Малоразмерный газотурбинный двигатель Российский патент 2023 года по МПК F02K3/00 F23R3/32 F23R3/34 

Описание патента на изобретение RU2805397C1

Изобретение относится к области двигателестроения, и в частности к малоразмерным газотурбинным двигателям с высокоэффективным узлом камеры сгорания двухзонной схемы.

Известна (см. книга Курт Шреклинг (Kurt Schreckling). Турбины в авиамоделировании (Model turbines), стр. 12, фиг. 1, 2005 Traplet Publications Ltd [1]) конструкция малоразмерного двигателя, в которой двигатель состоит из ротора: вал с опорными шариковыми подшипниками, установленными внутри ступицы. На валу в передней части вала установлено колесо центробежного компрессора с лопатками, а в задней части установлено рабочее колесо осевой турбины. Статор состоит из входного устройства, лопаточного диффузора компрессора, камеры сгорания, расположенной между компрессором и сопловым аппаратом турбины. В задней выходной части двигателя расположено реактивное сужающееся сопло.

Недостатком такой конструкции является конструкция камеры сгорания двигателя, в частности, подача жидкого топлива по испарительной трубке в зону горения, которое, зачастую, при увеличении расхода топлива (эволюции двигателя) не успевает полностью испариться. Это ведет к низкой полноте сгорания топлива, высокому выбросу вредных веществ и перегреву стенок жаровой трубы камеры сгорания, находящихся вблизи зоны горения. Другим недостатком является отсутствие системы охлаждения стенок лопаток соплового аппарата, это ограничивает достижение высоких температур выше 1100 К, т.к. происходит перегрев и плавление лопаток.

Известна схема (см. книга Томас Кампс (Thomas Kamps). Модели реактивных двигателей (Model Jet Engines) (3rd Edition), стр.41, 1995 Traplet Publications Ltd [2]), состоящая из входного устройства, центробежного компрессора, камеры сгорания с подводом испаренного топлива в первичную зону горения, осевой турбины.

Недостатком такой конструкции является низкая полнота сгорания топлива из-за подвода топлива только в первичную зону горения, и как следствие, высокие значения эмиссии.

Известна схема малоразмерного газотурбинного двигателя с двумя зонами горения в камере сгорания, выбранная за прототип (см. Патент № US 8,307,661 B2 Дата: 13.11.2012 г. Small gas turbine engine with multiple burn zones (Малоразмерный газотурбинный двигатель с несколькими зонами горения), Авторы: Mark M. Harris, Wesley D. Brown, Angel M. Garcie [3]). Особенностью схемы является наличие двух зон горения в камере сгорания, жидкое топливо в которые подводится раздельно через вращающееся на валу центробежное колесо, либо через ряд специально расположенных струйных форсунок на наружной и внутренней стенках кольцевой камеры сгорания, а в них топливо поступает через топливные магистрали, проходящие вдоль наружной стенки камеры сгорания и через лопатки соплового аппарата. Воздух от компрессора служит для охлаждения стенок камеры сгорания, сопловых лопаток и заднего подшипника, и поступает через специально спрофилированные, расположенные под углом отверстия в жаровой трубе в камеру сгорания, формируя рециркуляционные зоны. Использование центробежной силы вала для распыла топлива позволяет существенно снизить размеры и требуемые характеристики топливного насоса, что повышает общий КПД двигателя.

Недостатком прототипа является сложность изготовления отверстий для подвода воздуха в жаровой трубе камеры сгорания для формирования рециркуляционных зон горения. Создание охлаждающих каналов в заднем подшипнике значительно усложняет конструкцию и уменьшает его надежность как ключевого элемента при работе двигателя, низкая полнота сгорания топлива и, как следствие, высокие значения эмиссии. Подвод топлива через сопловой аппарат значительно увеличивает взрывоопасность двигателя из-за перегрева стенок лопаток соплового аппарата и повышает вероятность воспламенения топливовоздушной смеси вне области камеры сгорания.

