в настоящее время на лесосплаве и наплавных сооружениях (продольные запани, молепроводы, пыжеограждающие усггройства, леооиаиравляющие боны) применяются боны следуюш,их видов сплотки: а) вицевые (на поворах и вицевых хомутах), б) шпоночные, в) болтовые, г) шпоночно-болтоБые.
Вицевые боны (наиболее старый вид сплотки) в виду несовершенства и малой прочности конструкции, а главное, в виду односезонного срока службы и необходимости ежегодной их переплотки, признаются пригодными лишь для временных (односезонных и малоответственных) сооружений.
Последние же три вида конструкций считаются наиболее отвечаюш;ими техническим требованиям, и те или иные из них применяются во всех современных постоянных сооружениях, вытесняя вицевые боны.
Во всех этих конструкциях, как известно, бревна, составляюш.ие тело бона, располагаются в один горизонтальный ряд и соединяются между собой шпонками или болтами. Лишь в отдельных случаях применяются двухъярусные по высоте боны, представляюш,ие собой сдвоенные однорядные шпоночные или болтовые боны, соединяемые в свою очередь вертикальными шпонками или болтами.
Присущее всем применяемым конструкциям бонов плоское в сплошной ряд расположение бревен имеет целый ряд недостатков, основными из которых являются следующие:
1)Количество бревен по ширине бона оо строительным сооб ражениям «и должню превышать 6-8 шт., так как при большой щи)рине весьма затруднительна установка шнонок Е болтов;
2)с увеличением числа бревен по ширине бона резко снижается «коэфициент использования затрачиваемой на него древесины, например, как установлено, при увеличении количества бревен с 6 до 8, т. е. при увеличении объема затрачиваемой древесины на 33%, допустимая нагрузка может быть увеличена лишь на 11%, а расчетный пролет всего на 5%;
3)указанное в пп. 1 и 2 вынужденное ограничение количества бревен по ширине 6-8 штуками в большинстве практических случаев является весьма неблагоприятным, так как при применении 6-8-бревенного бона, например, в продольных запанях, пыжеограждающих устройствах вследствие малой его прочности приходится прибегать к частому расположению выносов и береговых или донных опор (20-25), что удорожает сооружение, увеличивает затраты такелажа и при этом ухудшает эксплоатационные условия (частое ра-сйоложение выносов);
4)малая прочность бонов, особенно шпоночных, относительно большой оси бона (плоскости плавания), вследствие чего нередко происходит разрушение бонов при волнениях, частичных обмелениях и навалах древесины, а также при спуске и выкатке бонов на берег;
5)более прочные в этом отношении болтовые боны все же могут деформироваться, например, при ошлаговках и требуют довольно больших затрат металла на болты;
6)возможность ребрения и излома бонов при зачалке выносов за бон, не вполне отвечаюшей случайной игре сил по линии соприкосновений бона с пыжом;
7)необходимость дополнительных устройств (козырьков и пр.) для предупреждения подныривания древесины при больших скоростях;
8)большие затраты труда на изготовление бонов и трудность применения механизации и скоростных методов строительства.
Для устранения или уменьшения указанных недостатков взамен суш;ествуюш;их типов и конструкций предлагается новый тип бона, составляющий предмет настояш;его изобретения.
Отличительной особенностью его является то, что он выполнен в виде пакета бревен, каждый продольный ряд которых сдвинут относительно бревен соседнего ряда так, что между двумя ближайшими хомутами, стягиваюш,ими пакет, находится один стык бревен.
На чертеже фиг. 1 показывает боковой вид одного из вариантов бона (8-бр:евенный); фиг. 2 - его поперечный разрез; фиг. 3, 4, 5 и
6 - поперечные разрезы других возможных вариантов бона (4, б, 7 и 10-бревенные); фиг. 7 и 8 - часть 7-бревенного бона со стяжным хомутом, вид сбоку и в поперечном разрезе.
Как видно из чертежа, в предлагаемом боне, в отличие от всех существующих конструкций бонов, бревна 1, составляющие тело бона, не распластываются в ряд, а наоборот, группируются в пакет с сечением, близким к квадратному (фиг. 3), круговому (фиг. 5), эллипсоидальному (фиг. 6) и т. п.
