Данное изобретение касается известных уже в тоннельном деле погрузочных машин, монтированных в щите и выполненных в виде одной или нескольких лопат, расположенных на вращающемся пустотелом валу со шнеком. В целях дальнейшего усовершенствования машин подобного типа в отношении достижения более совершенной погрузки лороды и зачистки контура тоннеля до проектных размеррв, настоящее предложение предусматривает выполнение корпуса лоааты в виде трубы постоянного или переменного вылета. Труба эта предназначена служить ДЛЯ направления породы из ковша в пустотелую ось, откуда она направляется шнеком на отводящий транспортер. Для изменения вылета лопаты служит укрепленный на оси, расположенной внутри полой оси шнека, эксцентрик, который взаимодействует при раздвигании корпуса лопаты с упором, находящимся на его выдвижной части.
На чертеже фиг. 1 изображает схематически продольный разрез машины с лопатой постоянного вылета; фиг. 2 - разрез по I-I на фиг. 1; фиг. 3-вид по стрелке А на фиг. 1; фиг. 3 - разрез по II-II на фиг. 3; фиг. 4-механизм для изменения вы.лета лопаты; фиг. 5 и 6 - схемы изменения вылета лопаты с самотормозящим эксцентриком и с зубчатой рейкой; фиг. 7 и 8-варианты машины с переменным и постоянным вылетом лопаты, производящей зачистку контура тоннеля соответственно при неподвижном щите и во время его передвижения.
Предлагаемая погрузочная машина состоит из установленных в центре щита одной ИЛИ нескольких лопат 1, расположенных на пустотелом валу 2 с постояняым (фиг. 1-3, 3) ИЛИ переменным (фиг. 4-7) вылетом. Материал, захваченный лопатой при ее повороте, попадает через ее корпус, представляющий , пустотелую четырехугольную трубу, в ПОЛЫЙ вал 2, внутри которого вращается в том же направлении, но с большим ЧИСЛОМ оборотов шнек 2, имеющий привод от самостоятельного мотора 3 (фиг. 1) ИЛИ через соответствующие передачи от привода лопаты. Пустотелый вал лопаты имеет привод от механизма 4 (фиг. 1, 2), который, в целях компактности, снабжен двумя параллельно работающими червячными передачами. Дальнейшее транспортирование происходит при помощи ленточного транспортера, подающего материал в
еМКий бункер, из которого дальнейший транспорт ,оауществляется вагонетками.
Однако нрименение вращающейся лопаты постоянного вылета может встретить значительные трудности в экснлоатации, как, например, при встрече твердых кусков породы значительного сечения, при копании кучи большой высоты и Т- д.
Для облегчения работы мащины в подобных случаях предусмотрено телескопическое изменение (вылета корпуса лопаты (фиг. 4, 5).
Пустотелый вал 4 лопаты оканчивается в этом случае в левой части направляющим кожухом для телескопического перемещения выдвижной части 5 лопаты. Выдвижная часть 5 корпуса лопаты имеет упор 6, нажимая на который помощью эксцентрика 8, заставляют перемещаться часть 5 по направляющему кожуху. Эксцентрик 5 жестко насажен на ось 9, проходящую в пустотелом валу 10 щнека. На другом конце оси 9 жестко пасажен тормозной диск 11. Вал щнека приводится во вращение от червячного колеса 12, независимо от вращения трубы, с большим числом оборотов, тогда как пустотелому -валу лопаты (а следовательно, и самой лепате) сообщается движение от зубчатого колеса 13. Затормозив диск 11 при помощи тормоза 14 (фиг. 7) ,и вращая трубу в одну или другую сторону, получают увеличение или уменьщение вылета лолаты. Для предотвращения саманроизвольного движения лопаты эксцентрик вьгнолнен самотормозящим.
В форме выполнения погрузочной Мащины по фиг. 6 для раздв(игания корпуса лопаты служит зубчатая рейка 15, жестко связанная с подвижной частью 5 корпуса лопаты. Рейка 15 взаимодействует с зубчаткой 16, сидящей на валу 17. Последний соединен с конусным тормозным диском 18, который служит для затармаживания зубчатки 16 посредством взаимодействия с неподвижным конусным диском 19. При изменении направления движения трубы происходит увеличение или уменьщение вылета, аналогично предыдущему вари.анту.
Работа в забое при применении данной погрузочной мащины происходит периодически: а) при помощи отбойных молотков и взрывов наваливается куча достаточной высоты и б) периодически работа по отбойке прекращается и машина вычерпывает материал, который ссыпается под углом естественного откоса к плоскости вращения лопаты.
При ЭТОМ1 следует иметь в виду два основных случая работы лопаты: 1) работа лопаты производится только при неподвижном щите и 2) работа лопаты (окончательное подгребание оставшейся породы, а также зачистка контура тоннеля до проектного диаметра щита) производится одновременно с передвижкой щита, совершаемой щитовыми домкратами.
Работа в первом случае требует при автоматической.зачистке контура, чтобы лопата несколько выдавалась за кромку ножа. При этом окончательная зачистка контура и уборка породы цроизводится ступенями: продвинув щит на величину выступа лспаты, останавливают его в течение нескольких минут и производят вычерпывание породы и зачистку контура, после чего щит перемещается на следующую ступень. В случае легкого щита и большого усилия на кромке лопаты предусмотрены домкраты 2(7 (фиг. 2), имеющие упор на грунт.
Указанную зачистку контур;а и уборку остатков породы можно производить при передвижке щита (фиг. 8). В этом случае для предотвраще1ния возможности его поворачивания сбоку щита расположено ребро 21 (одно или несколько). В целях уменьщения сопротивления при передвижке щита от выступающего ребра перед ним устанавливается перфоратор 22, фрезерующий шпоночную канавку (фиг. 8).
Предмет изобретения.
1. Погрузочная мащина, монтированная в щите, выполненная в виде одной или нескольких лопат, расположенных на вращающе.мся пустотелом валу со шнеком, отличающаяся тем.
что корпус лопаты выполнен в виде трубы постоянного или переменного вылета, служащей для направления породы из ковша в пустотелую ось и для дальнейшего транспортирования ее шнеком на отводящий транспортер. 2. Форма выполнения погрузочной машины по п. I, отличающаяся тем, что для раздвигания корпуса лопаты применен эксцентрик 8, установленный на оси, проходящей внутри полой оси шнека, и взаимодействующий с упором 6 на выдвижной части корпуса.
3.Форма выполнения погрузочной ,мащины по п. 1, отличающаяся тем, что для раздвигания корпуса лoпatь применена зубчатая рейка, укрепленная у подвижной части корпуса лопаты и взаимодействующая с зубчаткой 16 на валу /7.
4.Форма выполнения погрузочной машины по п. 3, отличающаяся тем, что вал 17 зубчатки 16 связан с конусным тормозным диском /5, предназначенным затормаживать зубчатку 16 путем взаимодействия с неподвижным конусным диском 19.
Авторы
Даты
1940-01-01—Публикация
1939-01-07—Подача