Целью предлагаемого технического решения является повышение эффективности малоразмерного газотурбинного двигателя применением камеры сгорания с подводом топлива в первичную и вторичную зоны горения.

Технический результат заключается в обеспечении оптимального для горения состава топливовоздушной смеси как в первичной зоне, так и в зоне догорания.

Предлагается конструкция малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД) (фиг 1). В традиционном исполнении камеры сгорания МГТД состоят из кожуха, жаровой трубы кольцевого типа, топливного коллектора с испарительными трубками. Топливо в виде испаренной смеси с воздухом подается в головочную часть камеры сгорания. Процесс горения происходит в объеме камеры сгорания, причем наиболее «богатая» топливная смесь находится в головочной части камеры сгорания, что зачастую не является оптимальным. А воздух в камеру сгорания подводится через несколько не менее двух поясов отверстий, расположенных по длине жаровой трубы.

Фиг. 1 - Схема МГТД: 1 - входное устройство; 2 - рабочее колесо центробежного компрессора; 3 - диффузорный лопаточный канал центробежного компрессора; 4 - вал; 5 - жаровая труба камеры сгорания; 6 - топливный коллектор с трубками (испарительные); 7 - сопловой аппарат турбины; 8 - рабочее колесо турбины; 9 - выходное реактивное сопло.

Отличительной чертой предлагаемого МГТД является исполнение камеры сгорания двухзонной схемы с раздельной подачей топлива и воздуха в первичную зону 12 и в зону догорания 16 (фиг. 2).

В предлагаемом двигателе топливо подается в две стадии через два ряда отверстий 14 и 17, расположенных по окружности топливных трубок из топливного коллектора 18. Причем, один ряд отверстий 11 расположен в первичной зоне 12 между головкой камеры сгорания и первым рядом отверстий подвода воздуха 14. Второй ряд отверстий 15 расположен в сечении, проходящем через первый пояс отверстий подвода воздуха 14. Воздух от компрессора поступает через петлевую пластину 13, которая придает ему реверсивное направление вдоль внутренней стенки, охлаждая ее от нагрева. Часть воздуха поступает через конфузорные щели 10, расположенные в головной части жаровой трубы камеры сгорания, формируя первичную зону циркуляционного течения, и участвует в образовании топливовоздушной смеси для горения. Несгоревшая часть топлива поступает из первичной зоны 12 в зону догорания 16, куда поступает часть воздуха через отверстия 14 и разбавляет продукты сгорания выходящие из первичной зоны, для дальнейшего горения.

Такой подвод топлива в жаровую трубу обеспечивает оптимальные (α→1,0, где α – коэффициент избытка воздуха) для горения состава топливовоздушной смеси как в первичной зоне 12, так и в зоне догорания 16 за первым поясом отверстий, и отсутствие переобогощенных топливом зон, что позволяет полное наиболее быстрое сгорание в пределах зоны горения.

Похожие патенты RU2805397C1

название год авторы номер документа
Малоразмерная газотурбинная установка 2024
  • Смелов Виталий Геннадьевич
  • Ткаченко Андрей Юрьевич
  • Шиманов Артем Андреевич
  • Виноградов Александр Сергеевич
  • Филинов Евгений Павлович
  • Батурин Олег Витальевич
  • Зубрилин Иван Александрович
RU2819326C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Моисеев Валерий Андреевич
  • Шлейников Николай Вячеславович
  • Бурцев Геннадий Николаевич
  • Рунько Виктор Викторович
  • Клокотов Юрий Николаевич
RU2414649C2
Прямоточная камера сгорания газотурбинного двигателя 2015
  • Мысляев Вениамин Михайлович
  • Максакова Ирина Вениаминовна
  • Елесин Максим Валерьевич
RU2626892C2
КОЛЬЦЕВАЯ МАЛОЭМИССИОННАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
  • Беликов Юрий Валерьевич
  • Токталиев Павел Дамирович
RU2515909C2
МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РЕГЕНЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА 2014
  • Ломазов Владимир Семенович
  • Князев Александр Николаевич
  • Данилов Максим Алексеевич
  • Попова Татьяна Валерьевна
  • Шмагин Кирилл Ильич
  • Осипов Иван Витальевич
  • Тимофеев Вячеслав Владимирович
RU2563079C1
МАЛОГАБАРИТНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Мысляев Вениамин Михайлович
  • Максакова Ирина Вениаминовна
  • Ахметов Данил Наильевич
  • Фомин Виталий Владимирович
  • Кривопалов Вячеслав Владимирович
  • Ушаков Алексей Владимирович
RU2406933C1
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя 2021
  • Скиба Владимир Васильевич
RU2773783C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Медведев А.В.
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2226652C2
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2343356C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2347144C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 805 397 C1

