1
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к приводам стартеров для запуска двигателей внутреннего сгорания.
Известны приводы стфтера длз двигателя внутреннего сгорания, содержащие ведущую втулку, связанную через храповуго муфту свободного хода, имеющую торцовые зубья, с шестерней. Для осуществления зацегщения шествии , с зубчатым венцом двигателя внутреннего сгорания на ведущей втулке установлена буферная пружина Ij . Приводы старт а такого типа недостаточно надежны в силу того, что они не исключают возможности нения стартера в то время, когда шестерня привода еще не вошла в зацепление.
Известны также приводы стартера для двигателя внутреннего сгорания, содержащие размещенную в корпусе ведущую втул ку, установленную на шлицах вала, и храповую муфту свободного хода с торцовыми зубьями. Ведомый элемент муфты жестко соединен с шестерней, а ведущий - с промежуточной втулкой, расположенной на
винтовых шлицах ведущей втулки и поджатой буферной пружиной к ведомому элементу муфты, смещение которого относительно корпуса ограничено «стопорным элементом 2 .
В приводах этого типа исключена возможность включения стфтера до того, как шестерня войдет в зацепление с зубчатым венцом двигателя.
Однако в таких приводах имеет место проскальзывание зубьев храповой муфты свободного хода к отсутствует их полное сцепление в момент начала вращения стартера. Проскальзывание зубьев муфты приводит к их повыш€)нному износу и перегрузке деталей привода и стартера.
Целью изобретения является повышение надежности зацепления зубьев храповой муфты свободного .хода, а следовательно н привода в целом.
С этой целью ведущий элемент муфты связан с прометкуточной втулкой прямьши шлицами и поджат к ведомому элементу муфты дополнительной пружиной. Дополнительная пружина может быгь расположена мшкду корпусом и ведущим элементх м муфгы. Усилие дополнительной пружины можег быть больше усилия буферной пружины, предпочтительно в 1,5-2,7 раза. На чфтеже показан примф выполнения привода стфтера для двигателя внутреннего сгорания. Описываемый привод состоит из корпуса 1, ведущей втулки 2, храповой муф ты 3 свободного хода и шестерни 4. Корпус 1 состоит из двух частей 5 и 6, прижимаемых олна к другой на поверх ности 7. В части 5 корпуса при помощи стопорншт} кодьиа 8 закреплен демпфер 9. Ведущая втузта 2 ycraaoanefja появиж но на гфямых шлицах 10 вала 11 сг.ар- гфа. На наружной поверхносги ведуи еШ вгулки 2 имеются винтовые шлицы 12, В отверстии 13 .ведущей вгулки 2 жестко закреплена втулка 14. Храповая муфта 3 свободного хода сО стоит иэ ведущего:, элемента 15, на наруленой поверхности которого выполнены прямые ишицы 16, взаимодействующие с сздответстгзующими шлицами промежуточной Втулки 17. Промежуточная втулка 17 име ет винтовые шлицы, сопряженные с вкнто вымн шпиками 12 ведущей втулки 2. Beиомый элемент 18 муфгы 3 выполнен за одно целое с шестерней 4 и установлен на втулке 14 с возможностью вращения и осевого перемеидения. Смещенке ведомо го элемента 18 му1})ты 3 внутри корпуса 1 ограничено стопорным элементом 19, выполненнытл в виде кольца. Ведущий 15 и ведомый 18 элементы муфты имеют торцовые пилообразные зубья 2О, благодаря которым муфта 3 может предавать крутшдий момент только в одном направлении. Ведущий элемент 15 муфты 3 под жат к ведомому элементу 18 через промежуточнувэ втулку 17 буферной пружины 21. Ведущий элемент 15 муфгы 3 до полнигетьно поджат к ведомому элементу 18 через чашку 22 дополнительной пружи ной 23, расположенной между корпусом 1 и ведомым елементом 18 муфты. Усилие дополнительной пружины 23 превышает усилие буффной пружины 21, предпочтительно в 1,5 - 2,7 раза. Внутри шестерни 4 установлен центробежный механизм 24, предназначенный для разъединения торцовых зубьев 2О поо ле запуска двигателя. Работа привода crapToj3a осущесгвлйегся следующим образом. Для запуска двигат&ггя привод под действием рычага (на