Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Советский патент 1978 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU598781A1

Изобретение относится к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств. Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, коробку передач, входной вал которой соединен с турбинным колесом гидротрансформатора, бортовые суммирующие трехзвенные планетарные механизмы, одни одноименные звенья каждого из которых соединены с соответствующими ведущими звездочками движителя транспортного средства, другие одноименные звенья через коробку передач и гидротрансформатор связаны с ведущим валом трансмиссии 1. Однако известная трансмиссия не обеспечивает возможности получения необходимого диапазона изменения передаточных чисел. Известна также гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, насосным колесом связан ный с ведущим валом трансмиссии, коробку передач, входной вал которой соединен с турбинным колесом гидротрансформатора, бортовые суммирующие трехзвенные планетарные механизмы, одни идноименные звенья каждого из которых соединены с соответствующими ведущими звездочками движителя транспортного средства, другие одноименные звенья через коробку передач и гидротрансформатор связаны с ведущим валом трансмиссии, а третьи одноименные звенья - с дифференциалом планетарного типа, одно звено которого связано с ведущим валом трансмиссии, а другое - с выходным валом коробки передач, и элементы управления поворотом 2. Особенностью этой трансмиссии является наличие гидротрансформатора, установленного между ведущим валом трансмиссии и коробкой передач, и наличие трехзвенного дифференциала планетарного типа, с соответствующим звеном которого связаны через элементы управления,указанные выще третьи звенья бортовых суммирующих планетарных механизмов, а два других, звена этого дифференциала связаны соответственно с ведущим валом трансмиссии и с выходным валом коробки передач. Гидротрансформатор позволяет увеличить общий диапазон трансмиссии, а дифференциала с указанными связями позволяет (по отнощению к своему прототипу) расщирить диапазон фиксированных радиусов поворота, а также разгрузить гидротрансформатор и коробку передач в режиме поворота перепуском части мощности мимо них. Однако данная трансмиссия также не обеспечивает возможности расширения общего диапазона передаточных чисел трансмиссии и характеризуется ограниченным количеством фиксированных радиусов поворота.

Цель изобретения - расширение общего диапазона передаточных отношений трансмиссии и получение дополнительного диапазона фиксированных радиусов поворота.

Для этого трансмиссия снабжена тормозом и фрикционной муфтой, а дифференциал выполнен четырехзвенным, третье и четвертое звенья которого связаны соответственно с третьими звеньями бортовых суммирующих планетарных механизмов, при этом звено дифференциала, связанное с выходным валом коробки передач, соединено с тормозом и эта связь осуществлена через фрикционную муфту, а связь звена дифференциала с ведущим валом трансмиссии выполнена через элементы управления поворотом.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемой трансмиссии; на фиг. 2 - вариант выполнения элементов управления поворотом TpaHcnoptHoro средства на основе гидрообъемной передачи.

Предлагаемая конструкция содержит бортовые суммирующие планетарные механизмы, одни одноименные звенья и 2 (водила) каждого из которых с помощью валов соединены (как правило через бортовые рехТ,укторы) с соответствующими звездочками 3 и 4 движителя. Другие одноименные звенья 5 и 6 (эпициклические колеса) каждого механиз.ма через выходной вал 7 коробки передач 8, ее выходной вал 9 и турбинное колесо 10 гидротрансформатора связаны (гидравлически) с его насосным колесом 11. Насосное колесо через зубчатую передачу 12 связано с ведущим валом 13 трансмиссии, присоединяемым к валу двигателя транспортного средства. Третьи звенья 14 и 15 (солнечные колеса) бортовых суммирующих планетарных механизмов связаны соответственно с двумя звеньями 16 и 17 (солнечные колеса) четырехзвенного дифференциала, причем конструктивно связь звена 14 со звеном 16 выполнена непосредственной, а связь звена 15 со звеном 17 осуществлена через зубчатую передачу 18, вал 19 и зубчатую передачу 20. Третье звено 21 (солнечное колесо) четырехзвенного дифференциала через зубчатую передачу 22, элементы управления поворотом транспортного средства, выполненные в данном случае в виде маханического реверсивного устройства из управляемых фрикционных муфт 23 и 24, взаимодействующих через коническую зубчатую пе редачу 25, и управляемого тормоза 26, связано через зубчатую передачу 27 с насосным колесом 11 гидротрансформатора, которое, как указывалось, связано через зубчатую передачу 12 с ведущим валом 13 трансмис.сии. Четвертое звено 28 (водило) четырехзвенного дифференциала снабжено управляемыми тормозом 29 и фрикционной муфтой 30, с-вязывающей это звено (через звено 5) с выходным валом 7 коробки передач. Перечисленные четыре звена 16, 17, 21 и 28 дифференциала представляют соответственно эпициклическое колесо, два солнечных колеса и водило, взаимодействующих между

собой через находящиеся в зацеплении сателлиты 31 и 32, оси которых закреплены на водиле 28.

