Однофазный вентильный репульсионный двигатель Советский патент 1976 года по МПК H02K29/04 

Описание патента на изобретение SU532158A1

На фиг. 1 дана структурная схема описываемого двигателя; иа фиг. 2 -- диаграмм ; чч)ков и напряжепиГ в различных точках схемы. Однофазная обмотка 1 возбу/кдення двигателя расположена на роторе и через скользянше контакты 2 и 3 подключена к сети переменного напряжения t/i. Вторичная (якорная) обмотка 4-15 соединена по схеме замкнутого многоугольника, между вершинами которого включены пары встречно-параллельно соедипенных вентилей 16--17, 18-19, 20--21, 22-23, 24-25 и 26-27. На етаторе двигателя вдоль воздушного зазора е интервалами в фазную зону (для фиг. 1 - в 30 эл. град.) закреплены 28-33 положения ротора. На роторе в плоскости датчиков 28-33 закреплены два ферромаппггных сегмента 34 и 35 по 30 эл. град, каждый, которые разнесены один от другого на л эл. град. Нередняя кромка одного из сегментов, например ceiMcirra 34, смещеиа в сторону отставания относнтельно оси обмотки возбуждении на угол 011 1 ключения Beirnuieii Hi 17 пабегающей ветви, примернее равный 5- 7 эл. град. В двух точках якорной обмотки 4-15, отстоящих одна от другой на эл. град., например в секциях 4 и 7, включены первичные обмотки трансформаторов тока 36 и 37. Их вторичные обмотки соответственно через усилители 38 и 39 нодключены к одним из входов схем И 40 и 41, к другим входам которых соответственно через схемы ИЛИ 42 и 43 нодключены входы двух грунн датчиков 28-30 н 31-33 положения ротора. Выходы схем И 40 и 41 обьединены и подключены к объединенным входу инвертора 44 и одиому из входов схемы ИЛИ 45. Кроме того, выходы усилителе 38 i 39 соответственно через две 5ыпрям1 тел) 46 инвертор 47 и выпрямитель 48 - - инвертор 49 1одключепы к двум вxoдa 5 И 50, выход которой подсоеди е 1 о второму входу ИЛИ 45. Выходы инвертора 44 схемы ИЛИ 45 подключен) к объед1 е 1 Ь м вторыл входам соответственно двух гру схем И 51-62 - нечетных 51, 53, 55 ... 61 четн1лх 52, 54 ... 62. К од юименным 1ервь м входам схем И 51, 52, 53, 54, 61, 62 ) ды соответствуюншх датчиков 33 --28. схем И 51-62 через формирователи (53--74 унравляюи1,их импульсов подкл оче пл ко входным дег1ям своих )1х ве 1тиле1 16---27. При НОДКЛЮЧе ИИ обмОТК 1 ВОЗбуЖДО Я К сети неремеп 1ого на ряжен 1я LJi протекающий по ней первич 1 Й ток д 1 гателя создает в его МаГ 1 1ТОНрО(Де y.), ма НЫЙ поток, который i ОбмОТке 4-15 нереме 1 ую э.д. е. 2- Иоследо 5ательность включе1П 5 вентилей 16-27 обуеловлена датчиками 28-33 1 оложе 1 1я ротора. Датчики 28-33 и логические схе.мы 40- 45, 47, 49-74 во включенном состояни вырабатывают выходные г1ОЛО}К тельные панряжеoil ал;пл ггул1. ()ча) nxi;ij;i.:Mi схем -10 -Г 45 Г)1;- 7-1 :;;Лл1С): ci iuc 1:(;л()к c.)ii:,ic 1:;1И), а 5;;М ;;1О:а() о -)ицатсл) 1;ул:). /1,ля И1 всрторов 44, 47 и 49 ИХ( .; ;К; ОЧ;иО1;1, i aПpЯЖe П Я И 5 ВЛЯются :; :1:;яже :ия, , а (ll(i : :iПО/ :/К ТеЛЬ 1Ь С. c, Ч-Л1 о8 ( /59 п)С() диух1 оляр i(JC ;|,) сменяемое ()Диос (})1)рмат()ров (Я-;а 36 и 37 i д ухполяр ое (), lu; (|)( с остоЯП 10 аМПЛ 1 уД011 с СОХраНС ИСМ М()() (())азь) ерехода его через нуль. j, 3 ВКЛ ОЧеН ов 1(); ожсиия ротора, 22 1 23 своей iu:ii5 образом. 