Производство обмера толщины льда сопряжено, как известно, с остановкой судна и необходимостью спуска на лед, что не всегда возможно, чисто же визуальные наблюдения страдают неточностью. Предлагаемая рейка имеет в виду улучшить качество определений и дать возможность производить измерения толщины льда с борта судна (ледокола) на ходу в течение круглых суток, независимо от естественного освещения. С этой целью рейка снабжена .чсточниками света, размещенными внутри нее, соответственно прорезам на боковых стенках, а также поперечиной, с катками по концам, для передвижения по борту судна.
На чертеже фиг. 1 изображает схематически рейку в рабочем положении за бортом судна; фиг. 2-вид ее сверху; фиг. 3 - вид снизу и фиг. 4 - вид сбоку (с вынутыми стеклами).
Рейка состоит из деревянной окрашенной снаружи белыми и черными полосами через определенные расстояния, например, через каждый дециметр колоды 7, перпендикулярно к которой приделана к одному ее концу поперечина 2 с вращающимися на концах последней катками 3. Колода / выдолблена внутри для помещения в ней электрических патронов с лампочками. Прорезы с двух противоположных боковых сторон колоды заделаны стеклами, так что против каждой белой полосы приходится матовое или, лучше, молочное стекло, а части стекла, соответствующие черным делениям рейки, закрашены густым слоем черной краски, не пропускающим света. С нижней стороны колоды просверлены дыры, служащие для того, чтобы, при положении рейки за бортом судна, освещать лед. На концах колоды и поперечины имеется по металлическому кольцу, за которые привязывают подвесную веревку так, чтобы рейка висела за бортом на трех сходящихся на расстоянии около 1 м от нее концах веревки. Последняя продолжается затем в ординаре на длину, зависящую от высоты борта данного судна. Поскольку рейка в собранном виде неудобна для хранения и перевозки, поперечина 2 выполнена съемной; в корневом конце колоды имеется вырез, в который вкладывается поперечина своей срединой, после чего она закрепляется в этом вырезе на шурупах. При надобности, шурупы вывинчиваются и поперечина отнимается от колоды.
Обычно, длина колоды делается 120 см и размечается на 12 деленийполос; из них первые два у корневого конца глухие, так как колода долбится, начиная с 3-гс дециметра. Далее, с 3-го до 7-го дециметры чередуются - три белых светящихся с двумя черными делениями; 8-е черное деление нанесено на перехвате (не долбленая сплошная часть), делящем колоду внутри на два отделения; 9-й, 10-й и 11-и дециметры соответствуют второму светящемуся отделению колоды; наконец 12-е черное деление, снова глухое, находится на конце колоды.
Лампочки расположены внутри колоды. Провод может быть прикреплен к веревке, на которой висит рейка за бортом. Практика показала, что провод удобнее иметь отдельно, так что к рейке, находящейся за бортом, ведут одновременно два шнура: для подвеса и для освещения. Осветительный провод заканчивается вилкой и присоединяется к ближайшему палубному штепселю. Для предохранения от повреждения стекол рейки полезно иметь на ней деревянный футляр.
В обычном своем положении рейка висит наготове за бортом, поднятая на высоту верхней палубы и закрепленная вертикально: удобнее всего привешивать ее, надевая на утку, крюк и т. п. конец подвесной веревки у места прикрепления его к концу колоды.
При измерениях рейку снимают с утки или крюка и опускают за бортом так, чтобы она была возможно ближе к поверхности льда, приходясь над становящимися на ребро льдинами (фиг. 1). При этом рейка располагается в горизонтальной плоскости перпендикулярно к борту судна, по которому, при спуске и подъеме, катятся катки 5, насаженные на ее поперечине 2. За рейкой, находящейся за бортом в спущенном положении, необходимо непрерывно следить, так как ее может повредить или сорвать случайно поднявшейся при взломе выще обычного льдиной или верхушкой проходимого судном тороса. Поэтому, рейку спускают лишь для наблюдения. В остальное время она должна быть в поднятом положенииУ борта рейка укрепляется так, чтобы ее можно было спустить и поднять по возможности быстрее и проще. не затрудняя наблюдателя. Самые наблюдения производятся следующим образом. Спустив рейку, а в темное время суток включив, кроме того, свет, наблюдатель располагается на верхней палубе судна так, чтобы отчетливо видеть деления рейки и становящиеся у борта на ребро льдины.
По мере хода судна сравнивают топщину взламываемого льда с делениями на рейке. Наблюдения показывают, что при толщине льда в пределах до Ю-15 см точность отсчетов возможна до 2 и даже до 1 см. При толщине более 4 м точность возможна до 5-8 см. Следует указать, что точность отсчетов в значительной степени зависит от навыка. Рейка приносит существенную пользу при наблюдениях с высокобортных судов, т. е. когда лед значительно удален от глаза наблюдателя. Так как рейка является мерой, если и не приложенной к самому измеряемому предмету, но, во всяком случае, находящейся в непосредственой близости от него, то точность отсчета, в пределах остроты зрения наблюдателя, не зависит от того, с какого расстояния ведутся наблюдения. Так, можно считать, что наблюдения по одной и той же рейке дают примерно одинаковую точность, независимо от того, находился ли наблюдатель на палубе, на верхнем или на нижнем мостике.
Предмет изобретения.
1.Пустотелая рейка для определения толщины льда с ледокола, отличающаяся тем, что для работы в темное время внутри рейки размещены источники света соответственно прорезам на боковых стенках ее.
2.Форма выполнения рейки по п. 1, отличающаяся тем, что для передвижения рейки по борту судна она снабжена поперечиной с катками по концам. к авторскому свидете.1ьству В. И. № 52860 Арнольда-Алябьева
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ измерения толщины льда с судна в темное время | 1936 |
|
SU52869A1 |
СУДОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ТОЛЩИНЫ ЛЬДА | 2021 |
|
RU2767293C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ С ЛЕДОКОЛА ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ | 2019 |
|
RU2749494C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ ЛЬДИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ ЛЬДИН | 2010 |
|
RU2435136C1 |
Способ определения напряжённо-деформированного состояния ледяного поля при движении ледокола | 2022 |
|
RU2797972C1 |
ПЛАВУЧАЯ ДРЕЙФУЮЩАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ | 2011 |
|
RU2494001C2 |
УСТРОЙСТВО ЛЕДОКОЛА ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1998 |
|
RU2152330C1 |
Транспортное судно ледового плавания | 1951 |
|
SU93379A1 |
АРКТИЧЕСКОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ЛЕДОСТОЙКИЙ ПИЛОН ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОДВОДНОГО КОРПУСА СУДНА С ЕГО НАДВОДНОЙ ЧАСТЬЮ | 2008 |
|
RU2378150C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2210517C2 |
ШиП
Фип2
Авторы
Даты
1938-01-01—Публикация
1936-07-17—Подача