черт, не показан) перемещается и шестерня 4 входит в зацепление с венцом маховика двигателя (на черт. Не показан). После ввода шестерни 4 в зацегшение, крутящий момент с вала 11 стартера передается на ведущую вгулку 2, промежугочнуто втулку 17, ведущий элемент 15 муфты 3, а через него на ведомый элемент 18 и на шестерню 4. Пооле запуска двигателя шестерня 4 и ведо мый элемент 18 муфты 3 вращаются быстрее ведущего элемента 15, Благодаря аза1 модействию наклонных граней зубьев 20, элемент 15 аеремещаегся влево, ггри этом эубьл 2О ведомогх) 18 и ведущего 15 элементов разъединяются. После этого центробежный механи&м 24 уде жиВаег аубья: 2О в разъединенном состойнии В случае, если при движении привода в напраьпенин зацепления зуб шестерни 4 попадает в зуб венца маховика, перемещение .шестерни 4, ведущего 15 и ведомого 16 элементов муфгы 3 и промежуточной втулки 17 фекрагйтся. Сдкшсо корпус 1, (зйдущая. втулка 2 и детали, связанные с ними, продолчсакзт перемещаться. Осевое перемещение втупк-и 2, благодаря вннгоБым шяЕцам 12, вызывает проворачивание промежуточной вгулкн 17 и сакэанного с ней ведущего элемента 15 ыуфгы 3, а, следовательно н соединенного с ним аубь&ил 20 ведомого элемента 18 и шестергш 4. Это врашение будеГ: продолжаться до тех пор, пока зубья шеогерни 4 на займут положение против впаД1гн маховика. После этого шестерня 4, ведомый 18 и ведущий 15 элементы муфты 3 воадейсгвием дополнительрюй пружины 23 начнут перемещаться в сторону венца маховика двигателя. Дополнительная пружина 23, так как ее усилие превышает усилие буферной пружины 21, обеспечивает в этот момент надежное зацепление зубьев 20 храповой муфты 3 свободного хода. Вслед за этим происходит включение стартера и привод начинает работать как описано вы.ше в том случае, когда шеотерня сразу входит в зацепление с венцом маховика двигателя. Повьпиениая надежность зацепдения зубьав храповой муфты свободного хода позволяет повысить надежность работы привода и снизить ударные нагрузки, на детали привода и стартера.
зобреге {ия
Формул
i. Привод ствргера для двигателя внутреннего сгорания, сод жащий размещенные в корпусе ведущую втулку, установ- 5 леннуто на шлицах вала, и храповую муфту . оэободного хода с торцовыми зу6ьяк1И, ведомый элемент которой жестко соединен с ше :терней, а ведущий.- с промежуточной втулкой, расположенной на винтовых ишицах ведущей- втулкии по1вкатой буферной пружиной к ведомому элементу муфты, смещение которого огносительно корпусе ограничено стопорным вггемейтом, о т л и чающийся тем, что, с целью повы- 5 шення надежности, ведущий элемент муфты связан с промежуточной втулкой прямыми
шлицами и поджат к ведомому элементу муфты дополнительной пружиной.
2.Т1ривад по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что дополнительная пружина расположена между корпусом и ведущим элементом муфты.
3.Привод по пп. 1и 2,отличак щ и и с я тем, что усилие дополнительной пружины превышает усилие буферной пружины, например в 1,5 - 2,7 раза.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Патент США № 3.114.27О, кл. 74-6, 1961.
2.Патент США N9 3.263.509, кл. 74-6, 1963.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод стартера | 1974 |
|
SU543777A1 |
Привод стартера для запуска двигателя внутреннего сгорания | 1973 |
|
SU735818A1 |
Приводной механизм стартера | 1976 |
|
SU1012803A3 |
Муфта свободного хода стартера | 2018 |
|
RU2680878C1 |
Устройство для автоматического сцепления и расцепления шестерни стартера с венцом маховика двигателя | 1946 |
|
SU69511A1 |
Храповая муфта свободного хода | 1974 |
|
SU521412A1 |
Приводной механизм стартера для двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1103009A1 |
Привод электростартера | 1979 |
|
SU806891A1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2449165C1 |
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Авторы
Даты
1978-12-15—Публикация
1974-12-09—Подача