15,1лоД)()е )а1) 33 па |;одкЛ О. к ему )е входь од liiHMC lll j X СХСл И Г) 1 52. Ьа 5Т1)р,С Хем и, оГг))е i Ijjy 1), ОЛОЖ С-ль 1()е 1 апряжс е подается но с;1еду О 1и1.м . сякч-1Ч) 1ра сформа ор) 3() i 37 чс11ез yc Ki;r x iii 38 ) 39 1(}ддерж 1ва от i закрытом c(Jcтoяпии схемь И 40 i 41, улев)е аПр}:же ПЯ К{) . )j) 4-1, положите; ; П(;е ()е 1 а ряже С котор()Ч) осту;1ает а (;бъед 1 1е 1))е вход) ;ечстнь;х схем И 51 01. Кроме того, iyjie 5ij e ;ь:х( си паль уси.иггелеГ 38 39 сио ветс 1 С пи) через .мители 46 и 48 |;л,)ча1()Т лписрторь 47 л 49, )р)с и1;1Х1) :;()ложител))м;1 а|1ряже; ия i;; ,П()()т схему И 50, а с ее 1я,1Х()да через гхему ИЛИ 4i п(),л()()е 1апряже 1с иоcTyiiaci i;;i ()6)C:uii e i i)e схем ; 52 (;2. Таким образом, схсм1л II 51 и 52 вкл 0-;ат:)Си i pa3pei ia ) о ч-:рыва П1е е 1;1Лсм 22 и 23. ilycii, М1П())(; зпачеиие апряЖе Я /: (бус,а13,.ает и , a p Iмср, -; iic), а в точке ячорпоГ ()(1 4 15. Я1;ор п п 1 ток -2 течет io iien i;i;o 22, )а;де:1яяс) () параЛЛС. ЯК()) обмОТКИ 10, 9 ... 5 ; 11, 12, ... 15, 4. тока /2 созда отся соответству а р5 же 1 я а выходах 6 1 37 и далее ус 1ли елей ЗН 3) п С).(). iапряже П я на выходах ) 4() 48, КОТОр)е В з КЛ10ча от пп15срторь 47 и 49, а через их п схему И 50. этом датчик 33 через t лОму ИЛ1 | п;1Д отав; И1 ает к иключе И О с.с.у 11 4 по одному 13 се 5ходо. В) а 1ряжеппс с )а сформатора i-ока 37 (к ()М С.ЧучаС 1() еЛ)ОЙ 1().) 1ОСТуliac через ус 1литес 39 ia в орой вход схемь и 41, (ггк)ывает ее, через схему ИЛИ 45 а 1)бьсд е пые ходы схем И 52, 4, ... 62 ; образом оддерж вает схему И 52 открыто, а через нее и формиропатель 64 и вентиль 22 до тех пор, гока не нл ен11Гся поляриоетг, тока (::, При этом положительное выходное напряжение с.хемьт И 41 выключает ннпертор 44, нулепьп напря ке11ие которого поддерживаются в пьп лючепппм соетоянии ехемы И 51, 53, .,. 61 по нх об1 едпненньп: входам и да.тее формнрователч (33, 65, ,,, 73 i нечетные вентнлн, в том числе н вентиль 23. R следуюн1,нн нолупериод якорного напряжения /Го и тока (2, пока (2 0, также создаются условия для открытия обоих вентилей 22 н 23, а затем е появлением тока ; другого нанравле1П я через вентиль 23 схема упрагктения снимает открываюнюе напряжение е пентцля 22 и поддерживает открытым вептиль 23, После поворота ротора ппот; в асово ; етрелки на угол В , сигнальный (сегмент) 35 вместо чувгтвител)Ного элемента (датчика) 33 включает чхпствительный элемент (датчшО 32, котооьп в описанной последовател1)Поети включает и выключает венти,1и 16 и 17 своей , СкоростГ) повыпяется до тех нор, пока вра паюпи;й ие уравповееится м(1мептом иагрузкп, Непрерырлое измерение (Ьазы якорно1о тока в данной осуществляется посредством двух транс4)орматоров тока 3R и 37, вкдючепных в якорную обмотку 4---15 со друг от дру1а па со схема :и, ,естг,ля;опдимн с л:л1фоза|ие пх В1)1ходпых напряжений в функчии иоложения ротора. Поелетиее осуп1е твляю доцпсские схемгл 40 43 нг) KO.raHnaN с дг-.тчико. 28 33 положения ротора. На фиг. 2, а с ддя определенпой скорости враик-НН;; потора ипиведепы диаграм пл выходнь.х паппяженнй .татЧ11 ов 33 -28 положения ротора. На фнг. 2 ж представлены дла.грамм-л ЯКОРН ЛХ наипяжопий /Гп (опережак)И1ая крииая) и Toia в коордниатах ротора. Пх oci опдин.тг совпадает с осью об откн 1 возбужден;1я и вран1ается вместе с ротором дв.