Прямолинейное (поступательное) движение и поворот транспортного средства в одну или другую сторону имеют два режима - нормальный и замедленный, что удваивает число ступеней передач, расширяя тем самым общий диапазон. Нормальный режим целесообразно использовать в облегченных условиях движения (по дорогам), а замедленный режим - в тяжелых условиях движения (на местности).

Эти режимы движения получают путем изменения оборотности солнечных колес 14 и 15 суммирующих планетарных механизмов за счет управления тормозом 29 и фрикционной муфтой 30. Нормальный режим осуществляется при выключенном тормозе 29 и включенной муфте 30. Замедленный режим осуществляется при отключенной муфте 30 и включенном тормозе 29В прямолинейном движении транспортного средства на том и другом режимах включен тормоз 26 при отключенных фрикционных муфтах 23 и 24. При этом солнечное колесо 21 неподвижно, и четырехзвенный дифференциал выполняет роль планетарного редуктора. В рассматриваемых условиях при замкнутой фрикционной муфте 30 этот редуктор через водило 28 получает вращение от выходного вала 7 коробки передач, раздавая его на звенья 16 и 17, первое из которых вращает солнечное колесо 14 суммирующего планетарного механизма одного борта, а второе через передачу 20, вал 19 и передачу 18 вращает с той же скоростью солнечное колесо 15 суммирующего планетарного механизма другого борта (равные скорости вращения солнечных колес 14 и 5 обеспечиваются путем подбора внутреннего передаточного числа четырехзвенного дифференциала и передаточных чисел передач 20 и 18). Эпициклические колеса 5 и 6 суммирующих планетарных механизмов вращаются одинаково от вала 7 в ту же сторону, что и солнечные колеса 14 и 15, или противоположную сторону (на задней скорости в коробке передач). Имея по отнощению к указанным солнечным колесам иную скорость В результате водила 1 и 2, суммируя движения солнечных и эпициклических колес, передают вращения к ведущим звездочкам 3 и 4 и далее к гусеничным движителям, обеспечивая им одинаковые скорости вращения и, следовательно, прямолинейность движения транспортного средства в нормальном режиме.

При разомкнутой муфте 30 и включенном тормозе 29 все элементы четырехзвенного дифференциала неподвижны и связанные с ним солнечные колеса 14 и 15 суммирующих планетарных механизмов остановлены. В этом случаепередача вращения к этим механизмам осуществляется только от эпициклических колес 5 и 6, что обеспечивает водилам 1 и 2, ведущим звездочкам 3 и 4 замедленный режим вращения с одинаковой скоростью.

Поворот транспортного средства в ту или другую сторону осуществляется отключением тормоза 26 и включение.м фрикционной муфты 24 или 23, что в первом случае обеспечивает

вращение солнечного колеса 21 в одну сторону от передачи 27, через муфту 24 и передачу 22, а во втором случае обеспечивает вращение солнечного колеса 21 с той же скоростью в противоположную сторону от передачи 27 через коническую передачу 25, муфту 23 и передачу 22. В том и другом случаях солнечные колеса 14 и 15 суммирующих планетарных механизмов начинают одновременно вращаться в разные стороны. В нормальном режиме движения транспортного средства (включена муфта 30) вращение солнечного колеса 21, суммируясь с вращением водила 28, вызывает увеличение скорости вращения солнечного колеса одного суммирующего планетарного механизма при соответствующем замедлении на равную величину скорости вращения солнечного колеса противоположного суммирующего планетарного механизма. В замедленном режиме движения транспортного средства (включен тормоз 29), не происходит эс()фекта суммирования скоростей солнечного колеса 21 и водила 28, ибо последнее остановлено. Вращение солнечного колеса 21, передаваясь эпициклическому колесу 16 и солнечному колесу 17, обеспечивает в данном случае вращение солнечных колес 14 и 15 суммирующих планетарных механизмов с одинаковой скоростью, но в противоположные стороны.

Таким образом, как в. нормальном, так и замедленном режимах движения обеспечивается вращение звеньев 1 и 2 и связанных с ними ведущих звездочек 3 и 4 с различными угловыми скоростями вводя транспортное средство в поворот с больщей или меньшей угловой скоростью поворота.

Симметричность поворота транспортного средства в одну или противоположную сторону при одинаковой скорости вращения солнечного колеса 21 обеспечивается соответствующим под бором чисел зубьев колес четырехзвенного дифференциала, передач 18 и 20 или передачи 25.

Следует отметить, ч.то для обеспечения контролируемого и плавного изменения радиусов поворота и увеличения их диапазона механическое реверсивное устройство по фиг. 1 может быть заменено гидрообъемной передачей, как показано на фиг. 3, содержащей гидронасос 33 и гидромотор 34.