Реферат патента 2023 года Малоразмерный газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области двигателестроения, и в частности к малоразмерным газотурбинным двигателям с высокоэффективными энергетическими показателями. Малоразмерный двигатель состоит из входного устройства, центробежного компрессора, камеры сгорания, турбины, реактивного сопла, систем топливопитания, охлаждения и смазки. В двигателе высоконапорный воздух от компрессора подводится для охлаждения стенок жаровой трубы камеры сгорания, далее, нагреваясь за счет отвода тепла от стенок, попадает в камеру сгорания через конфузорообразные каналы, выполненные на стенках жаровой трубы в передней части камеры сгорания, вызывая формирование двух рециркуляционных зон: первичной зоны и зоны догорания. Пояса отверстий для подачи паров топлива расположены на стенках топливоподводящих трубок и размещены в первичной зоне и зоне догорания. Топливовоздушная смесь образуется за счет смешения паров топлива с предварительно нагретым воздухом за счет отвода тепла от стенок жаровой трубы. Такое исполнение камеры сгорания позволяет увеличить полноту сгорания для получения максимально допустимой температуры (энергии) для создания тяги летательного аппарата, а также повысить экологические показатели двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 805 397 C1

Малоразмерный газотурбинный двигатель, содержащий входное устройство, рабочее колесо центробежного компрессора, диффузорный лопаточный канал центробежного компрессора, вал, жаровую трубу камеры сгорания, топливный коллектор с топливными трубками, сопловой аппарат турбины, рабочее колесо турбины, выходное реактивное сопло, отличающийся тем, что камера сгорания выполнена с двухзонной схемой с раздельной подачей топлива и воздуха в первичную зону и в зону догорания, в первичную зону испаренное топливо подается через отверстия, расположенные по окружности на стенках топливных трубок в центральную зону между головной частью камеры сгорания и первым поясом отверстий для подвода воздуха в камеру сгорания, в зону догорания испаренное топливо подается через отверстия, расположенные по окружности на стенках топливных трубок на одном уровне со вторым поясом отверстий для подвода воздуха, воздух от компрессора в камеру сгорания подается через конфузорные каналы, выполненные в стенке головной части камеры сгорания, для создания рециркуляционного течения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2805397C1

US 2019153948 A1, 23.05.2019
DE 19535411 A1, 02.05.1996
US 5163284 A, 17.11.1992
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2758172C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 2019
  • Субботин Владимир Анатольевич
  • Гордеев Андрей Анатольевич
  • Осипов Павел Геннадьевич
  • Шелудько Леонид Павлович
  • Бирюк Владимир Васильевич
RU2708957C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ И КАМЕРА СГОРАНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Спиридонов Ю.А.
  • Груздев В.Н.
RU2028547C1
EP 3246628 A1, 22.11.2017.

RU 2 805 397 C1

Авторы

Халиулин Руслан Рафаэлевич

Сыченков Виталий Алексеевич

Волостнов Геннадий Васильевич

Давыдов Николай Владимирович

Мухаметгалиев Тимур Хатипович

Сейид Джафари Сейидали Сейид Мучтеба

Даты

2023-10-16Публикация

2023-03-09Подача