Трансформаторный датчик положения ротора Советский патент 1977 года по МПК H02K29/02 

Описание патента на изобретение SU550733A1

(54) ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА

ванный магнитопровод 6. Размер пазов и шихтованного магнитопровода вдоль оси датчика равен ширине одного статора. Шихтованный магнитопровод 6 выполнен так, что количество его полюсов равно числу пар полюсов обслуживаемого датчиком двигателя. Число радиальных пазов в массивном цилиндре равно числу полюсов шихтованного магнитопровода.

В конструкции датчика для четырехполюсного двигателя, показанной на фиг. 1, шихтованный магнитопровод имеет два полюса, размешенные в двух радиальных пазах.

Число пазов статоров зависит от количества элементов полупроводникового коммутатора обслуживаемой машины. Катушки 3 обмоток управления размешаются в пазах статоров 1, 2 и охватывают один зубец.

В каждом статоре соединен последовательно - согласно (см. фиг. 2) комплект взаимносимметрично расположенных катушек 3 в количестве, равном числу пар полюсов обслуживаемой машины (в случае датчика для четырехполюсной машины, показанного на фиг. 1, комплект, как следует из фиг. 2, состоит из двух катушек). Однако расположенные на обоих статорах комплекты катушек соединены последовательно - встречно. Выполнив по этому принципу соединение всех катушек 3, получим определенное количество обмоток управления. На фиг. 2 зажимы обмотки управЛенин обозначены «а-а.

Два диаметрально расположенных паза каждого из статоров делаются глубже остальных и частично используются для размешения обмотки возбуждения 4. Обмотка возбуждения 4 датчика состоит из последовательно соединенных (см. фиг. 2) катушек статоров и питается переменным напряжением высокой частоты. Частота питаюшего напряжения выбирается с таким расчетом, чтобы в промежуток времени, соответствуюший перемешению ротора на одно зубцовое деление статора, укладывалось несколько периодов пнтаюшего напряжения.

Датчик работает по дифференциальной схеме. Для обмоток управления, которые не имеют катушек, расположенных в статоре 1 напротив полюсов шихтованного магнитопровода 5, суммарная ЭДС равна нулю, т. к. равные по величине ЭДС, наводимые на катушках, принадлежаших разным статорам, взаимно компенсируются. В обмотке управления, катушки которой, расположенные в статоре 1, находятся напротив полюсов шихтованного магнитонровода, баланс ЭДС нарушается. На

выходе такой обмотки получаем управляющий сигнал.

В датчике индукция имеет заметную величину только под полюсами шихтованного магнитопровода 6. По основной поверхности зазора переменный магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения 4, почти полностью заглушается вихревыми токами в массивном цилиндрическом роторе 5. Вследствие этого магнитный поток, сцепляюшийся с катушками возбуждения, весьма мал, а следовательно, мала реактивная мощность, затрачиваемая на возбуждение датчика. Малая величина магнитной индукции в статорах приводит к снижению потерь в железе и, в свою очередь, к снижению потребляемой датчиком активной мощности. Кроме этого, баланс ЭДС обмоток управления, которые не имеют катушек 3, расположенных напротив полюсов магнитопровода 6, достигается с большой точностью.

Таким образом, за счет более эффективного действия дифференциальной схемы датчика при наличии массивного цилиндра в предлагаемом датчике увеличивается отношение полезного сигнала к помехе.

Формула изобретения

Трансформаторный датчик положения ротора, например для двигателя постоянного тока с полупроводниковым коммутатором, содержащий два одинаковых статора, в пазах которых уложены обмотки управления, соединенные между собой по дифференциальной схеме, и обмотка возбуждения, и безобмоточный ротор, отличаюшийся тем, что, с целью снижения потребляемой мощности и повышения отношения полезного сигнала к помехе, ротор выполнен в виде массивного цилиндра из немагнитного электропроводного материала, причем на одном торце цилиндра на ширину статора выполнены симметричные радиальные пазы, число которых равно числу пар полюсов двигателя, а в пазах установлен шихтованный магнитопровод.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. И. X. Маракасов, М. Г. Рябцев «Бесконтактные вентильные двигатели постоянного тока с трансформаторным коммутационным датчиком, «Труды третьей всесоюзной конференции по бесконтактным электрическим машинам, т. И, Гига, 1966.

2. Авторское свидетельство № 298996, кл. Н 02k 29/02, 1971.

а

О

Фиг. /

----л

Фи2. /

Похожие патенты SU550733A1

название год авторы номер документа
Синхронная двухчастотная машина с соотношением частот 1:2 1987
  • Запорожец Юрий Михайлович
  • Пикало Виталий Иванович
SU1453538A1
Трансформаторный дифференциальный датчик положения ротора для бесконтактного двигателя постоянного тока 1974
  • Пролыгин Анатолий Петрович
  • Гущо-Малков Борис Петрович
  • Кекот Олег Владимирович
  • Попович Роман Николаевич
SU532157A1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2407134C2
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА 1971
  • О. В. Кекот
  • Львовский Ордена Ленина Политехнический Институт
SU298996A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2020
  • Тришин Олег Михайлович
  • Скоморох Виктор Григорьевич
  • Канюка Андрей Петрович
  • Верецун Виталий Дмитриевич
RU2737316C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОМБИНИРОВАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2390086C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437199C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437200C1
Сверхпроводниковая индукторная электрическая машина с комбинированным возбуждением 2018
  • Ковалев Константин Львович
  • Ильясов Роман Ильдусович
  • Дежин Дмитрий Сергеевич
  • Егошкина Людмила Александровна
  • Ларионов Анатолий Евгеньевич
RU2696090C2
ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ 1995
  • Бродовский В.Н.
  • Каржавов Б.Н.
  • Петухов В.П.
  • Рыбкин Ю.П.
RU2112309C1

Иллюстрации к изобретению SU 550 733 A1

Реферат патента 1977 года Трансформаторный датчик положения ротора

Формула изобретения SU 550 733 A1

SU 550 733 A1

Авторы

Пролыгин Анатолий Петрович

Гущо-Малков Борис Петрович

Кекот Олег Владимирович

Попович Роман Николаевич

Даты

1977-03-15Публикация

1974-09-25Подача