(54) ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ
1
Изобретение относится к трансп6ртн(у машиностроению, в частности к бесступенчатым трансмиссиям гусеничных машин.
Известна бесступенчатая трансмиссия, состоящая из двух KnHHqpeMeHHbix вариаторов с вепушвми шкивами, ре мешенными на обшем палу, н ведомыми шкивами, распо|;юженными на отдельных полуосях, рулевого кояеса, связанного с органами утфавле ;ния вариаторов с помощью цепной передачя и размещенного на продольном брусе, и отдельного рычага, взаимодействующего с брусом Щ., ,
В этой трансмиссии управление ocjnneствляется регутгарованием передаточного отношения вариаторов с помощью рулевого колеса. Разгон и т можение обеспечиваются перемещением продольного бруса, осуществленным отдельным рычагом.
При этом перемещение бруса приводит к одновременному перемещению цепной передачи, что и обеспечивает изменение передаточного отношения трансмиссии.
Однако известная трансмиссия конструктивно сложна и неудобна в управлении. Так, напрягмер при изменешгасжорости перемещаютсявое восемь дисков варвапкфов и рулевое колесо. Кроме того, при данном способе управления вариаторами не обеспечивается автомагическая компенсация вытяжки клиновых t eMHeft..
Известна трансмиссия гусеничной , содержащая приводимьге от двигателя бесступенчатые бифтовые короб1 и передач с Органами управления, бортовые тормоза с приводом и рулевое колесо, кинематически связанное с органом управления бесступенчатой коробки передач каждого борта J
В известной трансмиссии при повороте рулевого колёса, благодаря его взаимосвязи с органами управления каждой бортовой коробки, осуществляется одинаковое по величине и обратное по направлению воздействие на органы управления бортовых коробок. При этом скорость одного ведущего колеса увеличивается, а другого - уменьшается, В: результате чего машина поворачивается. Величина радиуса поворота пропорциональна величине угла поворота рулевого колеса. Однако известная трансмиссия имеет неаостаточву маневренность нэ-оа отсутствия торможен ня отстающей гусенииы при помоши рулевого колеса. Цель изобретения - повышение маневрен- исвзтя гусеничной машнюл. Для этого трансмйсжня i гусеничной машины снабжена установленными на каждом бор ту двуплечими рычагами, одно на пяеч которых соединено с соответствуюшим приводом бортовых тормозов, а квнематнчэская связь рулевого колеса с qpranaMH упрввления вых корешок передач состоит на реечно зубчатого механизма, зубчатое колесо которого связано с рулевым колесом, яодпружвнённых относвтельвд Ефуг |фуга штоков, установленных с торцов ay J4aToi рейкв упо мянутого механиама в с(ввненных с помощью системы рычагов в тяг с оргаШ1МН хправления указанных коробок передач, при этом на штоках выполнен упор, взанмодействуюшнй со свободным плечом упомянутых двуплечих рычагов нри виклкиении рулевым колесом соответствующей бесступенчатой бортовой коробка передач. На чертеже взображ ш кинематическая схема траксмйссйи. Трансмиссия бортовые бесступенчатые коробкн передач, выполненные в вице кл1гаоременных вариаторов, состоящих из Бэдушего вала 1, ведущих подвижных нисков 2 и 3 и ведушйх вепооважных дисков 4 I 5, пружйи 6 а 7 и подшипников холостого хода 8 а 9, размешенных .между ведущими дисками 2-5, ведомых подвижных дисков 10 и 11 и ведс«лых неподвижных дисков 12 и 13, пружин 14 и 15, при жимающих подвижные диски 10 и 11 к соот Бегствующим неподвижным дискам 12 и 13 и клиновых ремней 16 « 17, Ведомые дщ;ки 1О - 13 кинематически свжзаны с ведущими звездочками 18 и 19 через бортовы передачи 2О и 21, Вариаторы связаны с двигателем через механизм реверса, состоящий вз конической шестерни 22, закрепленной на валу двигателя, конических шестерен 23 и 24 н кулачковой муфты 25, размешенных на ведущем валу 1. Рулеы е колесо 26 связано с зубчатым колесом 27, находящимся в зацеплении с зубчатой рейкой 28. По обе стороны зубяатой рейки 28 установлены штоки 29 и 30. Штоки 29 и ЗО прижаты к зубчатой рейке 28 пружиной 31 и снабжены упорами 32 и 33. На концах штоков 29 и ЗО шарнирно закреплены органы управления 34 и 35, свободные концы которых соединены тросовой передачей со шкивом 36, оборудованным рычагом 37, Вблизи штоков 29 ЗО на каждом борту установлены двуплеие рычаги 38 и 39, соединенные одним лечом с приводами 40 и 41 оборотных торозов. Трансмиссия работает следуюшим обраом. иля трогания с места рычаг 37 поворачивают на некоторый угол. При этом тросы наметываются на шкив 36 и сближают свободные концы органов управления 34 и 35. Своей средней частью саганы управления , 34 в 35 воздействуют на подвижные диски g и 3 и перемешают йХ в сторону непоя%11жных дисков 4 и 5, Клиновые ремни 16 Ч 17 при этом защемляются между ведушиь и аискамя и начинают передавать крутяшвй момент от двигатеяя к ведомым дискам. При дальнейшем повороте рычага 37 сфганы управления поворачиваются на больший угол. Клановые ремни на ведущих дисках выходят на больший рабочий диаметр, а на ведомых дисках, преодолевая сопротивления щэужин 14 и 15, занимают меньший рабочий диаметр. Передаточное отношение трансмиссии при этом изменяется, и машина увеличивает скорость. /Зля вьгаолнешя поворота, например влево, поворачивают влево рулевое колесо 26, при этом зубчатая рбйка 28 перемещается влево и, растягибая пружину 31, перемещает влево шток 29 вместе с органом управления 34. Срешгяя часть органа управления 34 при этом также перемещается влево, и подвижный диск 2 имеет воаможнс5;ть под действием натяжения ремня 16 отойти от неподвижного дкска 4. Передаточное отношение левого вариатора увеличивается, а правого - остается без изменения, так как перемещению штока ЗО препятствует упор 33, Чем болыие угол поворота рулевого колеса, тем болыле разница передаточных отношений вариаторов и тем меньше радиус поворота машины. Прч повороте рулевого колеса на угол, близкий к макснмально /у, ор- ан управления 34, поворачиваясь вокруг точки его крепления к трсюовой передаче, полностью выключает левый ведущий диск 2, и клиновой ремень 16 ложйтся на наружную обойму подшипника 8 холостого хода. При дальнейшем повороте рулевсого колеса в том же направлении упор 32 нажимает на свсхбодный конец двуплечего рычага 38 и, таким образом, воздействует на привод 40 бортового тормоза . Машина при этом разворачивается с минимальным радиусом. При освобождении рулевого колеса зубчатая рейка 28 и шток 29 под действием пружины 31 возвращают рулевое колесо и исходное положение. Передаточное отношение обоих
Авторы
Даты
1977-03-25—Публикация
1973-01-03—Подача