(54) ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Малоразмерный газотурбинный двигатель | 2023 |
|
RU2805397C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2347923C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГЛУЗДАКОВА Ю.С. | 1993 |
|
RU2078968C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2282734C2 |
ТРАНСПОРТНЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВУХВАЛЬНЫЙ И ТРЕХВАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛИ (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2126906C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2019 |
|
RU2708178C1 |
МИКРОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2354836C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2044133C1 |
Противоточный горелочный модуль | 2023 |
|
RU2823422C1 |
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя | 2021 |
|
RU2773783C1 |
I
Изобретение относится к газотурбиностроению, в частности к газотурбинным двигателям.
Известны газотурбинные двигатели, содержащие турбину, комнрессор и расположенную между ними камеру кольцевого или трубчато - кольцевого типа 1 .
Недостатком известных двигателей является ограниченная теплонанряжекность камер- сгорания и, следовательно, относительно малая удельная мощность.
Известны также газотурбинные двигатели, содержащие расположенную между осевыми рабочими лопаточными колесами компрессора и турбины камеру сгорания, проточная часть которой разделена на изолированные каналы продольными, установленными под углом к оси камеры, лопастями. Лопасти вьтолнены профилированными и попарно образуют на входе в канал конфузорный участок, а на выходе - расширяющийся 2.
В такой камере теплонапряженность оказываемся выше, чем в камерах сгорания обычНого типа. Это связано с повышением напряжений в элементах конструкций.
Цель изобретения - повышение удельной мощности газотурбинного двигателя путем увеличения
теплонапряженности камеры сгорания без увеличения напряжений в ее конструктивных элементах. Это достигается тем, что попасти укреплены на ступице, размещенной на валу с возможностью свободного вращения, а утоп установки лопастей противоположен углу установки попаток и компрессора.
Кроме тот-о, турбокомпрессор может быть вьшолнен шоговальным с односторонним направлением вращения валов.
На фиг. 1 oказан двигатель с лопастями, установленныл« по всей длине камеры сгорания, продольный разрез; на фиг. 2 - развертка рабочих колес компрессора, камерысгорания с лопастями и турбины; на фиг. 3 - вариант вьтолнения многовального ротора турбокомпрессора; на фиг. 4 вариант вьшолнения камеры сгорания с лопастями, установленными только на входе и выходе; на фиг. 5 - развертка компрессора, камеры сгорания
и турбины согласно фиг. 4.
Газотурбинный двигатель содержит рабочее колесо компрессора 1,рабочее колесо турбины 2 и расположенную между ними кольцевую камеру сгорания 3. Камера сгорания 3 по всей длине или
только на входе и выходе разделена продольными
лопастями 4 на изолированные каналы 5. Лопасти 4 образуют входной сужающийся участок 6 с горловым сечением 7, за которым расположена зона горения 8, и выходной участок 9 для расшире1шя газов реактивной струи. Перед рабочим колесом компрессора 1 расположен сужающийся канал с установленным в нем коллектором форсунок 10.
В случае установки лопастей только на входе и выходе камеры сгорания (фиг. 4 и 5) зона горения выполнена в виде кольцевой полости, расположенной за участками 6. Лопасти 4 укреплены на ступице 11, установленной на валу 12 турбокомпрессора с возможностью свободного вращения, а угол установки лопастей 4 противоположен углу установки лопаток компрессора и турбины. Это обеспечивает камере сгорания возможность вращения в противоположном относительно турбокомпрессора направлении. При вьшолнении турбокомпрессора многовальным все рабочие колеса вращаются в одном направлении, противоположном направлению вращению камеры сгорания. Топливные форсунки могут быть вьшолнены в виде отверстий 13 по высоте лопастей 4, расположенных за горловым сечением 7 вблизи задней кромки, либо отверстий 14 непосредственно на задней кромке. Дня стабилизации фронта пламени в камере предусмотрен дефлектор 15.
При работе двигателя топливо, впрыскиваемое форсунками 10, смешивается с воздухом и в виде топливовоздушной смеси поступает в рабочее кЪ лесо компрессора 1, где смесь сжимается перед поступлением во входные участки 6 каналов. Топливо может впрыскиваться в предварительно сжатый поток воздуха через отверстия 13 или 14. Воздух с распыленным в нем топливом за компрессором 1 вращается в окружном направлении относительно входных участков 6 камеры сгорания 3. При выполнении компрессора 1 многоступенчатым на выходе из него может быть получена сверхзвуковая Скорость потока. В этом случае в горловом сечении 7 участка 6 образуется прямой скачок.
За скачком в примыкающей к нему части зоны горения образуется область повышенного давления и температуры, в которой топливовоздушная смесь сгорает. Поток продуктов сгорания, вытекая через выходные участки 9,, приводит во вращение рабочее колесо турбины в противоположном направлении. Такое вьшолнение обеспечивает камере сгорания возможность автоматически в процессе работы изменить свою скорость вращения обратно пропорционально мощности и скорости вращения турбины. В частности при увеличении рабочей температуры в камере сгорания скорость ее вращения падает. Это обстоятельство позволяет создавать в камере более высокие величины давлений при том же уровне напряжений в ее элементах.
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание :При экспертизе:
//
V
Л
dJ
иг.З
Ul.S
Авторы
Даты
1977-10-05—Публикация
1974-08-16—Подача