Такое устройство для управления поворотом транспортного средства было указано как вариант в трансмиссии по-прототипу.

б прямолинейном движении транспортного средства передача заперта, гидромотор 34 остановлен, что эквивалентно включению тормоза 26 на фиг. 1. Режим поворота обеспечивается вращением гидромотора 34 в одну или другую стороны с различной скоростью, расщиряя возможности по управляемости поворотом по сравнению с механическим реверсивным устройством.

Наконец, следует обратить внимание на то, что в конструкции предлагаемой трансмиссии гидротрансформатор может содержать механизм блокировки его колес или быть вообще упразднен. В том и другом случаях это приводит к сокращению в меньщей или большей степени общего диапазона трансмиссии и закономернсстей в изменении радиусов поворота транспортного средства.

Технический эффект, достигаемый использованием предлагаемой трансмиссией, заключается в возможности получения нормального и замедленного режимов, что, как в прямолинейном движении, так и в повороте, увеличивает общий диапазон трансмиссии, например, на 25-30%, практически без увеличения ее габаритов.

Формула изобретения

Гидромеханическая трансмиссия транспорт-ного средства, преимущественно гусеничного, содержащая гидротрансформатор, насосным колесом связанный с ведущим валом трансмиссии, коробку передач, входной вал которой соединен с турбинным колесом гидротрансформатора, бортовые суммирующие трехзвенные планетарные механизмы, одни одноименные звенья каждого из которых соединены с соответствующими ведущими звездочками движителя транспортного средства, другие одноименные звенья через коробку передач и гидротрансформатор связаны с ведущим валом трансмиссии, а третьи одноименные звенья - с дифференциалом планетарного типа, одно звено которого связано с ведущим валом трансмиссии, а другое - с выходным валом коробки передач, и элементы управления поворотом, отличающаяся тем, что, с целью расщирения общего диапазона, она снабжена тормозом и фрикционной муфтой, а дифференциал выполнен четырехзвенньш, третье и четвертое звенья которого связаны соответственно с третьими звеньями бортовых суммирующих планетарных механизмов, при этом звено дифференциала, связанное с выходным валом коробки передач, соединено с тормозом и эта связь осуществлена через фрикционную муфту, а связь звена дифференциала с веду1цим валом трансмиссии выполнена через элементы управления поворотом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Патент США № 338353, кл. 74-720,1968.

2.Авторское свидетельство СССР № 521174 по заявке № 1648463/11 с приоритетом 12 04 1971 г., по которой принято положительное рещение.

гс--1 -22

h-27

Похожие патенты SU598781A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Воронков Константин Николаевич
  • Сычев Сергей Федорович
  • Изотов Виктор Захарович
  • Суслов Александр Александрович
SU610689A1
Механизм поворота гусеничной машины 1971
  • Изотов Виктор Захарович
  • Пятков Владимир Анастасьевич
  • Старовойтов Василий Степанович
  • Суслов Александр Александрович
SU521174A1
Трансмиссия гусеничной машины 1984
  • Павлов Владимир Викторович
SU1162628A1
Механизм поворота гусеничной машины 1977
  • Суслов Александр Александрович
  • Изотов Виктор Захарович
  • Сычев Сергей Федорович
SU738928A2
Механизм поворота гусеничной машины 1987
  • Кудрявцев Василий Валентинович
  • Балдаев Евгений Михайлович
SU1527071A1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ 2010
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Вансович Егор Иванович
  • Булатов Александр Вячеславович
  • Пуртов Константин Сергеевич
RU2438908C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ 2000
  • Дубровский Ф.М.
  • Жебелев К.С.
  • Кожевников В.С.
  • Печенкин В.А.
  • Розеноер М.Г.
  • Сухоруков А.К.
  • Ходаков О.М.
  • Шакиров Т.М.
  • Шелест Л.А.
  • Щельцын Н.А.
RU2191303C2
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства 2016
  • Карпухин Сергей Анатольевич
  • Сучугов Борис Николаевич
  • Васильченков Василий Федорович
  • Селюк Дмитрий Владимирович
  • Абрамов Вячеслав Николаевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Иванов Роман Алексеевич
RU2613143C1
Силовая установка транспортногоСРЕдСТВА 1975
  • Суслов Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
  • Ширшов Юрий Иванович
  • Богданов Станислав Николаевич
  • Изотов Виктор Захарович
SU815323A1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2005
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Майборода Сергей Сергеевич
RU2297926C1

Иллюстрации к изобретению SU 598 781 A1

Реферат патента 1978 года Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Формула изобретения SU 598 781 A1

J4

33

SU 598 781 A1

Авторы

Сычев Сергей Федорович

Воронков Константин Николаевич

Изотов Виктор Захарович

Суслов Александр Александрович

Даты

1978-03-25Публикация

1975-08-04Подача