Предметом настоящего изобретения является учебное пособие по геодезии, которое дает наглядное представление об отклонении оси уровня на двойной угол ошибки после поворота оси вращения геодезического инструмента на 180°.
Подобные учебные пособия по геодезии уже известны, но они не дают представления о том, что условием верности уровня является перпендикулярность оси уровня к оси вращения инструмента. Между тем опыт показывает, что уяснение этого условия является наиболее затруднительным для учащихся.
Предлагаемое учебное пособие по геодезии решает указанную задачу, для чего, согласно изобретению, стержень, изображающий вертикальную ось вращения инструмента и несущий пластинку, изображающую уровень, укреплен на подставке посредством шарового шарнира, который позволяет придать стержню любой угол наклона в любом азимуте.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на фиг. 1 которого изображено предлагаемое пособие, а на фиг. 2-3 - два возможных положения его.
Стержень или пластинка 1, изображающая условно ось уровня, закреплена на конце стержня 2 (условно - ось вращения инструмента) шарнирно таким образом, чтобы стержню 1 можно было давать по отношению стержня 2 положение перпендикулярное и не перпендикулярное. Стержень 2 скреплен с подставкой 3 при помощи шарового шарнира 4 так, чтобы стержню 2 можно было давать положения отвесное и наклонное.
Такая конструкция учебного пособия позволяет наглядно продемонстрировать учащимся, что для получения отвесного положения оси вращения инструмента необходима перпендикулярность оси уровня к оси вращения инструмента.
Для доказательства этого стержню 1 (условно - оси уровня) дается видимое на глаз положение, не перпендикулярное к стержню 2 (условно - к оси вращения инструмента).
Наклонением стержня 2 стержню 1 дается сначала горизонтальное положение по одному направлению (условно соответствует установке инструмента по двум винтам), затем горизонтальное положение по другому направлению (условно соответствует установке инструмента по третьему винту).
Стержень 2 (условно - ось вращения инструмента) при этом отвесного положения не занимает. Следовательно, делается ясным, что при отсутствии перпендикулярности оси уровня и оси вращения инструмента нельзя добиться отвесного положения оси вращения инструмента.
Затем даем стержню 1 (оси уровня) положение, перпендикулярное к стержню 2 (оси вращения инструмента). Давая опять стержню 1 (оси уровня) положение горизонтальное по двум направлениям (соответственно установке инструмента по двум винтам и по третьему), увидим, что стержень 2 (ось вращения инструмента) займет отвесное положение.
Следовательно, делается ясным, что при условии перпендикулярности оси уровня и оси вращения инструмента можно добиться отвесности оси вращения инструмента.
Учащимся также бывает неясным положение оси уровня после поворота его на 180° вокруг оси вращения инструмента при наличии ошибки (неперпендикулярность оси уровня и оси вращения инструмента).
Для ясного представления в этом случае положения оси уровня делается следующее: стержню 1 дается положение, не перпендикулярное к стержню 2 (фиг. 2). Наклоном стержня 2 на угол α ошибки стрежню 1 дается положение горизонтальное (фиг. 3).
Затем стержень 2 повертывается на 180°. Стержень 1 займет положение 1′ на фиг. 3.
На глаз будет видно, что стержень 1 отклонится после поворота на 180° на 2α (двойной угол ошибки).
Подобные повороты стержней в пространстве лучше воспроизводят приемы работы инструмента, чем чертежи и учебные пособия на плоскости, а потому дают более ясное представление об условиях поверки уровня.
Учебное пособие по геодезии для демонстрирования поверки установки уровня на вращающейся части геодезического инструмента с применением изображающей уровень пластинки, скрепленной с возможностью поворота со стержнем, изображающим вертикальную ось инструмента, отличающееся тем, что изображающий вертикальную ось вращения инструмента стержень 1 укреплен на подставке учебного пособия помощью шарового шарнира, с целью возможности придания стержню 1 любого угла наклона в любом азимуте.
Авторы
Даты
1937-12-31—Публикация
1935-09-05—Подача