Изобретение относится к области электромашиностроения, к разделу взрывобезопасных электрических машия.
Известна закрытая обдуваемая асинхронная электрическая машина, ротор которой охлаждается потоком наружного воздуха, проходяшего по аксиальным каналам в его пакете. При этом ротор Снабжен трубками, один конец которых размешен В указанных каналах ротора, а второй - в отверстиях дисков, установленных внутри электрИческой машины, |на валу, с обеих сторон ротора и служащи.х В качестве элемента уплотнения полости статора 1.
Такая электрическая машина не может использоваться во взрывоопасных помешениях всех классов.
Известна также электрическая машина взрывобезопаонОГо исполнения, в которой внутренние конструктивные элементы охлаждаются воздухом внутренней циркуляции, не обеспечиваюшая эффективного охлаждения активных элементов 2.
С целью повышения эксплуатационной надежности, в предлагаемой электрической машине ротор и диски соединены между собой цилиндрическим элементом с образованием кольцевых камер, заполненных жидким хладагентом и сообшаюшихся между собой с помощью дополнительных аксиальных каналов, выполненных в роторе, а именно в его стерж.нях или зубцах. Причем в уплотнительных дисках, внутренние торцовые поверхности .которых выполняются коническими, устанавливаются
разгрузочные клапаны.
На чертеже изображена электрическая машина взрывоб|езопасного исполнения в продольном разрезе.
Ротор электрической машины снабжен
трубками ,/, один конец которых размешен в аксиальных каналах 2 шихтованного пакета ротора 3, а второй - в отверстиях дисков 4, установленных на валу 5 с обеих сторон ротора. Ротор 3 и диски 4 соединены между собой цилиндрическим элементом 6, диаметр которого больше наружного диаметра кортгйозамькаюШИх колец 7 пакета ротора. Утомянутьге детали образуют с поверхностью 8 пала 5 герметичные кольцевые замкнутые по
лости 9, заполненные жидким хладагентом, г, которых размеше Ь короткозамкнутые кольца 7 клетки poToipa и трубки }.
В стержнях 10 шихтованного пакета ротора или Между его пазами могут быть выполнены донолаительные аксиальные каналы //, при помощи которых объемы кольцевых замкнутых полостей 9, размещенные ло обе стороны пакета ротора 3, сообщаются между собой. Вентилятор 12 осушествляет циркуляцию
нарулшого воздуха ви в;1утрен;неи полости машины.
При работе электр1ической ташкны Б номинальном и «естационарнОМ режимах жидкий хладагент под действием центробежных сил и сил Инерц.ии растекается :по внутренней паверхиости дил/индр«ческого элемента 6 и торцозым поверхностям шихтованного пакета ротора 3, дисков 4 и поверхностей вала, омывает короткозамкнутые кольца 7 и передает тепло трубкам /, продуваемым наружным воздухом от вентплятара 12 или охла 1сдаемых лроточлой 1ВОДОЙ, что обусловл.ивает интенсн)Вioe и рявнОМерное отведение тепла от мест его генерирования с высоким коэффициентом теплоотдачи и, следовательно,, снижает температуру nOiBepxnocTH а ксиальных .каналов ротора.
При остановках электрической машплы тепло от |Корот«озам;к:нутых ко.Лец и стержней ротора передается жидкому хладагенту, благодаря чему обеспечивается уменьшенпе роста температуры на поверхности аксиальных каналов, « что позволяет выполнить электрическую машину отвечающей требованиям взрывобезопасности по температуре поверхностей аксиальных Каналов пакета ротора и охладительных трубок.
Для регули.р.ования давления в кольцевых камерах в уплотнительных д.иаках устанавливаются разгрузочные клапаны 13. С целью организации напра1вленного движения хладагента в кольцевых камерах внутренняя торцовая поверхность М уллотнительных дисков выполнена конической.
Формула изобретения
1.Электрическая маШ(Ииа шзрьшобезопасного исполнения, содержащая ротор с аксиальными каналами Для нрохода охлаждающего воздуха, уилотнительные диски, установленные на 1ва.лу с обеих сторон лакета ротора, в которых закреплены трубки, сообщающиеся с упомянутыми каналами, отличающаяс я тем, ЧТО, с целью повышения эксплуатационной надежности, poTOip и диски соединены гмежду собой цилиндрическим элементом с образованием кольцевых камер, заполненных Ж1ИДКИМ хладагентом, сообщающихся между собой с помощью дополнительных аксиальных каналов, выполненных в роторе.
2.Электрическая машлна по п. I, отличающаяся тем, что дополнительные аксиальные каналы расположены в стержнях ротора.
3.Элбктричбокая машина по .п. 1, отличающаяся тем, что дополнительные аксиальные каналы расположены в зубцах ротора.
4.Электрическая машина по п. I, отличающаяся тем, что в дисках установлены разгрузочные .клапаны.
5.Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя торцовая поверхность уплотнителыных диско.в выполнена 1коничес1кой.
Источники информации, принятые экспертизой во внимание:
1.Авторское свидетельство СССР № 228765, Кл. 21 di 55/03, 1967 г. (прототип).
2.Авторское свидетельст во СССР № 125293, Кл. 21di 55/31, 1958 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор криогенной электрической машины | 1979 |
|
SU873332A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2277281C2 |
ОБРАЩЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2021 |
|
RU2769742C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ МАГНИТОПРОВОДА | 2004 |
|
RU2284627C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ | 1992 |
|
RU2043691C1 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
Самотормозящийся сдвоенный аксиальный асинхронный электродвигатель | 2017 |
|
RU2642435C1 |
Электрическая машина | 1979 |
|
SU838923A1 |
ДЕЗИНТЕГРАТОР | 2013 |
|
RU2541688C1 |
Авторы
Даты
1977-02-05—Публикация
1974-12-03—Подача