и в поясах используется сочетание согласно указанным вариантам (пп. а и б).
Продольные з силия, которые необходимо приложить К поясам, невелики. Так, например, для поворота блока пролетом 24 м, шириной 3 м и создания предварительного напряжения в обшивке Опред ЮООкг/см необходимо приложить к поясам усилия лишь по 0,5 т, при зтом в обшивке создается усилие натяжения до 50 т.
Данный способ предварительного напряжения позволяет создавать преднапряженные покрытия с различной кривизной поверхности.
Пространственный блок может применяйся в объектах неоднократного применения с довольно простыми приемами сборки и разборки С созданием при каждой сборке предварительного напряжения.
Формула изобретения
Способ предварительного напряжения металлического пространственного блока путем шарнирного крепления элементов решетки к поясам с последующим поворотом, о т л ич а ю щ и и С я тем, что, с целью упрощения процесса предварительного напряжения при увеличении Пролета блока, к поясам прикрепляют элементы решетки одного направления, имеющие длину, изменяющуюся В1доль пролета, затем К поясам прикладывают разнонаправленные продольные усилия, после чего крепят элементы решетки другого направления-, а продольные усилия снимают.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Складной блок | 1976 |
|
SU586246A1 |
Подпорная стенка | 1975 |
|
SU586245A1 |
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ | 1970 |
|
SU287272A1 |
Строительный элемент | 1976 |
|
SU750011A1 |
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПОКРЫТИЕ ИЗ ПЕРЕКРЕСТНОЙ СИСТЕМЫ | 2013 |
|
RU2539524C1 |
Блок покрытия | 1983 |
|
SU1130681A1 |
Строительный элемент | 1983 |
|
SU1151650A1 |
ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА | 2003 |
|
RU2246576C1 |
ТРЕХГРАННАЯ БЛОК-ФЕРМА | 1997 |
|
RU2136822C1 |
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ СВОДЧАТЫХ ПАНЕЛЕЙ-ОБОЛОЧЕК | 1999 |
|
RU2164865C1 |
Ч
Авторы
Даты
1976-06-30—Публикация
1973-11-29—Подача