Проверка установки цилиндров двигателей при судоремонте производится обычно посредством струны, натягиваемой по осям цилиндров, что представляет кропотливую и трудоемкую работу, состоящую из линейных измерений и измерений углов (малых или близких к 90°) между геометрическими элементами деталей, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Для облегчения и уточнения этой работы предлагается оптический прибор, предназначенный для проверки положения цилиндров двигателей как при вынутом, так и при уложенном коленчатом вале (поршень и крышка предполагаются снятыми). Согласно изобретению, зрительная труба прибора наклонно установлена на поперечине, которая накладывается на верхний торец цилиндра. Поперечина снабжена переставными по концам установочными упорами, а также линейкой с делениями.
На чертеже фиг. 1 и 2 изображают установку прибора на цилиндре паровой машины; фиг. 3, 4-лоследовательные положения прибора при проверке перпендикуотярности оси цилиндра к оси коленчатого вала двигателя; фиг. 5 поясняет процесс производства измерений помощью данного прибора.
Предлагаемый оптический прибор состоит из поперечины 1 (фиг. 1), опирающейся упорами 2 на верхний торец цилиндра и упорами 3 на его внутреннюю поверхность. Поперечина снабжена зрительной трубой 4 с крестом нитей и шкалой 5, обращенной вниз. Упоры 2 и 3 могут перестанавливаться на поперечине 1 и закрепляться в любом положении, в зависимости от диаметра проверяемого цилиндра. Ось трубы 4 слегка наклонена к оси цилиндра и показана на чертеже установленной в плоскости производимых измерений (в плоскости чертежа).
Для измерения отстояния L оси цилиндра от параллели к последней приставляют перпендикулярно линейку 6 с делениями, по которым посредством трубы 4 производят два отсчета при двух положениях прибора, симметричных относительно оси цилиндра, т. е. один отсчет /, производят при положении прибора по фиг. 1, а другой отсчет /2 --при положении прибора по фиг. 2
(повернув прибор на 180°). При этом, вследствие симметричности двух положений прибора (фиг. 5) относительно оси цилиндра, оптическая ось трубы 4 атересечет линейку 6 последовательно в двух точках, также симметричных относительно той же оси и находящихся от последней на некотором расстоянии X, тогда:
/ /- - Х /.) А -р X,
откуда получаем искомое расстояние
/1 -f k Л
Для проверки перпендикулярности оси цилиндра к оси коленчатого вала двигателя на мотылевую шейку параллельно ей устанавливают плоское зеркало 7 (фиг. 3), в котором отражается шкала 5. Поэтому отражению, посредством трубы 4, производят отсчет сперва при положении прибора по фиг. 3 (отсчет а,), а затем - при положении по фиг, 4 (отсчет а,), т. е. после поворота прибора на 180°. Разность отсчетов, деленная на учетверенное расстояние Н прибора от зеркала 7, дает тангенс искомого угла отклонелия а от пе-рпендикуляра;
ffl «9
ta7 -liL
Если есть сомнения в параллельности осей мотылевой шейки и вала, то проверку по фиг. 3 и 4 повторяют при нижнем (а в случае надобности и при среднем) положении кривошипа. Срайнявая результаты, определяют отклонения от параллельности. Возможную jvOHycHocTb мотылевой шейки учитывают, измеряя ее обычным способом.
В случае -вынутого коленчатого вала, перпендикулярность оси последпего к оси цилиндра проверяют, устанавливая зеркало 7 параллельно оси рамовых подшипников или параллельно какому-либо другому направлению, Лриняфому за - осно-вное. Таким же образом - могут -быть проверены расстояния. щек кривошипа и оси коленчатого сала от оси цилиндра, положение шатуна при сборке движения, перпендикулярность верхнего торца цилиндра к оси последнего и т. п.
Необходимое отклонение параллелей крейцкопфных двигателей от положения, параллельного оои цилиндра, может быть проверено двояко: путем измерений отстояний оси цилиндра от параллели вверху и внизу последней по фиг. 1 и 2 или путем измерения угла аналогично фиг. 3 и 4, причем зеркало 7 устанавливают перпендикулярно « Параллели (посредством поверочного угольника).
Для возможности отсчета по линейке 6 (фиг. 1) долей миллиметра прибор снабжен не показанными на чертеже микрометрическими винтами, пазволяюпдИМи перемещать в небольших пределах трубу 4 до совпадения точки пересечения нитей последней с ближайшим штрихом линейки 6.
Точность измерения практически не зависит от точности изготовления частей прибора (в том числе и зрительной трубы 4), так как от поворота на 180° погреишости прибора взаимно уничтожаются. То же относится и к оправе зеркала 7, обладающей свойством самопроверки (как уровень, при повороте его на 180°).
Необходимыми условиями точности измерений являются: неизменность взаимного расположения частей прибора между двумя отсчетами, качество отражающей поверхности зеркала 7, точность линейки 6 и достаточное увеличение трубы 4. Неточность установки оси трубы 4 в плоскости измерений, вследствие малости углов, по исследованиям- автора, может достигать 8° без заметного влияния на точность измерения. Все измерения в одной плоскости (угловые и линейные) могут быть совмещены во времени. Однако, при этом Необходимо, чтобы фокусное устройство трубы 4 (окулярное колено или фокусирующая линза) «е имели люфта, что конструктивно легко достижимо. Для освещения шкалы 5 и линейки 6 прибор может быть- снабжен фонарем с электрической лампой и линзой.
Предмет изобретения.
Оптический прибор для проверки положения цилиндров двигателей и параллельности мотылевых шеек и оси коленчатого вала, отличающийся тем, что зрительная труба наклонно установлена на поперечине, накладываемой на верхний торец цилиндра и снабженной линейкой с делениями и переставными по концам установочными упорами.
фиг.1
. %
Авторы
Даты
1941-01-01—Публикация
1940-04-11—Подача