Бревна 1 для образования пакета-бона стягиваются хомутами 2, охватывающими пакет по внешней поверхности его.
По длине бона (звена) бревна 1 располагаются в притык друг к другу. Стыки же бревен располагаются в разгонку с таким расчетом, чтобы стык перекрывался соседними бревнами и чтобы между двумя хомутами 2 было не больше одного стыка, например, при 8-бревенном боне и длине бревен 8,0 м хомуты располагаются через 1 м.
Хомуты практически в большинстве случаев достаточно делать из 6-миллиметровой проволоки в дватри кольца, туго затягиваемые и закрепляемые в завертку (фиг. 7).
В случае необходимости, для усиления связи, по линии хомута могут быть сделаны в бревнах небольшие бороздки, как показано на фиг. 7.
Пакеты-боны могут изготовляться в виде звеньев любой длины и с любым практически необходимым числом бревен в теле бона.
В отношении прочности на нормальные (горизантальные) нагрузки предлагаемый бон должен быть прочнее шпоночных, так как прочность его создается и обеспечивается за счет компактного расположения бревен и отсутствия легко скалывающихся или расстраивающихся деталей, как например, шпонки, узкие щеки бревен между гнездами шпонок и пр.
Такой бон по прочности на нормальные нагрузки должен быть во всяком случае не ниже болтового.
В отношении же вертикальных сил предлагаемый бон будет значительно прочнее всех указанных выше конструкций. Что же касается продольных сил, то прочность такого бона должна быть вполне достаточной даже в самой простой форме выполнения по фиг. 3, так как в продольных запанях, молепроводах, пыжеограждающих устройствах, лесонаправляющих бонах на постоянных опорах продольные силы малы, ибо они от каждого звена передаются на опоры.
Как известно, весьма большое практическое значение имеет вопрос изготовления бонов. В этом отношении предлагаемый бон имеет большие преимуш;ества, так как дает возможность значительно сократить трудоемкие работы, совершенно исключить плотничные работы, применить механизацию и скоростные методы изготовления.
Схема работ по изготовлению таких бонов состоит в следуюшем.
На строительном участке устанавливаются на земле простейшие станки-формы в линию или параллельно на несколько звеньев бонов.
Вдоль станков прокладывается продольный транспортер или узкоколейка, лежневка с вагонетками, при помощи которых подаются со
склада и перемешаются вдоль линии станков бревна.
В форму закладываются в начале звена укороченные, согласно разбивке стыков, бревна нижнего ряда, заблаговременно заготовленные в массовом порядке.
Затем последуюш,ие по длине бона цельные бреэна скатываются с вагонетки или транспортера в своих местах и легкой подправкой придвигаются в притык к соседнему предшествующему бревну. После этого таким же образом накладывается второй, а если требуется, и третий ряд. По укладке всех рядов бон стягивается проволочными хомутами; на этом изготовление боиа заканчивается.
Готовый бон стаскивается в сторону через откидную стенку станка и по узкоколейке отвозится на склад готовой продукции.
Предмет изобретения.
Бон, отличаюшийся тем, что он выполнен в виде пакета бревен, каждый продольный ряд которых сдвинут относительно бревен соседнего ряда так, что между двумя ближайшими хомутами, стягиваюш;ими пакет, находится один стык бревен.
.фиг2 ,/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО МОЛЕПРОВОДА, ЗАПАНИ И Т. П. | 1935 |
|
SU46477A1 |
Механизированный лесной рейд | 1935 |
|
SU44482A1 |
Разъездное приспособление для соединения бревен в многодеревянных бонах, запанях и т.п. | 1933 |
|
SU38484A1 |
Жесткий секционный плот | 1937 |
|
SU55870A1 |
ГИБКАЯ ЗАПАНЬ | 1937 |
|
SU53023A1 |
Поточная линия для изготовления пакетов из бревен | 1982 |
|
SU1087438A1 |
Устройство для механической сортировки и пучковой сплотки бревен | 1932 |
|
SU32380A1 |
Запань | 1929 |
|
SU26207A1 |
Плавучая машина для сплотки бревен в длинные и короткие пучки | 1950 |
|
SU91528A1 |
Устройство для многорядной сплотки бревен | 1935 |
|
SU50066A1 |
Авторы
Даты
1941-01-01—Публикация
1939-08-22—Подача