и атедя. Выходн-ле же напряжения трансформатгтов тока 36 и 37, преобразованные и. чтелями 3R (см. (Ьиг. 2,) и 39 (см. фиг. 2.м. являются диaгpa I iaми якорного тока i-. в коорд патах статора, оси ординат которьгч проходят чере.ч якорной обмотки и напядлел -:ны ее ге--;HHi. ПОЭТОМУ днагра :ы па фиг 2. г/...), кр(1ме переходов срез Hy, f. /,. co v-iioT-CTByioHUIX тока . имеют TI -олярпостп, соотве .гствуюптпе пер; - Г;М оси обмотки 1 1К1збуждспия через нанрав.., псппенднкулярные к осям коорлипат. слорпо /11 и /1, /о, /:,:. Схемы П 40 li 4 -п соответств чо1пие участки /о-Д,Г/,-,о: ...-(/о и /, --/,: /,„-/,,; ...(Н), достаточно удале гные от коммутационных процессов секний 4 (с моуритов вк.дгочения датчика 32 /:, /;,-, ,,,) и 7 (е моментов включення датч1;ка 29 -- /2, , ,..). На обт сднненных выходах схем Н 40 н 41 эти участки (К) н (П) суммнру|отся в непрерывный сигнал (0), которьп также является диаграммой якорттого тока fo R координатах статора с осью ординат, перпендикулярной к оси датчнка 33 и 15етви вентилей 22 н 23, Поэтому нрн пересечени осью обмотки 1 возбуждения оси датчика 33 сигнал (0) изменяет фа,чу на ,т эл, гра.д. Pacc :oтpи коммутаплпо двигателя в двух реж;имах. якорные напряжение з ток ;;-. созпалают по полярпости (t-) и когда Пусть сптуапля, изображенная па фиг. I, возникла прн опредеденной скорости врапхення в момент ff, (ем, фиг. 2). Якорное напряжение Е: имеет плюс в верхне н Nninyc в нижией точке обмотк1г 4-15. Включены датчнк 33 и вентиль 22. По .ме новорота ротопа на угол в.: сегмент 35 включает датчнк 32, выходное напряжение которо-о поступает на спаренные входь схем Н 53 п 54 п через схему НЛП 43 на вход схемы П 41, на второй вход которой продолжает поетупать по,тож1ггельное нанряженпе трансформатора тока 37 через уеплнтель 39 (см. фнг. 2, ./). При этом Н 41 открывается п ее В111ходное напряжение через схел1у 1-1ЛН 45 поступает на объединенные входы етпьх схем Н 52-62, чем оеуп1ествляется откпытне П 54 и далее формирог ате,я 66 и р.ептиля 16. Нивертор 44 оетаетея з.а1-.рытым и своим п лев1з1м выходом но o6i)едипеипым вхо.там ехем 51-61 ноддерживает пх в закрытол; соетояпин. Хотя с ТОГО же (f-- снимается управ,тяюniee Т1апряжение со входа сбегаютцего вентиля 22 вь)Ключеп1 См датчнка 33, якорный ток : п; чичает распределяться междл двумя откры-ы -п ветвяли вептилей 22 и 16, эксноненпна, етремяст в каждой из пнх примерно к евпемх по,1овн7 о- П значению, в вентиле 16 нарастая от нуля и в вентиле 22 уменьшаясь от потного значения тока /;. Кроме того, в |-;оит -ре закорочепых секнпй 4. 16, 10 и 22 начннает пипкулиповать коммутатиюнпый ток il,-, обусловленньпй напряжениями секний 4 и 2 Папрп;Т1ение тока , ,,- показано па фнг. 1 ункт1 рпой линией, где видно, что он течет встречно T-rpoBo.uMocTH сбегаютн.его вентпдя 22. , как только ток , .;. который возплстает с ;омспта включения вентиля 16 (/.:), РаП1яется е хмепипаюнейся долей якорного тока в ве1ггнле 22. послед1П Й закрывается. Так осуп1есгвляется естественная коммутанпя (вы-;лючение) сбегаюиил: вентилей двигателя. Пуст, изображенная на фиг, 1 еитуация воз1П Кла в молент fi-2 (см. фнг, 2), при котором якорное 1апряжепне 2 уже изменило свою олярноеть. Так как к моменту полярность ока /J не п.змепиляеь, то пронеес включения

