1
Изобретение относится к области машиностроения, и касается приводов стартеров для запуска двигателей внутреннего сгорания.
Известен привод стартера, содержащий корпус с расположенными в нем храповыми полумуфтами, закрепленными на установленной на винтовых шлицах вала направляющей втулке и шестерне, вспомогательную фрикционную муфту, ведущий элемент которой соединен с корпусом, а ведомый с щестерней, и буферную пружину.
Этот привод содержит больигое количество деталей, имеет больщие размеры и вес, что требует большого расхода материалов и большой трудоемкости при изготовлении.
Для снижения трудоемкости при изготовлении в предложенном приводе корпус соединен с направляющей втулкой шлицами, а буферная пружина расположена между корпуса и фрикционной муфтой, например дисковой, и опирается на нажимную втуку, снабженную буртиком, ограничиваютцим перемещение храповых полу муфт.
Шлицев08 соединение направляющей втул
ки и корпуса может быть вьтолнено винтовым с направлением, противоположным направлению винтовых шлицев вала стартера.
Для осуществления продольного перемещния шестерни относительно корпуса в ведомом диске фрикционной муфты выполнено оверстие по форме наружного контура шестерни.
Предложенный привод изображен на чертеже.
Привод содержит вал 1 который имеет цилиндрическую часть 2 и шлииевую часть 3 с винтовыми шлицами. На цилиндрической части 2 вала 1 установлена шестерня 4 с возможностью продольного перемещения и вращения на нем. На торце шестерни, обращенном к шлицевой части 3 вала 1 закреплена ведомая храповая полумуфта 5 храповой муфты свободного хода. Зубья ведомой полумуфты 5 взаимодействуют с зубьями ведущей храповой полумуфты 6, закрепленной на направляющей втулке 7, соединенной с валом 1 винтовыми шлицами. На наружной поверхности направляющей втулки 7 имеются шлицы, которые взаимодействуют с соответствующими шлицами втулки 8 выполненной за одно целое с днищем 9 корпуса 10, Шлицы могут быть Бьшолнены винтовыми с направлением, противоположным капразлению винтовых шлицев вала стартера. На наружной поверхности направляющей Бтулки 7 между замковым кольцом 11 и втулкой 8 размещена шайба 12, В корпусе 10 со стороны шестерни 4 имеются пазы 13, в которые входят выступы 14 ведущег;:: диска 15 фрикционной муфты. Ведущий диск 15 закреплен в корпусе 10 посредством замкового кольца 16, Между ведущим диском 15 и замковым кольцом 16 расположен ведомый диск 17 фрикционной муфTbi, которь:й сопряжен с шестерней посредством отверстия, выполненного по форме )ужного контура шестерни. Лепестки 18 веаомогс диска 17 фри; ционной муфты ограничивают шестерни 4. Они могут быть элементами отверстия ведомого диска 17, которое выполнено по форме наружного контура 1.иестерки. Внутри корпуса 10 установлена нажимная втулка 19, наружная отбортовка 20 которой прилегает к ведущему диску 15, внутренним буртиком 21 нажимкой втулки 19 и ведущей храповой полумуфтой 6 предусмотрен зазор, неско,лько больший, чем величина зацепления храповых полумуфт 5 и 6. Буферная пружина 22 размещена внутри корпуса 10 между днишем 9 корпуса и наружной отбортовкой 20 нажимной втулки 19 и прижимает ведущий диск 15 и ведомый диск 17 фрикционной муфты к замковому кольцу 16, На валу 1 установлено упорное кольцо 23,
Шлицевое соединение вала 1 и направляющей втулки 7 может быть прямым. Соединение между втулкой 7 и корпусом 10 должно быть винтовым, причем направление винтовой линии шлицев должно совпадать с направлением вращения шестерни (если смотреть со стороны, направляющей втулки 7). Привод работает следующим образом. При включении стартера рычаг (не показан) давит на днище 9 корпуса 10 и перемещает привод вдоль вала в сторону зубчатого венца маховика запускаемого двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Шестерня 4 привода входит в зацепление с зубчатым зснцом маховика ДВС и перемешается до упорного кольца 23. После этого происходит замыкание главных контактов стартера, и шестреня 4 привода начинает прокручивать венец маховика ДВС. При этом вращение с вала 1 передается направляющей втулке 7, затем ведущей храповой полумуфте б, от нее ведомой к храповой полумуфте 5 и соединенной с ней шестерне 4,
Если при перемещении привода зуб шестерни 4 упрется в торец зуба венца маховика, продольное перемещение шестерни 4 и направляющей втулки 7 прекратится. В то же время корпус 10 и связанные с ним детали - ведущий диск 15 фрикционной муфты, ведомый диск 17 фрикционной муфты и замковое кольцо 16 - продолжают перемеЕ.ение под воздействием рычага, сжимая буферную пружину 22, Нажимная втулка 19 и буферная пружина 22 перемещаются в сторону венца маховика двигателя только на величину зазора между внутренним буртиком 21 нажимной втулки 19 и ведущей храповой полумуфтой 6, после чего движение нажимной втулки прекращается, а буферная пружина 22 продолжает перемещение под воздействием рь)чага на дниию 9 корпуса 10. После полного сжатия буферной пружины 22 происходит замыкание главных контактов стартера, вал 1 стартера начинает вращаться, упор зубьев шестерни 4 и зубчатого венпа маховика ДВС устраняется, а буферная пружина 22 обеспечивает перемещение шестерни 4 вдоль вала стартера до упорного кольца 23.