вентиля 16 по элементам схемы уиравленпя ничем не отличается от рассмотреппого. Для вентиля 16 EZ япляетгя обратным напряжением, поэтому он не включается, а ток ь спадя,ет до нуля в вентиле 22 к моменту . В iii: тервалах разнополярности Е и гз о-/л, п- -м осуществляется запрет включения п набегаюш,их ветвях вентиля 17 протнпоноложно проводнмости по отиошенню к сбегаюн1,ему вентилю 22. Так как в случае включения вентиля 17 образовался бы коммутационн)ГЙ контур: секция 4 - вентиль 22 - секция 10 - пентнль 17, в котором под действием напряженцн сбкций 4 и 10, совпадающих с напряжением Ei, создался бы ток i,;, совиадак)ни1Й по ланравлеппю с током сбегающего вентиля 22, последний не закрылся бы до следуюн1ей смены полярности шанряжения Е, т. е. нроизонгелбы срыв коммутации.

Использование схемы управления, состоящей из трансформаторов тока и логических элементов, нозволяет получить унравлсппе включением набегающих вентплей в функции углового положения ротора н фазы якориого типа и тем самым обеспечить достаточно устойчивую коммутацию двигателя во всех его режимах.

Достоинства предлагаемой схемы двигателя проявляются тем сильнее, чем на большую выходную мощность он выполнен, так как габариты и стоимость схемы управления незначительно зависят от выходной мощностн дннгателя, а выигрыщ но силовым вентилям нрактически пропорционален выходной мощности двигателя.

Ф о р м у ;i а н з о б р е т е н и я

ренульсионный uiii многофазную вторичвьпюлненную но схеме з; мк1;ут()го многоугольн ка, между вернлгна rli которого р.ключсны нары встречно-парал;u iiii:o спелниениых ве1ггилсй, управляюигие

КОТОрЬТХ СОСД1НеНЫ с ЧуВСТВИТеЛ Л1ЫМИ

элементами датчика положения ротора, отлич а К) IU II ii с я тем, что, с нелыо уме11ьще)1пя псса н габарито Д15игателя и расширения об;ia;TH ео применения нутем новьинеиия коммута11нонно 1 устоГгчнвости при частотах враHiciuHi, блн-;ких 1:лч нрепыншющих частоту ичтаюн1е:-о напряжения, чувствительные эледатчикп соеди11ены с управляющими не тнрнсто юв од)1ого проводян1,его панрав; че|1е: первые входы одной нз двух групп М, вторые входы одпой из групп соедис выходом измерителя фазы якорного через пеп1и;ортнруюпип 1, а другой груп- через Н1 вертир}иощнй каскад. Дг.щ-атсл. по н. 1. отличающийся что нзморител, фазы якориого тока выполнен в виде Д1Пх датчнков тока, разнесенных один от другого ие , чем на две фазг:ь е зоньк причем выходы датчнков тока с()од1П1ены со входами каскадов через устройство бло -;ировки по положению ротора, осуН1естсляюи1ое г:одключенне датчика тока, наиболее удалепиого от коммутациоиной зоны.

припятые во 02k 29/04, 1972. 2. Лвт. СП. № 302791, кл. Н 02k 29/04, 1969,

53

Я Y т i I i и «

- t

- t

- t

Похожие патенты SU532158A1

название год авторы номер документа
Устройство для пуска многофазного вентильного электропривода 1972
  • Лозенко Валерий Константинович
  • Санталов Анатолий Михайлович
SU616701A1
Однофазный вентильный репульсионный двигатель 1974
  • Зиннер Лев Яковлевич
  • Кропачев Георгий Федорович
  • Соколов Юрий Георгиевич
SU541248A1
Многодвигательный электропривод 1981
  • Лозенко Валерий Константинович
  • Тимофеев Владимир Ильич
SU1001420A1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1990
  • Михеев Ю.Ф.
  • Лапа А.Е.
  • Пахомов С.Л.
  • Янущик И.А.
  • Мельников Б.А.
  • Нисневич М.З.
RU2012991C1
Вентильный электродвигатель 1986
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Данилевский Аркадий Васильевич
SU1387126A2
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЬНЫМ ЭЛ ЕКТРОД ВИ ГАТЕЛ ЕМ 1971
SU307476A1
Способ управления вентильным электродвигателем и устройство для его осуществления 1990
  • Великанова Ольга Ивановна
  • Миндра Петр Владимирович
  • Найденко Александр Игоревич
  • Шапарева Светлана Николаевна
SU1823082A1
Вентильный электродвигатель 1981
  • Серков Олег Александрович
  • Шепелин Виталий Федорович
SU970578A1
Вентильный электропривод 1981
  • Шепелин Виталий Федорович
  • Серков Олег Александрович
  • Сушенцов Анатолий Анатольевич
SU987770A1
Устройство для управления вентильным электродвигателем 1985
  • Иванов Александр Александрович
  • Катаев Владимир Иванович
  • Лозенко Валерий Константинович
  • Лаптев Александр Александрович
  • Койков Виталий Евгеньевич
  • Шалагинов Владимир Федотович
SU1302413A2

Иллюстрации к изобретению SU 532 158 A1

Реферат патента 1976 года Однофазный вентильный репульсионный двигатель

Формула изобретения SU 532 158 A1

SU 532 158 A1

Авторы

Зиннер Лев Яковлевич

Скороспешкин Алексей Иванович

Соколов Юрий Георгиевич

Ушмаев Виктор Александрович

Даты

1976-10-15Публикация

1974-12-30Подача