После того, как двигатель начинает самостоятельную работу, венец маховика сообщает шестрене 4 скорость, большую, чем скорость вала 1, вследствие чего зубья храпоБых по,лумуфт 5 и 6 начинают проска,льзывать. Одновременно ведомый диск 17 фрикционной муфты увлекает ведущий диск 15 фрикционной муфты, а последний через выступы 14 поворачивает корпус 10, который, в свою очередь, через шлипевое соединение поворачивает направляющую втулку 7. Так как направляющая втулка 7 соединена с валом 1 винтовыми ашицами, этот поворот сопровождается осевым перемещением направляющей вту,1ки 7 от венца маховика, при этом храповые полумуфты 5 и 6 разъединяются, а ведущая храповая полумуфта 6 упирается во внутренний буртик 21 нажимной втулки 19. После этого ведомый диск 17 фрикционной муфты проскальзывает относительно ведущего диска 15 фрикционной муфты до тех пор, пока стартер не будет выключен.
Если в процессе запуска двигатель заглохнет, до того как стартер будет выключен, шестреня 4 притормозит корпус 10 при помощи дисков 15 и 17 фрикционной муфты. Корпус 10 начинает притормаживать направляющую втулку 7, которая при этом свинчивается с вала 1 и перемещается в направлении к шестерне 4 до тех пор, пока зубья ведущей храповой полумуфты 6 не сцепятся с зубьями ведомой храповой полумуфты 5 и не начнут передавать вращение от вала 1 к шестрене 4.
Формула изобретения
1. Привод стартера для запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с расположенными в нем храповыми полумуфт ми, закрепленными на установленной на винтовых шлицах вала направляющей втулке и шестерне, вспомогательную фрикционную муфту, ведущий элемент которой соединен с корпусом, а ведомый - с шестерней, и буферную пружину, отличающийся тем; что, с целью снижения трудоемкости при его изготовлении, корпус соединен с направляющей втулкой шлицами, а буферная пружина расположена между15
днищем корпуса и фрикционной муфтой, например дисковой, и опирается на нажимную втулку, снабженную буртиком, ограничивающим перемещение храповых полумуфт.
2. Привод по п. 1, отличающийс я тем, что шлицевое соединение направляющей втулки и корпуса вьшолнено винтовым с направлением, противоположным направлению винтовых щдицев вала стартера.
3, Привод ПОП.1, отличающийс я тем, что, с целью осуществления возможности продольного перемещения шестерни относительно корпуса, в ведомом диске фрикционной муфты выполнено отверстие по форме наружного контура шестрени.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Устройство для автоматического сцепления и расцепления шестерни стартера с венцом маховика двигателя | 1946 |
|
SU69511A1 |
Привод стартера для двигателя внутреннего сгорания | 1974 |
|
SU638278A3 |
Приводной механизм стартера | 1976 |
|
SU1012803A3 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2449165C1 |
Муфта свободного хода стартера | 2018 |
|
RU2680878C1 |
Муфта свободного хода | 1972 |
|
SU472515A3 |
ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
SU1834414A1 |
Храповая муфта свободного хода | 1990 |
|
SU1754971A1 |
,. о 22 1027 W S I I 20 W17 .,. 11/
Авторы
Даты
1977-01-25—Публикация
1974-05-08—Подача